logo search
Posob_po_samostoyat_rabote

Тема 4. Оценка физического развития

Анатомо-физиологические особенности роста и развития детей. Рост и развитие в возрастном аспекте, этапы роста и развития. Критические периоды онтогенеза. Акселерация и ретардация. Телосложение и конституция. Методы оценки физического развития детей. Алгоритм оценки физического развития детей. Отклонения в физическом развитии детей и группы диспансерного наблюдения. Стадии и гормональная регуляция полового созревания. Методы оценки полового развития. Соматоскопия, соматометрия, оценка физической работоспособности.

Самостоятельная работа.Работа студентов на участке (активные и первичные вызовы на дом, работа на приеме участкового врача и специалистов узкого профиля, в кабинете здорового ребенка - по индивидуальному графику). Оценка уровня физического развития детей. Проведение антропометрии.

Цель занятия- для управления формированием здоровья и контроля гармоничного развития ребёнка участковый врач должен уметь правильно оценить уровень физического развития ребенка.

В ходе занятия студент должен

знать:

понимать:

уметь:

МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

Вопросы для самоподготовки:

Содержание:

Рост— это количественное увеличение биомассы организма за счет увеличения геометрических размеров и массы отдельных его клеток или увеличения числа клеток благодаря их делению.

Развитие- это качественные преобразования в многоклеточном организме, которые протекают за счет дифференцировочных процессов (увеличение разнообразия клеточных структур) и приводят к качественным и количественным изменениям функций организма.

В тех случаях, когда во множестве различных тканей организма одновременно наблюдаются ростовые процессы, говорят о феномене так называемых "скачков роста". В первую очередь это проявляется в резком увеличении продольных размеров тела за счет увеличения длины туловища и конечностей.

Основные закономерности роста и развития ребенка:

1. Замедление темпов роста с возрастом (прирост за первый год составляет 47%, за второй — 13%, за третий — 9%).

2. Неравномерность темпов роста: первый ростовой скачок – от 0 до 1 года жизни; полуростовой скачок в 5–7 лет, второй ростовой скачок - в препубертатный период.

3. Cистемогенез.

4. Надежность биологической системы (дублируемость и взаимозаменяемость клеточного состава системы).

5. Кранио-каудальный градиент роста (дистальные сегменты растут быстрее проксимальных (после рождения)).

6. Чередование направлений в росте (периоды вытяжения и округления).

7. Половая специфичность роста (перекресты роста и массы у мальчиков и девочек).

8. Асимметрия роста.

Ю.Е. Вельтищев выделяет следующие периоды, отражающие этапы роста и развития (1998):

В педиатрической и антропологической литературе широко используется периодизация роста по Штратц, предложенная еще в начале ХХ столетия (1903 г). согласно этой классификации выделяют следующие периоды:

Для практического врача можно выделить основные критические периоды:

Морфофункциональные свойства, характерные для людей разных типов телосложения (по Дж.Харрисон, Дж.Уайнер и др.).

Показатель

Тип телосложения (конституции)

дигестивный

мышечный

торакальный

Внешние признаки:

Кости скелета

Плечи

Конечности

Угол между нижними ребрами

Широкие

Не шире бедер

Сравнительно короткие

Тупой

Широкие

Шире бедер

Сравнительно средние

Прямой

Узкие

Немного шире бедер

Сравнительно длинные

Острый

Функциональные свойства:

Объем легких

Мышечная сила

Выносливость

Относительно малый

Большая

Малая

Относительно средний

Большая

Средняя

Относительно большой

Малая

Большая

Наиболее вероятные заболевания

Диабет, инсульт

Инфаркт миокарда

Болезни легких

Некоторые сопряженные психологические особенности личности

Любовь к комфорту. Жажда похвалы.

Тяга к людям в тяжелую минуту.

Любовь к приключениям. Эмоциональная черствость. Тяга к действию в тяжелую минуту.

Необщительность. Эмоциональная сдержанность. Тяга к одиночеству в тяжелую минуту.

Физическое развитие– это совокупность морфологических и функциональных признаков, характеризующих процесс роста и биологического созревания ребенка, позволяющих определить запас физических сил, выносливости и работоспособности его организма.

Уровень физического развития- понятие разовое, определенное для каждого возрастного периода, оно учитывается в сопоставлении с нормативными возрастными, половыми и территориальными уровнями, с аналогичными данными в разных экономических и экологических условиях и в разные календарные периоды.

Комплексная оценка уровня и гармоничности физического развитиядетей представляет собой программу антропометрических исследований, в которую входит определение: