logo search
Трезвый образ жизни- книга Н

2.4.2.3.5. Модель улучшения нравственного и физического здоровья

В русле этого подхода нам известно 2 учебника.

1. Учебник для 7-9 классов О. Н. Моисеевой и И. И. Тараданова «Выбираем мир без наркотиков» (Омск, 2003).

Книга состоит из трёх частей: «Хочешь ли ты жить долго и счастливо?», «Кто главные враги твоего здоровья?», «Сделай свой выбор».

В книге рассматриваются следующие темы:

После каждой из тем даны вопросы и задания на самопроверку.

2. Авторский коллектив во главе с А. Н. и Я. А. Маюровыми создал комплексную программу «Уроки культуры здоровья» для учащихся 1-11 классов, причём программы для разных ступеней обучения в школе были написаны ярославским педагогом Т. В. Немцевой.

Начальная школа

Цель курса в начальной школе: сформировать представление о трезвом здоровом образе жизни.

Задачи курса:

Подлинной находкой является подача материала в начальной школе. Прохождение тем по культуре здоровья связано с изучением алфавита:

Поурочно-тематическое планирование. 1 класс

занятия

Изучаемая буква

Ключевое слово занятия

Опасное” слово

1

А

Аппетит

Алкоголь

2

Б

Бабушка

3

В

Витамины

4

Г

Гигиена

5

Д

Дружба

6

Е

Еда

Вредные привычки: курение

7

Ё

Ёлка

8

Ж

Желудок

9

З

Здоровье

10

И

Игра

Изжога

11

Й

Йогурт

12

К

Каникулы

13

Л

Лекарство

14

М

Мама

15

Н

Наказание

Наркотик

16

О

Овощи

Отравление

17

П

Полезные привычки

18

Р

Режим

19

С

Спорт

Сигарета

20

Т

Тренировка

Табак

21

У

Урок

22

Ф

Физкультура

23

Х

Хлеб

24

Ц

Цель

25

Ч

Чистота

26

Ш

Школьник

Алкоголь (шампанское)

27

Щ

Щедрость

28

Э

Экскурсия

29

Ю

Юность

30

Я

Язык

31

Итоговое занятие: Посеешь привычку – пожнёшь поступок!

Темы для 2-4 класса:

Как видно из тематики, в начальной школе основное внимание уделяется духовно-нравственному здоровью детей и элементарным гигиеническим знаниям и навыкам.

5-6 классы

Цели курса:

Задачи курса:

В 5 классе изучаются 17 тем:

В 6 классе изучаются такие темы:

7-9 классы

Цель курса:

Задачи курса:

Программа предполагает блочный принцип организации учебного материала:

В первом блоке (7 класс и начало 8 класса) изучаются вопросы зависимости физического здоровья человека от разрушающего действия табака.

Во втором блоке (8 класс) разбираются вопросы о действии алкоголя на организм человека и социальные беды, связанные с ним.

В третьем блоке (9 класс) изучаются вопросы по токсикомании и наркомании и даётся представление об антинаркотическом законодательстве.

В зависимости от специфики содержания, материал внутри блоков может организовываться по линейно–хронологическому (например: история наркотизма) или проблемно-тематическому принципу (Алкоголь, наркомания и общество; Трезвость и закон) [15].

10-11 классы

Цель курса:

Задачи курса:

Кроме программ в учебно-методический комплекс входят 4 книги для учителя и учащихся: «В здоровом теле – здоровый дух»; «Табачный туман обмана»; «Алкоголь – шаг в пропасть»; «Наркотики – выход из наркотического круга» (М., 2004). После каждой из тем учебника даны вопросы и задания [26].

Книги были удостоены Высшей педагогической награды Российской Федерации – медали Януша Корчака.

Учебно-методический комплекс «Уроки культуры здоровья» можно использовать в процессе учебной деятельности, а также во внеклассной и внешкольной работе, для проведения классных часов, факультативных занятий, родительских собраний, педагогического всеобуча, летнего оздоровительного отдыха.

Как видно из выше изложенного, авторский коллектив разработал полную линейную программу с 1 по 11 классы. Однако учебные пособия написаны только для 7-11 классов. Авторская модель улучшения физического и нравственного здоровья в основной и старшей школе также опирается на информационный подход и отчасти на модель личностной и социальной компетентности. Несмотря на некоторую эклектику и незавершенность, данный УМК является одним из лучших отечественных учебников для трезвенного воспитания учащихся.

Таким образом, в настоящее время, как в зарубежной, так и в отечественной науке есть достаточно чёткое представление о том, как нужно заниматься сохранением и утверждением трезвости, профилактикой асоциального поведения и, в частности, профилактикой употребления одурманивающих веществ в конкретном образовательном учреждении. Разработаны разные подходы, обозначены их достоинства и недостатки.