Тема 4. Оценка физического развития
Анатомо-физиологические особенности роста и развития детей. Рост и развитие в возрастном аспекте, этапы роста и развития. Критические периоды онтогенеза. Акселерация и ретардация. Телосложение и конституция. Методы оценки физического развития детей. Алгоритм оценки физического развития детей. Отклонения в физическом развитии детей и группы диспансерного наблюдения. Стадии и гормональная регуляция полового созревания. Методы оценки полового развития. Соматоскопия, соматометрия, оценка физической работоспособности.
Самостоятельная работа.Работа студентов на участке (активные и первичные вызовы на дом, работа на приеме участкового врача и специалистов узкого профиля, в кабинете здорового ребенка - по индивидуальному графику). Оценка уровня физического развития детей. Проведение антропометрии.
Цель занятия- для управления формированием здоровья и контроля гармоничного развития ребёнка участковый врач должен уметь правильно оценить уровень физического развития ребенка.
В ходе занятия студент должен
знать:
Методы и способы оценки уровня физического развития детей различного возраста
Динамику нарастания массы тела и роста детей 1-го года жизни.
Способы ориентировочного расчета массы тела и роста детей старше 1 года.
Показатели развития детей первых 3-х лет жизни.
понимать:
Роль физического развития, как критерия характеризующего уровень индивидуального здоровья ребенка.
Особенности оценки физического развития детей различных возрастов.
Основные закономерности роста и развития детей.
Основные причины нарушения физического развития детей различных возрастов.
уметь:
Проводить оценку уровня физического развития детей.
Применять метод антропометрии для оценки уровня физического развития детей.
Применять метод центильных таблиц для оценки уровня физического развития детей.
Применять параметрические методы для ориентировочной оценки уровня физического развития детей.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:
Вопросы для самоподготовки:
Какие методы и способы оценки уровня физического развития детей различного возраста вы знаете?
Какова динамика нарастания массы тела и роста детей 1-го года жизни?
Перечислить способы ориентировочного расчета массы тела и роста детей старше 1 года.
Показатели развития детей первых 3-х лет жизни.
Какова роль физического развития, как критерия характеризующего уровень индивидуального здоровья ребенка?
Иметь представление об особенностях оценки физического развития детей различных возрастов.
Каковы основные закономерности роста и развития детей?
Перечислите основные причины нарушения физического развития детей различных возрастов.
Содержание:
Рост— это количественное увеличение биомассы организма за счет увеличения геометрических размеров и массы отдельных его клеток или увеличения числа клеток благодаря их делению.
Развитие- это качественные преобразования в многоклеточном организме, которые протекают за счет дифференцировочных процессов (увеличение разнообразия клеточных структур) и приводят к качественным и количественным изменениям функций организма.
В тех случаях, когда во множестве различных тканей организма одновременно наблюдаются ростовые процессы, говорят о феномене так называемых "скачков роста". В первую очередь это проявляется в резком увеличении продольных размеров тела за счет увеличения длины туловища и конечностей.
Основные закономерности роста и развития ребенка:
1. Замедление темпов роста с возрастом (прирост за первый год составляет 47%, за второй — 13%, за третий — 9%).
2. Неравномерность темпов роста: первый ростовой скачок – от 0 до 1 года жизни; полуростовой скачок в 5–7 лет, второй ростовой скачок - в препубертатный период.
3. Cистемогенез.
4. Надежность биологической системы (дублируемость и взаимозаменяемость клеточного состава системы).
5. Кранио-каудальный градиент роста (дистальные сегменты растут быстрее проксимальных (после рождения)).
6. Чередование направлений в росте (периоды вытяжения и округления).
7. Половая специфичность роста (перекресты роста и массы у мальчиков и девочек).
8. Асимметрия роста.
Ю.Е. Вельтищев выделяет следующие периоды, отражающие этапы роста и развития (1998):
Период внутриутробного развития- антенатальный период, включает:
I фаза - эмбрионального развития (период 3 месяца);
II фаза - фетального периода развития (развитие плода).
Период новорожденности- неонатальный (первые 4 недели жизни).
Период грудного возраста- младенческий (1мес. - 12 мес.).
Период раннего детства— молочных зубов (1 - 3 года).
Период первого детства- дошкольный возраст (4 – 7 (6) лет).
Период второго детства– младший школьный возраст (8 - 11 лет для мальчиков, 7 - 10 лет для девочек);
Подростковый (пребубертат)- (12-14 лет для мальчиков, 11-13 для девочек).
Период юношеский(пубертатный)- старший школьный возраст, период полового созревания (15-20 лет юноши, 13-19 лет девушки).
Период зрелого возраста.
В педиатрической и антропологической литературе широко используется периодизация роста по Штратц, предложенная еще в начале ХХ столетия (1903 г). согласно этой классификации выделяют следующие периоды:
От 1 до 4 лет – первое вырастание в ширину (первое «округление»);
От 5 до 7 лет – первый период «вытягивания»;
От 8 до 10 лет – второе вырастание в ширину (второе «округление»);
От 11 до 15 лет – второе «вытягивание».
Для практического врача можно выделить основные критические периоды:
3-4 месяца жизни– иммунологическое и метаболическое напряжение при попытке включить собственные системы защиты (падает защита матери или «пассивный иммунитет», перестройка фосфорно-кальциевого обмена, функции эритрона и других компонентов);
С 12 до 24 месяцев жизни– критический период, связанный с вертикальным положением, активацией возможностей развития, но на фоне изменения положения органов, минимального уровня иммунной защиты и др., приводящие к частой заболеваемости и сенсибилизации;
Критический период в 2-4 года связан со сменой лидирующего положения щитовидной железы, обуславливающее рост, развитие и дифференциацию в раннем детстве на общее влияние аденогипофиза. С нарастанием роли АКТГ и глюкокортикоидов, что характеризуется мощным мембранопротекторным эффектом, снижением проницаемости сосудов, снижением острой заболеваемости, быстрым интеллектуальным скачком, но и возможностью быстро сформировать хроническую патологию.
Пре- и пубертатный, как критический период, еще недостаточно изучен, но становится понятным, что все «допубертатное» подчинено пубертату, подчинено основному инстинкту продолжения рода. Именно в этот период возникает максимальное напряжение всех систем, всех защитно-адаптационных механизмов, всех функций организма.
Морфофункциональные свойства, характерные для людей разных типов телосложения (по Дж.Харрисон, Дж.Уайнер и др.).
Показатель
| Тип телосложения (конституции)
| ||
дигестивный
| мышечный
| торакальный
| |
Внешние признаки: Кости скелета Плечи Конечности
Угол между нижними ребрами |
Широкие Не шире бедер Сравнительно короткие Тупой
|
Широкие Шире бедер Сравнительно средние Прямой
|
Узкие Немного шире бедер Сравнительно длинные Острый
|
Функциональные свойства: Объем легких Мышечная сила
Выносливость |
Относительно малый Большая
Малая |
Относительно средний Большая Средняя
|
Относительно большой Малая Большая
|
Наиболее вероятные заболевания
| Диабет, инсульт
| Инфаркт миокарда
| Болезни легких
|
Некоторые сопряженные психологические особенности личности | Любовь к комфорту. Жажда похвалы. Тяга к людям в тяжелую минуту.
| Любовь к приключениям. Эмоциональная черствость. Тяга к действию в тяжелую минуту. | Необщительность. Эмоциональная сдержанность. Тяга к одиночеству в тяжелую минуту. |
Физическое развитие– это совокупность морфологических и функциональных признаков, характеризующих процесс роста и биологического созревания ребенка, позволяющих определить запас физических сил, выносливости и работоспособности его организма.
Уровень физического развития- понятие разовое, определенное для каждого возрастного периода, оно учитывается в сопоставлении с нормативными возрастными, половыми и территориальными уровнями, с аналогичными данными в разных экономических и экологических условиях и в разные календарные периоды.
Комплексная оценка уровня и гармоничности физического развитиядетей представляет собой программу антропометрических исследований, в которую входит определение:
соматометрических,
соматоскопических
и физиометрических показателей.
- Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации
- Порядок оказания педиатрической помощи
- Правила организации деятельности кабинета врача-педиатра участкового
- Рекомендуемые штатные нормативы медицинского персонала кабинета врача-педиатра участкового
- Стандарт оснащения кабинета врача-педиатра участкового
- Правила организации деятельности детской поликлиники (отделения)
- Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и иного персонала детской поликлиники (отделения)
- Стандарт оснащения детской поликлиники (отделения)
- 1. Кабинет здорового ребенка детской поликлиники (отделения)
- Разделы работы участкового педиатра:
- Дети, подлежащие обязательной консультации заведующего педиатрическим отделением:
- Основная медицинская документация в поликлинике (амбулатории).
- Примерная схема годового отчета участкового врача:
- Тема 2. Экспертиза временной нетрудоспособности в педиатрической практике. Биоэтика в педиатрии.
- Форма №095/у, справка о временной нетрудоспособности
- Освобождение от физкультуры
- Медицинская справка в бассейн (справка формы 1)
- Заключение клинико-экспертной комиссии (кэк)
- Академический отпуск
- Форма №027/у, выписной эпикриз, медицинская выписка из истории болезни амбулаторная и/или стационарная (из поликлиники и/или из больницы)
- Персона врача
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Организация работы детской поликлиники.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 3. Оценка факторов, определяющих здоровье.
- Тема 4. Оценка физического развития
- Общий порядок (алгоритм) определения физического развития (фр):
- 2.Определение биологического возраста ребенка по зубной формуле (до 8 лет) и по уровню полового развития (с 10 лет).
- 3.Освоение практических умений
- 4.Перечень тем рефератов для студентов
- Тема 5. Оценка нервно-психического развития детей 1-4 года жизни.
- 1.Оценить нервно-психическое развитие ребенка:
- 2.Освоение практических умений:
- Тема 6. Оценка функционального состояния и резистентности. Хронические заболевания и пороки развития, как критерии, характеризующие здоровье.
- 1. Преобладающее эмоциональное состояние:
- Тема 7.Суммарная оценка критериев здоровья. Группы здоровья.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Основы формирования здоровья детей.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 8. Организация лечебно-профилактической помощи новорожденным в условиях поликлиники.
- Дородовый врачебный патронаж
- Социальный анамнез
- Генеалогический анамнез Заключение по генеалогическому анамнезу
- Биологический анамнез
- Заключение по антенатальному анамнезу: (подчеркнуть)
- Общее заключение по дородовому патронажу
- Рекомендации
- Листок первичного врачебно-сестринского патронажа новорожденного
- Тема 9. Диспансерный метод в работе педиатра. Диспансерное наблюдение здоровых детей от рождения до 18 лет.
- Диспансерное наблюдение за ребенком на первом году жизни
- Раздел 1. Перечень исследований при проведении профилактических медицинских осмотров
- 2.Понимание студентом полученных знаний по теме занятия:
- Тема 10. Принципы диспансеризации детей с хроническими заболеваниями.
- Тема 11. Задачи и работа врача отделения организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях (дшо).
- Раздел 2. Перечень исследований при проведении предварительных медицинских осмотров
- Подготовка детей к поступлению в школу.
- Раздел 2. Перечень исследований при проведении
- Раздел 1. Перечень исследований при проведении
- Приложения основная медицинская документация в дду и школе.
- Факторы, определяющие готовность детей к обучению в школе, следующие:
- Тема 12.Реабилитация детей, общие принципы организации и частные вопросы.
- Организация санаторно-курортной помощи детям.
- Стационарзамещающие технологии в современной педиатрии.
- Штаты дневного стационара детской поликлиники:
- Дневной стационар детской поликлиники (оснащение)
- Задача №1
- Задача №2
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Профилактическая работа участкового врача.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 13.Специфическая и неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний в условиях первичного звена.
- Национальный календарь профилактических прививок
- Тема 14. Диагностика, лечение и профилактика воздушно-капельных инфекций на педиатрическом участке.
- Тема 15. Лечение и профилактика острых респираторно - вирусных инфекций у детей.
- Клиническая классификация орз (в.Ф.Учайкин, 1999)
- Общие положения о лечении орви
- Алгоритм (протокол) лечения орз у детей
- 3.Дифференциальная диагностика острой пневмонии – с бронхитами, бронхиолитами, респираторными аллергозами, нарушениями проходимости дыхательных путей, туберкулезом.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Противоэпидемическая работа участкового врача:
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 16. Основные методы неотложной терапии на догоспитальном этапе.
- Первичная сердечно-легочная реанимация у детей
- Тема 17. Диагностика, первичная врачебная помощь, тактика педиатра при ургентных состояниях.
- Лихорадка и гипертермический синдром
- Судорожный синдром
- Острый стенозирующий ларинготрахеит
- 3.При I степени стеноза:
- 4.При нарастании явлений стеноза (I-II степень, II-III степени):
- 5. При III-IV степени стеноза:
- Задача №1
- Задача №2
- В. 1.Инвагинация кишечника.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Неотложная терапия на догоспитальном этапе.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 18. Проведение промежуточного контроля знаний и умений студентов по дисциплине «поликлиническая педиатрия».
- Критерии допуска студента к курсовому зачету:
- Примеры заданий курсового зачета по поликлинической педиатрии.
- Критерии оценки студента на практическом занятии и по результатам самостоятельной работы
- Методические указания для самостоятельной работы студентов
- I. Требования к составлению реферата
- II. Требования к проведению лекции
- III. Основные требования к оформлению и выпуску типового санитарного бюллетеня
- IV.Работа в фокус-группах по выбранной теме
- V.Санитарно- просветительная работа в учреждениях образования (по теме реферата)