Персона врача
Грани личности
| Характерологические особенности личности
| Этические принципы
| Деонтологические принципы
|
1.врач – профессионал 2.врач – ученый 3.врач – организатор 4. врач – интеллигент 5.врач – гражданин | 1.доброта, доброжелательность 2.безкорыстие, отзывчивость 3.отзывчивость 4.опрятность 5.скромность 6.оптимизм 7.решительность | 1.право на здоровье 2.право на жизнь 3.право на эксперимент 4.право на ошибку 5.право на самопожертвование 6.врачебная тайна 7.нет технократизму 8.врач и пытка 9.ятрогения 10.этические проблемы современных технологий | 1.врач – пациент (ребенок) 2.врач – родители, родственники 3.врач – медперсонал 4.врач – и врач коллега
|
Настоящим врачом стать трудно, ибо личность врачавключает 5 обязательных компонентов: 1. врач-профессионал (хорошо владеющий профилактикой, диагностикой и лечением); 2. врач-организатор; 3. врач-исследователь (методология диагноза и научного поиска идентичны); 4. врач-гражданин (патриот: любящий и защищающий большую и малую родину); 5. врач-интеллигент (человек высоких этико-эстетических кондиций).
Чтобы служить человеку, нужен особый характер, который надо вырабатывать всю жизнь, подавляя в себе отрицательные черты. Характер врача имеет 7 обязательых характеристик, не требующих дополнительного объяснения, ибо это: 1. доброта; 2. отзывчивость (бескорыстная); 3. опрятность; 4. скромность; 5. приветливость; 6. оптимизм; 7. решительность (при спасении больного).
Только такой человек, который имеет вышеназванные черты характера, может руководствоваться этическими принципами, т.е. постулатами врачебной этики.
Под этикойпонимают учение о морали, нравственности. Врачебная этика - это раздел науки о роли нравственных начал в деятельности медицинских работников, об их высокогуманном отношении к пациенту (ребенку), как о необходимом условии успешного формирования его здоровья, а, следовательно, здоровья всей популяции.
Врачебная этика зиждется на канонах борьбы гуманизма и прагматизма, ибо лозунгом гуманистов является: "Что я могу дать людям?"; а на знамени прагматиков начертано: "Что я могу взять у людей?"
Человек есть сопряжение гуманизма и прагматизма, т.е. человеческого и животного (анимального); и если человеческие черты, добродетели необходимо постоянно воспитывать, тратить большие усилия на их поддержание; то животные инстинкты (прагматические устремления) заложены природой и их скорее надо тормозить, нежели поощрять, если мы хотим остаться людьми, а не стадом обезумевших зверей в каменных джунглях.
Следовательно, человеком можно стать лишь постоянно обуздывая рвущиеся наружу животные инстинкты, и роль врача в процессе гуманизации сущего весьма велика, как носителя немеркнущих идей самой гуманной профессии.
Врачебная этика включает 10 основных компонентов или позиций и самым главным является:
1. Право человека на здоровье, закрепленное конституциями стран-членов ООН. Врач обязан обеспечить это право в любой ситуации, даже если это враг, преступник.
2. Право человека на жизнь, что заставляет врача бороться за жизнь пациента до последней возможности и никогда не прибегать к эвтаназии (не помогать человеку уйти из жизни с помощью яда или другим способом), тем более что клятва Гиппократа основана на вышеназванных правах.
3. Право на эксперимент - любой новый препарат или метод диагностики, внедряемый врачом при попытке обеспечить право ребенка на здоровье и жизнь, является по сути экспериментальным и может у какой-то части пациентов вызвать осложнения и даже смерть, но Закон защитит врача.Аморальноиспользование людей в качестве экспериментального материала (эксперименты фашистов с газом "Циклон", эксперименты японцев на пленных при изучении особо опасных инфекций, распыление американцами дефолиантов над джунглями Вьетнама и т.д.).
4. Право на ошибку - имеет врач, т.к. знания наши несовершенны и даже сделав все правильно, "по инструкции", можно нанести вред больному, что через 20-30 лет докажет наука, но Закон защитит врача, ибо он фактически не виновен.
5. Право на самопожертвование дается врачу как бы во искупление неверных шагов, неумышленных "грехов" при реализации прав на эксперимент и ошибку. Медицина обладает массой примеров врачебного самопожертвования: эксперименты с новыми препаратами на себе, работа в очагах особо опасных инфекций (Л.Пастер, И.Мечников, Ермольева); испытание на себе состояния клинической смерти (В.И.Маховко). Вся жизнь и деятельность таких врачей как Гиппократ, Авиценна (Абу-Али ибн Сина), Швейцер является сплошным подвигом. Недаром и появились среди медиков такие выражения: "Светя другим сгораю"(Ван Тульшус); "Торопись делать добро"(Гааз) и др.
6. Обязанность борьбы с технократизмом, ибо нельзя ставить технику (прибор) между врачом и пациентом; техника должна помогать врачу, а не заменять объективный осмотр.Аморальнонаправлять больного "на анализы" не осмотрев его, не собрав анамнеза, т.е. не выявив факторы, определяющие здоровье и не оценив критерии его характеризующие.
"Прибор" может ошибиться дважды - 1. из-за своей неисправности; 2. из-за низкой квалификации врача-лаборанта или его усталости; что способно привести к катастрофе.
7. Врачебная тайна - тайной является все, что сообщает врач больному иэто охраняется законом. Исключение составляют сведения, несущие угрозу всему обществу (заражение особо опасными инфекциями, контакт с источником радиации).
8. Врач и пытка несовместимы, и врач ни при каких обстоятельствах не должен участвовать в пытке над человеком (морально или физически). Участие в пытке должно караться лишением диплома и осуждением такого, с позволения сказать, "врача".
9. Ятрогения - привитие идеи болезни - является тягчайшим грехом для врача, особенно если он выступает в средствах массовой информации, способствуя рекламе препаратов и подталкивая людей к самолечению. Это частый "грех" врачей-прагматиков, который не нашел еще должного отпора нашего общества.
10. Осторожное отношение к внедрению новых технологий, особенно там, где речь идет о жизни пациента (сколько часов, дней необходимо оживлять?), о его потомстве (искусственные отцы и матери, экстракорпоральное оплодотворение, генная инженерия, клонирование).
Этика - это тот духовный потенциал, который направляет душу врача, его мысли, его устремления, а реализация его "идеологии" происходит на практике, где он долженправильно поступать, строить свои отношения и действовать нравственно, в чем ему поможет медицинскаядеонтология.
Деонтология - это наука о долге, о должном поведении, открытая и описанная Бентамом в 1805 году.Медицинскаядеонтологияизучает принципы поведения медицинского персонала, направленные на максимальное повышение полезности лечения и исключение неблагоприятно влияющих упущений в медицинской деятельности, включая и систему взаимоотношений в процессе лечения.
В состав деонтологии входят 4 системы: 1. врач - пациент (ребенок); 2. врач - родители; 3. врач - персонал; 4. врач - врач.
Система врач - пациент (ребенок) включает ряд позиций:
1.Не вреди:
нет боли, лишним иньекциям;
неинвазивные приемы;
нет ятрогении (неосторожное слово, неправильное действие);
беречь психику ребенка.
2. Нет госпитализму:
палата – максимальное приближение к дому;
стационары на дому;
дневные стационары.
3.Оптимум в палате:
разновозрастные дети – воспитание уходом;
разобщение тяжелых и выздоравливающих;
избегать смены палат и врачей.
4.Не создавать особых условий «привелегированным больным».
5.Создавать климат дружеской взаимопомощи.
6.Особое внимание сиротам.
Прежде всего врач для ребенка должен стать родным человеком (дядей, дедушкой, Айболитом), которому он доверяет; быть опрятно и скромно одетым, говорить "добрым" голосом, с мягким тембром, негромко, доброжелательно и заинтересованно в делах пациента; учить детей добру, делиться игрушками и фруктами (но не в ущерб детям из бедных семей), утешать других детей после болезненных процедур.
Врач должен до минимума сократить инъекции и другие болевые процедуры, не совмещать в палатах тяжелых и выздоравливающих пациентов; стараться совмещать одновозрастных, а если нельзя, то добиться, чтобы дети более старшего возраста помогали малышам, если у них нет рядом мамы; приближать антураж больницы к домашнему за счет украшения палат, домашней одежды и обуви; избегать смены врачей и медсестер, не создавать привелегий отдельным категориям детей; заражать оптимизмом, уверенностью в излечении.
Система врач – родители:
1.Завоевать доверие родителей. Врач - источник информации, родитель- помошник в лечении.
2.Психолого-дидактические аспекты укрепления семьи, профилактика конфликтов.
3.Нет грубости и фамильярности.
4.Недопустимы рекомендации «дефицитных препаратов».
5.Нет использованию родителей в корыстных целях.
6.Категорический, но вежливый отказ от подарков.
Система врач - родители требует, чтобы врач стал другом семьи, близким человеком, укрепляющим отношения супругов, особенно если состояние детей тяжелое (нередко семьи распадаются, не выдержав состояния хронического стресса); чтобы он проявлял чуткость и вежливость, ибо ребенок остро чувствует грубость и замыкается; недопустимо рекомендовать "дефицитные" препараты (особенно дорогие); недопустимо принимать подарки от семьи, использовать родителей в своих корыстных целях; но отказываться от подарков в деликатной форме, ибо бескорыстие не должно быть показным; проявлять терпимость к матери, ибо мать травмирована и имеет право на "капризы", а врач этого права лишен пожизненно, пока он врач.
Система врач - персонал основана на глубоком уважении врача к своим помощникам, медсестрам, помощникам медсестер, водителям медицинского транспорта, лаборантам и другим представителям медицинского персонала:
1.Коллегиальность, товарищество.
2.Уважение к личности, возрасту.
3.Внимание к производственной и личной жизни персонала.
4.Постоянное воспитание персонала личным примером.
5.Эконогмические рычаги управления.
Необходимо деликатно проявлять внимание к производственной и личной жизни персонала, оказывая своевременно помощь, воспитывать персонал личным примером, поддерживать строгое, но разумное соблюдение распорядка в отделении, разумное сопряжение методов убеждения и принуждения, используя экономические рычаги.
Недопустимо фамильярное, грубое обращение с персоналом, обращение на "ты" и по имени, особенно если представители персонала старше врача, т.е. в трудовом процессе, особенно в присутствии детей и родителей.
Система врач - врач основана на патронате старших над младшими, на доброте, доброжелательности, позитивной корпоративности, опеке молодых врачей, и все это идет на пользу больным.
Категорически не допускать огульных обвинений коллег по принципу чеховского врача Шелестова ("Какой дурак назначил Вам данное лекарство?").
Аморальной является критика медработников и особенно врачей в присутствии родителей и пациентов, т.к. наносит большой ущерб общему делу врачевания.
Врач, находясь в компании с гражданскими лицами, должен чутко реагировать на замечания в адрес известного вам врача, вставать на защиту чести белого халата, не позволять охаивать медицину по принципу: все врачи взяточники, все медики пошляки и грубияны, развратники и неучи.
Во врачебной среде пресекать критикеров, охотно принимать и оказывать помощь, повышать авторитет товарища в глазах персонала и населения.
Таким образом, биоэтика является важной частью процесса медицинского обеспечения населения, незаменимым компонентом врачевания и нравственного оздоровления не только медицинской службы, но и всей популяции данной территории.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ:
Содержание:
Работа в кабинете участкового педиатра: знакомство с учетной медицинской документацией. Правила оформления медицинской документации при первичном обращении больного ребенка.
Оформление мед.документации по экспертизе временной нетрудоспособности
.Подготовка реферативных сообщений по вопросам медицинской этики и врачебной деонтологии
Задание к самостоятельной работе:
Перечень тем рефератов для студентов
Морально - этические проблемы медицинской генетики в педиатрии,
Деонтологические проблемы реанимации, эвтаназии, трансплантация органов и тканей.
Проблемы конфиденциальности и врачебной тайны в педиатрии. Биоэтика клинических исследований на детях.
Этико-правовые аспекты донорства.
Этико-правовые аспекты профессиональной защиты врача педиатра.
В помощь студенту при подготовке реферата: на кафедре создано методическое пособие «Требования к составлению реферата, к оформлению санитарного бюллетеня и проведению лекции. Работа в фокус-группах по выбранной теме. Защита рефератов. Санитарно-просветительная работа в учреждениях здравоохранения и образования» (Приложение 3).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:
Основная литература:
Поликлиническая педиатрия: учебник / под ред. А.С.Калмыковой.- 2-е издание, перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2011.- 706 с.
Поликлиническая педиатрия: учебник для вузов / под ред. А.С. Калмыковой. - 2-е изд., - М. : ГЭОТАР-Медиа. 2009. - 720 с.[Электронный ресурс] – Доступ из сети Интернет. ‑ //http://www.studmedlib.ru/disciplines/
Руководство по амбулаторной поликлинической педиатрии / под ред. А.А. Баранова. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2006.- 592 с.
Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / под ред. А.А.Баранова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа. 2009. - 592 с.[Электронный ресурс] – Доступ из сети Интернет. ‑ //http://www.studmedlib.ru/disciplines/
Дополнительная литература:
Виноградов А.Ф., Акопов Э.С., Алексеева Ю.А., Борисова М.А. ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2004.
Виноградов А.Ф. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ. – Тверь, 2004.
Руководство участкового педиатра / под ред. Т.Г. Авдеевой. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2008.- 352 с.
Участковый педиатр: справочное руководство: учебное пособие / под ред.Рзянкиной М.Ф., Молочный В.П. - издание 3-е. – Ростов на Дону: Феникс. 2006.- 313 с.
Черная Н.Л. Участковый педиатр. Профилактическая медицинская помощь: учебное пособие. – Ростов на Дону: Феникс. 2006.- 284 с.
[Электронный ресурс] Виноградов А.Ф. и др.: учебное пособие /Тверской гос. мед. акад.; Практические умения и навыки для студента, обучающегося по специальности «педиатрия», [Тверь]:; 2005 г. 1 эл.опт. д.(CD–ROM).
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1.Электронный ресурс: режим доступа: // www.Consilium-medicum.com.
каталог медицинских ресурсов INTERNET
2.«Медлайн»,
3.e-library,
4.Каталог «Корбис»,
5.Профессионально-ориентированный сайт: http://www.Medpsy.ru
6.Консультант студента: www.studmedlib.ru (имя – polpedtgma; пароль – polped2012; код – X042-4NMVQWYC)
Знание студентом основных положений темы занятия:
Примеры тестов исходного уровня :
1. Тимофею Х., 11 лет, рекомендовано санаторно-курортное лечение. Какие документы будет оформлять участковый врача до момента отправки ребенка в санаторий?
ОТВЕТ:
а.справку для получения путевки, ф. 070/у;
б.историю развития ребенка, ф. 112/у;
в.санаторно-куротную карту, ф. 072/у.
2. Перечислите документы с которыми ведет работу мед. работник прививочной картотеки?
ОТВЕТ:
а.карта профилактических прививок, ф. 063/у;
б.участковые журналы планирования прививок.
3. У Ксении Т., 4 лет, выявлена остарая пневмония, по поводу чего она направляется на стационарное лечение. Какие документы будут ее сопровождать?
ОТВЕТ:
а.талон для направления на госпитализацию, ф. 028/у;
б.выписка из истории развития, ф. 027/у.
4. Дмитрий Д., 8 лет, предположительно заболел дизентерией.
Какие документы, оформленные участковым врачом, являются специфичными для данной патологии?
ОТВЕТ:
а.экстренное извещение об инфекционном заболевании, ф.058/у. б.лист учета работы в очаге инфекционного заболевания.
5. Какие документы оформляет участковый врач при экспертизе временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком? ОТВЕТ:
а.история развития ребенка, ф. 112/у;
б.листок временной нетрудоспособности;
в.справка о временной нетрудоспособности, ф.
г.справка, разрешающая посещение ДДУ или школы.
6. Какие документы оформляет участковый врач при первичном обращении ребенка с острым заболеванием? ОТВЕТ:
а.история развития ребенка, ф. 112/у;
б.статистический талон, ф.025-2/у;
в.книга записи вызовов врача на дом, ф.031/у.
7. На основании какого документа происходит взятие на диспансерный учет детей завершивших лечение в стационаре,
а) в условиях поликлиники, б) в ДДУ и школах?
ОТВЕТ:
а) карта выбывшего из стационара, ф.066/у;
б) справка-рекомендация.
Вопросы и типовые задачи заключительного уровня :
1. На какой максимальный срок может быть выдан листок временной нетрудоспособности по уходу за остро-больным ребенком 3 лет при амбулаторном лечении?
Ответ: До выздоровления (по заключению КЭК).
2. На какой максимальный срок может быть выдан листок временной нетрудоспособности по уходу за хронически больным ребенком 4,5 лет в период обострения при амбулаторном лечении?
Ответ: До наступления ремиссии (по заключению КЭК).
3. На какой максимальный срок может быть выдан листок временной нетрудоспособности по уходу за хронически больным ребенком 4,5 лет в периоде ремиссии при амбулаторном лечении?
Ответ: Листок временной нетрудоспособности по уходу в этом случае не выдается.
4. Следует ли выдавать листок временной нетрудоспособности по уходу иногородним на период обратного проезда к месту жительства?
Ответ: Да.
5. Следует ли выдавать листок временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком лицам, находящимся в очередном отпуске?
Ответ: Нет.
6. Выделите из нижеперечисленных лиц тех, чьи подписи могут стоять на листке временной нетрудоспособности по уходу, выданного иногороднему.
а) участковый врач
б) заведующий отделением
в) главная сестра больницы
г) главный бухгалтер больницы
д) главный врач
Ответ:
а), б), д).
- Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации
- Порядок оказания педиатрической помощи
- Правила организации деятельности кабинета врача-педиатра участкового
- Рекомендуемые штатные нормативы медицинского персонала кабинета врача-педиатра участкового
- Стандарт оснащения кабинета врача-педиатра участкового
- Правила организации деятельности детской поликлиники (отделения)
- Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и иного персонала детской поликлиники (отделения)
- Стандарт оснащения детской поликлиники (отделения)
- 1. Кабинет здорового ребенка детской поликлиники (отделения)
- Разделы работы участкового педиатра:
- Дети, подлежащие обязательной консультации заведующего педиатрическим отделением:
- Основная медицинская документация в поликлинике (амбулатории).
- Примерная схема годового отчета участкового врача:
- Тема 2. Экспертиза временной нетрудоспособности в педиатрической практике. Биоэтика в педиатрии.
- Форма №095/у, справка о временной нетрудоспособности
- Освобождение от физкультуры
- Медицинская справка в бассейн (справка формы 1)
- Заключение клинико-экспертной комиссии (кэк)
- Академический отпуск
- Форма №027/у, выписной эпикриз, медицинская выписка из истории болезни амбулаторная и/или стационарная (из поликлиники и/или из больницы)
- Персона врача
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Организация работы детской поликлиники.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 3. Оценка факторов, определяющих здоровье.
- Тема 4. Оценка физического развития
- Общий порядок (алгоритм) определения физического развития (фр):
- 2.Определение биологического возраста ребенка по зубной формуле (до 8 лет) и по уровню полового развития (с 10 лет).
- 3.Освоение практических умений
- 4.Перечень тем рефератов для студентов
- Тема 5. Оценка нервно-психического развития детей 1-4 года жизни.
- 1.Оценить нервно-психическое развитие ребенка:
- 2.Освоение практических умений:
- Тема 6. Оценка функционального состояния и резистентности. Хронические заболевания и пороки развития, как критерии, характеризующие здоровье.
- 1. Преобладающее эмоциональное состояние:
- Тема 7.Суммарная оценка критериев здоровья. Группы здоровья.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Основы формирования здоровья детей.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 8. Организация лечебно-профилактической помощи новорожденным в условиях поликлиники.
- Дородовый врачебный патронаж
- Социальный анамнез
- Генеалогический анамнез Заключение по генеалогическому анамнезу
- Биологический анамнез
- Заключение по антенатальному анамнезу: (подчеркнуть)
- Общее заключение по дородовому патронажу
- Рекомендации
- Листок первичного врачебно-сестринского патронажа новорожденного
- Тема 9. Диспансерный метод в работе педиатра. Диспансерное наблюдение здоровых детей от рождения до 18 лет.
- Диспансерное наблюдение за ребенком на первом году жизни
- Раздел 1. Перечень исследований при проведении профилактических медицинских осмотров
- 2.Понимание студентом полученных знаний по теме занятия:
- Тема 10. Принципы диспансеризации детей с хроническими заболеваниями.
- Тема 11. Задачи и работа врача отделения организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях (дшо).
- Раздел 2. Перечень исследований при проведении предварительных медицинских осмотров
- Подготовка детей к поступлению в школу.
- Раздел 2. Перечень исследований при проведении
- Раздел 1. Перечень исследований при проведении
- Приложения основная медицинская документация в дду и школе.
- Факторы, определяющие готовность детей к обучению в школе, следующие:
- Тема 12.Реабилитация детей, общие принципы организации и частные вопросы.
- Организация санаторно-курортной помощи детям.
- Стационарзамещающие технологии в современной педиатрии.
- Штаты дневного стационара детской поликлиники:
- Дневной стационар детской поликлиники (оснащение)
- Задача №1
- Задача №2
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Профилактическая работа участкового врача.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 13.Специфическая и неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний в условиях первичного звена.
- Национальный календарь профилактических прививок
- Тема 14. Диагностика, лечение и профилактика воздушно-капельных инфекций на педиатрическом участке.
- Тема 15. Лечение и профилактика острых респираторно - вирусных инфекций у детей.
- Клиническая классификация орз (в.Ф.Учайкин, 1999)
- Общие положения о лечении орви
- Алгоритм (протокол) лечения орз у детей
- 3.Дифференциальная диагностика острой пневмонии – с бронхитами, бронхиолитами, респираторными аллергозами, нарушениями проходимости дыхательных путей, туберкулезом.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Противоэпидемическая работа участкового врача:
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 16. Основные методы неотложной терапии на догоспитальном этапе.
- Первичная сердечно-легочная реанимация у детей
- Тема 17. Диагностика, первичная врачебная помощь, тактика педиатра при ургентных состояниях.
- Лихорадка и гипертермический синдром
- Судорожный синдром
- Острый стенозирующий ларинготрахеит
- 3.При I степени стеноза:
- 4.При нарастании явлений стеноза (I-II степень, II-III степени):
- 5. При III-IV степени стеноза:
- Задача №1
- Задача №2
- В. 1.Инвагинация кишечника.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Неотложная терапия на догоспитальном этапе.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 18. Проведение промежуточного контроля знаний и умений студентов по дисциплине «поликлиническая педиатрия».
- Критерии допуска студента к курсовому зачету:
- Примеры заданий курсового зачета по поликлинической педиатрии.
- Критерии оценки студента на практическом занятии и по результатам самостоятельной работы
- Методические указания для самостоятельной работы студентов
- I. Требования к составлению реферата
- II. Требования к проведению лекции
- III. Основные требования к оформлению и выпуску типового санитарного бюллетеня
- IV.Работа в фокус-группах по выбранной теме
- V.Санитарно- просветительная работа в учреждениях образования (по теме реферата)