logo search
Трезвый образ жизни- книга Н

Концепции здоровья

В религиях болезнь рассматривается как признак душевного неблагополучия. Сегодня и светские врачи говорят о духовных причинах болезней. Например, доктор медицинских наук О. И. Елисеева в своих практических рекомендациях «15 шагов к здоровью» на первое место ставит пункт: «проанализировать и устранить духовные причины своих заболеваний».

Таким образом, чтобы сохранить здоровье, необходимо соблюдать нравственные законы и вести трезвый здоровый образ жизни, т. е. жить по законам природы.

Существует множество концепций сохранения здоровья: государственных и авторских.

C точки зрения государственной политики сохранения здоровья выделяют 3 уровня: социальный, инфраструктурный и личностный.

На социальном уровне сохранение здоровья осуществляется с помощью пропаганды через СМИ и информационно-просветительскую работу. В России это возложено на службу формирования здорового образа жизни (СФЗОЖ), которая включает краевые, областные, городские и районные центры здоровья, врачебно-физкультурные диспансеры, косметологические лечебницы, кабинеты пропаганды здорового образа жизни. Научно-методическое обеспечение осуществляет Всероссийский научно-исследовательский центр профилактической медицины.

На инфраструктурном уровне – это конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени и материальных средств), профилактические учреждения и экологический контроль.

На личностном уровне – это система ценностных ориентаций человека, бытовой уклад.

С 1 января 2006 года в России стартовал национальный проект «Здоровье». Основная задача проекта – улучшение ситуации в здравоохранении и создание условий для его модернизации. В рамках проекта можно выделить три основных направления: повышение приоритетности медико-санитарной помощи, усиление профилактической направленности здравоохранения, расширение доступности высокотехнологичной медицинской помощи. В числе задач профилактической направленности следует выделить такие, как «формирование у населения культуры здоровья» и «повышение у населения мотивации к здоровому образу жизни».9;10 Участие в решении этих задач могут принимать образовательные учреждения, начиная с детского сада и кончая вузом. Поэтому свой вклад в реализацию национального проекта «Здоровье» могут и должны сделать педагоги, социальные работники, психологи.

Однако в нашем сознании всё ещё доминирует идея о том, что наше здоровье – это, прежде всего, медицинская проблема, несмотря на то, что оно зависит от достижений медицины всего на 10%. Рассмотрим некоторые концепции здоровья, разработанные современными учёными.