logo search
ОФЗ методичка

Тема 15. Санитарно-гигиеническое воспитание населения по сохранению и укреплению здоровья: индивидуального, общественного и группового.

1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАНЯТИЯ (цель занятия):

В ходе занятия студент должен

знать:потребности человека, особенности формирования мотивации к здоровому образу жизни у населения и проведения профилактических мероприятий среди детей дошкольного и школьного возраста; методику проведения профилактических мероприятий среди детей различных возрастных групп; санитарно-гигиенического воспитания в организованных коллективах;

уметь анализировать значимость факторов формирования и сохранения здоровья человека

В ходе самостоятельной работы студент должен обратить внимание: ведущую роль медицинской службы в сохранении и укреплении здоровья населения, в том числе в его санитарно-гигиеническом воспитании, формы и методы работы с населением по пропаганде здорового образа жизни населения, особенности санитарно-гигиенического воспитания молодежи.

2. ВРЕМЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ – 2 часа

3. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: специализированные учебные классы «Основы формирования здоровья», детская поликлиника №1 Государственного Бюджетного Учреждения Здравоохранения Тверской области "Городская Клиническая Больница № 6".

4. ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ:

  1. Проверка посещаемости - 2 мин.

  2. Теоретическая часть: собеседование по теме занятия, корректировка знаний - 40 мин.

  3. Подведение итогов занятия и задание к следующему занятию – 3 мин.

5.МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

Вопросы для самоподготовки:

  1. Перечислите основные группы факторов, влияющих на здоровье, и дайте им характеристику.

  2. Почему здоровье является социально обу­словленной категорией?

  3. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и правовые акты, его регламентирующие.

  4. Какие показатели и критерии характеризуют индивидуальное, групповое и общественное здоровье населения?

  5. Здоровый образ жизни и его формирование.

  6. Что понимается под мотивацией здоровья и здорового образа жизни?

  7. Санология. Основные концепции санологии.

Содержание:

Здоровье и потребности человека. Формирование мотивации к здоровому образу жизни у населения. Особенности проведения профилактических мероприятий среди детей дошкольного и школьного возраста. Содержание и методика проведения профилактических мероприятий среди детей различных возрастных групп. Организация и проведение санитарно-гигиенического воспитания в организованных коллективах: определение, цели и задачи, методы (беседы, лекции, семинары, «уроки здоровья», игры, викторины и др.), формы (индивидуальная, групповая, массовая), средства (памятки, плакаты, журналы, радио, телевидение, видеофильмы, выставки, стенды и др.).

Методы гигиенического воспитания населения

Методы гигиенического воспитания населения - это способы управления познавательной и практической деятельностью индивида, группы лиц, социальной общности, направленные на формирование гигиенической культуры, позитивных в отношении здоровья стилей жизни и реализуемые в условиях взаимосвязанной деятельности специалиста и лиц, на которых направлен процесс гигиенического воспитания. Эти методы предусматривают формирование различных компонентов гигиенической культуры: знаний, умений, навыков, убеждений, ценностных ориентации, связанных со здоровьем. Совокупность приемов, применяемых при реализации каждого метода, обусловлена его целями и содержанием.

Информационно-рецептивный метод - это метод гигиенического воспитания, заключающийся в сообщении специалистом готовой информации гигиенического характера обучаемым лицам, кото­рые усваивают ее на уровне осознанного восприятия и запоминания.

Целью данного метода является повышение уровня гигиенических знаний населения. Эта цель достигается в результате использования различных средств гигиенического воспитания, позволяющих осуществлять объяснение и иллюстрирование устным и письменным словом, действием, изображением, реальным предметом. Формы реализации данного метода могут иметь индивидуальный, групповой или массовый характер: консультации, инструктаж, лекции и т.д.

Репродуктивный метод - это метод гигиенического воспитания, заключающийся в организации специалистом воспроизведе­ния имеющихся знаний со стороны обучаемых лиц как на теоретическом, так и на практическом уровнях.

Целью репродуктивного метода является формирование способности применять имеющиеся гигиенические знания в легко опознаваемых вариативных ситуациях. Это способствует не только лучшему усвоению знаний, но и формированию практических уме­ний, необходимых для их применения. Реализации репродуктивного метода способствует использование в качестве средств реальных предметов и приспособлений, различных приборов, иллюстрирующих процессы и явления, связанные с гигиенической тематикой.

Репродуктивный метод предполагает использование таких форм, как репродуктивная беседа, практические занятия, письменные задания и др.

Метод проблемного изложения информации - метод гигиенического воспитания, заключающийся в постановке пропагандистом-воспитателем перед обучаемыми лицами научно-познавательных и практических задач, в раскрытии логики поиска их решений.

Применение данного метода способствует не только повышению уровня знаний, развитию практических умений и навыков, но и формированию творческого отношения к здоровью, соответствующих ценностных ориентации и установок.

Формирование нормативно-ценностной системы в отношении здоровья становится возможным благодаря тому, что данный метод позволяет обучаемым наблюдать за проявлением творческой мысли, логикой мышления специалиста, который разъясняет гипотезы, ставит мыслительный эксперимент, делает выводы из различных его вариантов и т.д. При применении метода проблемного изложе­ния живое слово специалиста может быть дополнено другими сред­ствами, например, кинофильмами, звукозаписями, слайдами и т.д. В качестве основных форм выступают индивидуальные и групповые занятия (решение задач, беседы, дискуссии и т.д.).

Эвристический метод - это метод гигиенического воспитания, заключающийся в постановке специалистом перед обучаемыми лицами научно-познавательных и практических задач, в раскрытии логики поиска, а также в организации самостоятельного решения этих задач обучаемыми.

Целью эвристического метода, как и метода проблемного изложения, является формирование ценностных ориентации и установок в отношении здоровья, умения творчески решать проблемы, связанные со здоровьем, что достигается не только наблюдением обучаемых за деятельностью специалиста, но и самостоятельным участием в поиске.

Основной формой эвристического метода является эвристическая беседа, в ходе которой специалист направляет поиск, последо­вательно ставит промежуточные задачи, формулирует противоре­чия и т.д.

Средства гигиенического воспитания

Средства гигиенического воспитания - это способы реализации методов гигиенического воспитания, основанные на речи, изображении, действии, а также реальные предметы и приспособления, имеющие отношение к гигиенической тематике.

Речевые средства.

Устные речевые средства - основаны на устной речи и позволяют реализовывать методы гигиенического воспитания вербальным (словесным) путем. К ним относят как «живое слово» специалиста при непосредственном общении его с аудиторией, так и возможные опосредованные способы передачи речевого процесса (речь или звукозапись, транслируемую по радио или по телевидению, передаваемую по телефону, звукозапись на CD).

Письменные речевые средства - основаны на письменной речи и позволяют реализовывать методы гигиенического воспитания путем отображения с помощью системы графических знаков и представляют собой печатные издания, рукописные или машинописные текстовые материалы.

Гигиеническая информация может быть заложена в специальные электронные или автоматические устройства.

Листовка - издание в виде листка агитационно-информационного характера, содержащего гигиенические сведения.

В листовке могут быть даны лаконичные советы и рекомендации. Текст листовки часто сопровождается мотивированным при­зывом к участию в тех или иных профилактических оздоровитель­ных мероприятиях.

Буклет - это иллюстрированное издание в виде определенным образом сложенного листка бумаги, содержащее краткую информа­цию по отдельным вопросам укрепления и охраны здоровья.

Памятка представляет собой издание в виде книжки небольшого формата, содержащей перечень конкретных советов, правил, сведений гигиенического характера. Памятка предназначается для отдельных целевых групп населения. Особенно широко используется в работе лечебно-профилактических учреждений.

Книга представляет собой научно-популярное издание, в котором комплексно излагаются вопросы охраны и укрепления здоровья. Текст книги должен быть понятным, доступным, иллюстрирован примерами.

Лозунг представляет собой призыв, в краткой форме выражающий требование или рекомендацию гигиенического характера; мо­жет быть печатным или рукописным.

Лозунги используются при проведении массовых кампаний по охране и укреплению здоровья, в периоды возникновения опасности эпидемических вспышек заболеваний.

Журнал - научно-популярное периодическое иллюстрированное издание, которое содержит материал по различным аспектам здоровья и профилактики заболеваний.

Газета - периодическое издание, освещающее текущую информацию гигиенического характера, в основном по различным во­просам здоровья и профилактики заболеваний.

Существуют так называемые стенные газеты, которые выпускаются силами работников лечебно-профилактических учреждений.

Рецепт представляет собой бланк, содержащий совет индивидуального характера в отношении здоровья. Может быть печатным и рукописным.

Совет дается в виде рекомендации, касающейся двигательного режима, характера питания, режима труда, отдыха и т.д.

Рецепт как средство гигиенического воспитания особенно распространен в лечебно-профилактических учреждениях (поликлиниках, ам­булаториях и т.д.); вручается пациенту во время врачебного приема.

Автоматический справочный информатор - специальное устройство, которое дает возможность получить необходимую ин­формацию по вопросам охраны здоровья и профилактики заболева­ний, напечатанную на специальных пластинках, путем нажатия кнопки с определенным индексом, зафиксированным на пластинке с соответствующей информацией.

Автоматический справочный информатор позволяет быстро получить точные сведения, в которых заинтересовано то или иное лицо. Он является весьма эффективным средством гигиенического воспитания, так как за короткий промежуток времени обслуживает значительное количество людей.

Электронный информатор «Бегущая строка» - это специ­альное устройство, позволяющее получить с помощью точечного светящегося изображения гигиеническую информацию, предвари­тельно заложенную в программу ЭВМ, которая дает сигнал на пе­реключение контактов светящихся элементов.

Информатор «Бегущая строка» дает возможность сообщать в краткой форме одновременно большому количеству людей кон­кретную гигиеническую информацию, в том числе наиболее акту­альные сведения, касающиеся охраны и укрепления здоровья.

Изобразительные средства

Изобразительные средства - это образное воспроизведение предметов, процессов и явлений, связанных со здоровьем.

Показ некоторых изобразительных средств подразумевает со стороны специалиста возможные практические действия с ними, ко­торые могут воспроизводиться впоследствии обучаемыми лицами.

Плакат - рисунок, который может сопровождаться кратким текстом, с изображением предмета, процесса или явления, связан­ного с тематикой здоровья, профилактикой заболеваний. Плакат может быть издан в виде микроплаката с текстом на обороте и слу­жит для агитационно-информационных целей. Призван привлекать внимание, поддерживать интерес населения к трактуемой пробле­ме, побуждать к осуществлению гигиенических рекомендаций и советов. Рисунок и текст на плакате взаимно дополняют друг друга и составляют единое целое.

Плакат позволяет быстро донести заложенную в нем идею до сознания лица, на которое направлен воспитательный процесс. Сте­пень воздействия плаката во многом зависит от удачного образного решения, способов его экспонирования и т.д.

Фотографический снимок - изображение предмета, процесса или явления, связанных с тематикой здоровья, профилактики забо­леваний.

Картотека - это тематический набор рисунков, наклеенных на картонные листы небольшого формата, каждый из которых сопрово­ждается пояснениями, рекомендациями гигиенического характера.

Диапозитив (слайд) - представляет собой фотографический снимок на прозрачном материале, тематика которого отражает во­просы охраны здоровья, профилактики заболеваний.

Наиболее часто диапозитив используется в качестве иллюстри­рованного материала для бесед и лекций. Крупногабаритные диа­позитивы применяются для оформления лечебно-профилактиче­ских учреждений, выставок и пр.

Диафильм - представляет собой фильм составленный из диа­позитивов, тематика которого отражает вопросы охраны и укрепле­ния здоровья и профилактики заболеваний.

Диафильмы используются в целях динамической сюжетной иллюстрации материала бесед и лекций.

Аппликация - представляет собой рисунок или набранный текстом шрифт, отражающие тематику охраны и укрепления здоро­вья, которые прикрепляются к специальному устройству, предна­значенному для их показа.

Картинки для раскрашивания - рисунки с изображениями предметов, процессов и явлений, связанных с вопросами здоровья, которые предназначены для разрисовки разными красками.

Символ - специально созданный условный знак, вызывающий ассоциацию с определенными понятиями охраны и укрепления здоровья, используется при проведении массовых гигиенических мероприятий и кампаний, например, Всемирных дней здоровья, Международного года ребенка и т.д.

Малоформатные изобразительные средства - рисунки с изображениями предметов, процессов и явлений, относящихся к гигиенической тематике, на листах бумаги (или другого материала) небольшого формата. Это наклейки на спичечных коробках, почто­вые марки, календари, закладки, салфетки и др.

Искусственный предмет - копия натурального предмета, ко­торая используется при освещении вопросов гигиенической тема­тики (муляж, модель, макет и другие копии натуральных предметов или органов человеческого тела). Копия может быть увеличенной, уменьшенной или в натуральную величину, может быть упрощен­ной. Искусственные предметы используются как иллюстративный материал по вопросам охраны здоровья в качестве экспонатов в му­зеях, на выставках и т.д.

Изобразительно-речевые средства - это способ передачи ин­формации о здоровье, профилактике заболеваний с изображением предметов, процессов и явлений, иллюстрирующих эту информа­цию (телевидение, кино, театр, видео).

Применение этих средств в гигиеническом воспитании предпо­лагает их использование и на местном уровне. Так, например, мест­ное телевидение позволяет освещать проблемы охраны и укрепле­ния здоровья, специфичные для данного промышленного предпри­ятия, городского или сельского района и т.д.

Действие как средство гигиенического воспитания актуализируется в виде физкультурных упражнений, практических прие­мов аутотренинга, приемов ухода за больными, оказания первой медицинской помощи, самоконтроля физического и психического состояния, самообследования. Действие получает свое проявление в приемах рациональной обработки, приготовления и хранения пи­щи, выполнении гигиенических процедур, использовании предме­тов индивидуальной защиты и т.д.

Предметные средства - это средства гигиенического воспи­тания, представляющие собой реальные («натуральные») предме­ты, имеющие отношение к здоровью. В качестве предметных средств гигиенического воспитания могут выступать практически любые предметы, используемые в процессе жизнедеятельности че­ловека и имеющие отношение к его здоровью: посуда для приго­товления и хранения пищи; предметы индивидуальной защиты по­верхности кожи, глаз, органов дыхания на промышленных и сель­скохозяйственных предприятиях; средства ухода за кожей, волоса­ми, зубами, одеждой; средства, используемые для обеспечения чис­тоты жилых и рабочих помещений; спортивные снаряды; лекарст­ва; предметы для оказания первой медицинской помощи, ухода за больными, за детьми грудного возраста и т.д.

К предметным средствам гигиенического воспитания относятся также кукольные персонажи, используемые в целях формирования у детей позитивного с точки зрения проведения (Айболит и др.)

Технические средства обучения используются в ГВ как для обучения, так и самообучения населения, а также для контроля усвоения знаний.

Круг технических средств обучения, это:

Необходимо отметить, что большое количество составляющих понятия «здоровый образ жизни» не позволяет создать «единый учебник», изобрести одну универсальную форму тематической пропаганды ЗОЖ, поэтому она всегда будет видоизменяться, вбирать в себя различные средства и методы. Поэтому предложить однозначных рекомендаций по пропаганде ЗОЖ в целом нельзя. Можно говорить о системе пропаганды ЗОЖ и отработанных методиках пропаганды отдельных составляющих понятия «здоровый образ жизни». Основные направления пропаганды ЗОЖ с учетом мест проведения, форм проведения, специфики субъектов и объектов пропаганды на протяжении многих лет разрабатывались сотрудниками Центрального НИИ санитарного просвещения Минздрава СССР. Научно-обоснованные частные методики прошли апробацию на практике. Они оказались действенными и легли в осно­ву многих методических рекомендаций, которыми можно пользо­ваться и в настоящее время, т.к. охватывают весь круг вопросов пропаганды здорового образа жизни и нуждаются только в адаптации к региональным условиям.

Формы гигиенического воспитания

Формы гигиенического воспитания - это способы применения отдельного средства или совокупности средств в определенной по­следовательности для осуществления процесса гигиенического воспитания. Если средства ГВ позволяют говорить о том, с помощью чего (чем?) методы гигиенического воспитания получают реальное воплощение, то формы показывают, как, каким образом осуществ­ляется это воплощение.

Индивидуальные формы гигиенического воспитания

Индивидуальные формы гигиенического воспитания позволяют максимально учитывать особенности личности как физиологического (половые, возрастные особенности, состояние здоровья), так и социально-психологического характера (уровень знаний об оптимальных для здоровья стилях жизни, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, ценностные установки и т.д.).

Этим объясняются доказанные экспериментально преимущества индивидуальных форм перед групповыми и массовыми формами гигиенического воспитания.

Основным средством реализации индивидуальных форм гигиенического воспитания является устная речь. Эффективность индивидуальных форм повышается при использовании наряду с устной речью письменной речи в виде различных изданий (памяток, буклетов и др.), изобразительных средств (плакатов, диапозитивов и др.).

В настоящее время все более широкое применение получают индивидуальные формы гигиенического воспитания, основанные на использовании компьютеров. Эффективность их применения доказана экспериментально. Разрабатываются компьютерные программы для гигиенического обучения, самообучения, интервьюирования, контроля знаний.

Медицинскую информацию можно получить с помощью телефонной связи: ответы на поставленные по телефону вопросы даются на терминале домашнего компьютера или компьютера учреждения. Заслуживают внимания индивидуальные оздоровительные программы, основанные на предварительном диагностировании с помощью ЭВМ параметров индивида (выяснении его физиологиче­ских, психологических особенностей, условий труда и быта, факторов риска, стиля жизни в отношении здоровья и т.д.).

Компьютеры могут быть использованы в школах, культурно-просветительных и лечебно-профилактических учреждениях, про­мышленных предприятиях и т.д.

Индивидуальная беседа основана на непосредственном обще­нии между специалистом и лицом, на которое направлен воспита­тельный процесс; предусматривает сообщение специалистом гигие­нической информации, предоставление рекомендаций в отношении стиля жизни, профилактики заболеваний, а также обмен мнениями между собеседниками.

В процессе индивидуальной беседы могут быть использованы изобразительные средства, печатные издания.

Индивидуальное консультирование основано на непосредст­венном общении между специалистом и лицом, на которое направ­лен воспитательный процесс; предусматривает сообщение специали­стом советов в отношении стиля жизни, профилактики заболеваний.

Советы могут носить характер категорических рекомендаций в случае очевидной опасности для здоровья обращающегося за кон­сультацией лица или его окружения. Кроме того, советы могут да­ваться таким образом, чтобы предоставить пациенту возможность

выбора.

В настоящее время находит все большее распространение кон­сультирование контингентов практически здоровых лиц в различных лечебно-профилактических учреждениях. Консультации осуществ­ляет как один специалист, так и группа специалистов: геронтолог, врач по рациональному питанию, психотерапевт, сексолог, гигие­нист-эколог и др. Практикуются выезды этих специалистов на места (в сельскую местность, на промышленные предприятия и т.д.).

Предварительное определение состояния индивида (степени стресса, АД, других физиологических параметров), выяснение уров­ня его гигиенической культуры повышает эффект консультацией.

В процессе индивидуального консультирования речь специа­листа может дополняться изобразительными средствами, печатны­ми изданиями.

Создаются специальные консультативно-оздоровительные центры или подразделения учреждений и предприятий (например, Центров здоровья, врачебно-физкультурных диспансеров промыш­ленных предприятий), где пациенты получают не только индивиду­альную информацию по оптимальным для здоровья стилям жизни, но проходят оздоровительный курс, включающий занятия на трена­жерах, плавание, аутотренинг, массаж, электросон, профилактиче­ское иглоукалывание и т.д. Возможна организация таких центров на кооперативной и хозрасчетной основе.

Индивидуальный инструктаж: предусматривает сообщение специалистом гигиенической информации инструктивного характе­ра, используется для нормализации гигиенического поведения в оп­ределенных условиях труда и быта. Цель и содержание инструкта­жа определяются спецификой этих условий.

Индивидуальное телефонное консультирование - сообщение специалистом советов по оптимальным для здоровья стилям жизни, профилактике заболеваний по телефону.

Ответ на поставленные абонентом вопросы может быть полу­чен на терминале компьютера (компьютера учреждения, домашне­го компьютера). Для проведения телефонных консультаций работа­ют специально организованные телефонные службы медицинской информации и доверия.

Личная корреспонденция предусматривает ответы специали­ста на заданные вопросы, касающиеся стиля жизни и профилактики заболеваний, посредством обмена письмами.

Групповые формы гигиенического воспитания

Групповые формы гигиенического воспитания - это формы ги­гиенического воспитания, основанные на непосредственном или опосредованном общении специалиста с группой лиц; предусмат­ривают сообщение специалистом информации по гигиенической тематике, обмен мнениями по рассматриваемой проблеме.

Эффективность групповых форм гигиенического воспитания определяется однородностью возрастного профессионального со­става группы, наличием обратной связи и т.д.

Наиболее оптимальный количественный состав группы - 15-20 человек.

В процессе группового общения устная речь специалиста мо­жет быть дополнена изобразительными средствами, печатными из­даниями, использованием современной компьютерной техники.

Групповая беседа предусматривает как сообщение специали­стом информации гигиенического характера, так и обмен мнения­ми между собеседниками.

Характер групповой беседы зависит от цели, которую ставит пе­ред собой специалист. Как и индивидуальная беседа, групповая бесе­да сочетает в себе информативную и репродуктивную направлен­ность, которая предполагает наличие у данной группы лиц опреде­ленного уровня адекватных гигиенических знаний и воспроизведе­ние их. С целью стимулирования поисковой активности обучаемой группы лиц специалист может строить беседу эвристического харак­тера. Эвристическая беседа, в отличие от репродуктивной, требует не только воспроизведения знаний, но и осуществления частичного самостоятельного поиска решения проблемы, о которой идет речь.

Таким образом, беседа способствует повышению уровня зна­ний гигиенического характера, укреплению имеющихся знаний, а также формированию творческого подхода к решению вопросов охраны и укрепления здоровья.

Беседа за круглым столом - это групповая форма гигиениче­ского воспитания, основанная на обсуждении группой специалистов конкретных вопросов, связанных с укреплением и охраной здоровья в присутствии слушателей: предусматривает участие слушателей в обмене мнениями по охране и укреплению здоровья. Беседа за круг­лым столом проводится под руководством ведущего (модератора).

Дискуссия - предусматривает совместное обсуждение группой под руководством специалиста вопросов, касающихся стиля жизни, профилактики заболеваний, которое позволяет выявить различия в их понимании и толковании. Дискуссия позволяет стимулировать познавательный интерес к проблемам здоровья, способствует фор­мированию позитивных установок, содействует коррекции поведе­ния в отношении здоровья.

Клубы здоровья - групповая форма гигиенического воспита­ния, предполагающая объединение людей для совместной деятель­ности по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья.

Среди клубов здоровья можно назвать: спортивные клубы, клубы трезвости, клубы диабетиков, клубы, объединяющие лиц, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, клубы моло­дых матерей, вдов, близнецов и др.

Занятия в клубах осуществляются под руководством одного или нескольких специалистов.

В функции специалистов, кроме гигиенического воспитания (лекции, просмотры фильмов, видеозаписей, ознакомление с литературой и т.д.), входит организация оздоровительных процедур, спортивных упражнений и т.д. Для каждого из посетителей преду­сматривается повседневная оздоровительная программа. Осуществ­лению оздоровительных функций клуба способствует наличие бас­сейнов, бань, помещений для аэробики, массажных залов, кок­тейль-баров, площадок для спортивных игр, оснащенность трена­жерами, теннисными кортами и т.д.

Эффективность работы клуба повышается, если он обеспечи­вает посещаемость в течение всего дня. В этих условиях создается возможность не только для непосредственного оздоровления, но и общения.

Демонстрация видеозаписи по вопросам здоровья - это пре­доставление группам лиц информации по вопросам здоровья по­средством видеозаписи.

Сочетание в видеозаписи устной речи с изображением, музы­кальное оформление делает ее показ весьма эффективной формой гигиенического воспитания, которая постепенно находит примене­ние в лечебно-профилактических и учебных заведениях. Демонст­рация видеозаписи осуществляется по внутреннему телевидению.

Применение видеозаписи может рассматриваться также в каче­стве массовой и индивидуальной форм гигиенического воспитания. Игра - групповая форма гигиенического воспитания, представ­ляющая собой развлекательное занятие с совокупностью определенных правил, приемов, тематика которого отражает различные аспекты пове­дения человека в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.

В практике гигиенического воспитания распространены такие разновидности игры, как настольные, ролевые, спортивные, дело­вые игры, викторины и др. Популярностью у детей пользуются иг­ровые аттракционы.

Эмоциональное восприятие информации во время игры спо­собствует лучшему ее усвоению и запоминанию.

Игра может носить характер соревнования, что стимулирует познавательный интерес участников.

Практическое занятие проводится путем организации вы­полнения группой обучаемых упражнений, предусматривающих практическое применение полученных теоретических знаний.

В качестве примеров практических занятий можно назвать вы­полнение упражнений на тренажере, занятия аутотренингом, занятия по оказанию первой медицинской помощи, обучение уходу за боль­ными, занятия по приемам самоконтроля и самообследования и т.д.

Занятия по решению задач - групповая форма гигиеническо­го воспитания, основанная на непосредственном общении специа­листа с группой лиц, на которую направлен воспитательный про­цесс, путем постановки вопросов, требующих поиска решения по определенным данным с соблюдением известных условий.

Задачи могут иметь проблемный характер. При этом в услови­ях содержатся какие-либо установочные параметры, но поиск ре­шения осуществляется обучаемыми самостоятельно. Решение задач способствует формированию творческой потенции, умению само­стоятельно применять полученные гигиенические знания.

Урок по охране и укреплению здоровья. Для проведения груп­повых занятий могут быть использованы уроки естественных дисци­плин (анатомии, биологии, химии), а также часы дополнительной ра­боты классного руководителя, самостоятельные уроки здоровья.

Форма урока предусматривает возможность комплексного применения различных средств гигиенического воспитания, пояс­няющих и иллюстрирующих живое слово учителя.

Курсовое гигиеническое обучение - групповая форма гигиени­ческого воспитания, предусматривающая проведение одним или несколькими специалистами цикла занятий с группами лиц (объе­диненных по возрастному, профессиональному и др. признакам) по специальной учебной программе с целью систематического изло­жения знаний по определенной тематике, связанной со здоровьем, и формирования соответствующих практических умений.

Курсовое гигиеническое обучение проводится преимущественно среди беременных, родителей, молодежи, работников промышленных предприятий, общественного питания, сельского хозяйства и т.д.

Курсовое обучение предусматривает сочетание различных форм гигиенического воспитания. Так, лекции сочетаются с прак­тическими занятиями, с использованием печатных изданий различ­ного характера, демонстрацией кинофильмов, видеозаписей и т.д.

Организация курсового обучения может осуществляться путем создания народных университетов, факультетов, школ здоровья, школ матерей, курсов отцов и т.д. Тематические циклы занятий проводятся также непосредственно на промышленных, сельскохо­зяйственных и др. объектах.

Массовые формы гигиенического воспитания

Массовые формы - это формы гигиенического воспитания, предусматривающие сообщение специалистом сведений по вопро­сам оптимальных для здоровья стилей жизни и профилактики забо­леваний одновременно большому числу лиц.

Используется как непосредственное общение специалиста с массовой аудиторией, так и опосредованное - через каналы массо­вой коммуникации, использование которых способствует оператив­ному распространению информации, ее жанровому разнообразию.

Лекция по-прежнему занимает одно из ведущих мест в пропа­ганде ЗОЖ. Последнюю можно проводить в виде эпизодических лекций (самостоятельные выступления лектора с законченным из­ложением темы или одного из ее вопросов) или в виде цикла, когда тема освещается суммарно, последовательно и развернуто. Лекция может проходить как при непосредственном контакте с аудитори­ей, так и опосредованно, например, по радио. Лекция, основанная на прямом контакте лектора и слушателей, позволяет ему учиты­вать реакцию аудитории. Живое слово лектора часто сопровожда­ется показом диафильмов, видеозаписей, видеофильмов и т.д., ил­люстрирующих содержание изложенного материала. Вопросы ЗОЖ могут найти отражение в лекциях на любые медико-гигиенические темы. Например, «Профилактика сердечно-сосудистых заболева­ний», «Как предупредить диабет», «Предупреждайте неврозы» и т.д. Лекции о здоровом образе жизни, как правило, пользуются большим успехом. Но интерес к ним во многом зависит от темати­ки лекций и квалификации лекторов. Поэтому в работе лектория важно все: от анонсирования программы до тщательного подбора лекторов. В программе лектория не должны фигурировать названия болезней, так как образ жизни предполагает различные формы жиз­недеятельности, а не их результат. Лекции о здоровом образе жиз­ни должны быть строго дифференцированы в зависимости от ауди­тории, и они могут выполнить свое назначение только в том слу­чае, если выйдут за рамки чистого просветительства и станут дей­ственным средством формирования мировоззрения людей, вовле­кая их в активный двусторонний процесс соразмышления. Для это­го тема выступления должна быть субъективно значима для слуша­телей, а значит, должна преподноситься с учетом:

а) уровня подготовки, развития слушателей;

б) демографических особенностей аудитории (возраст, место жительства, национальность);

в) социального состава аудитории (рабочие, сельхозработни- ки, интеллигенция и др.);

г) профессионально-психологических признаков слушателей (профессия, потребности, интересы, ценностные ориен­ тиры, традиции, настроения).

Желательно, чтобы лектор хорошо владел местным материа­лом и излагаемые им положения и советы были обоснованы прак­тическими данными или научными исследованиями.

Устная пропаганда ЗОЖ должна быть в центре внимания сек­ций по пропаганде биологических и медицинских знаний общества «Знание», Центров медицинской профилактики, санэпиднадзора, общей врачебной (семейной) практики, которые должны изучать: интерес аудитории к вопросам ЗОЖ, познавательную активность населения по проблеме, проводить подбор лекторов, апробацию и рецензирование тематических лекций, издавать материалы «В по­мощь лектору», проводить конкурсы лекций по пропаганде ЗОЖ.

Форум - это непосредственное общение с большой по числен­ности аудиторией одного или нескольких специалистов, которые отвечают на вопросы по тематике стиля жизни в отношении здоро­вья и профилактики заболеваний.

Ответы на вопросы могут сопровождаться просмотром кино­фильмов, видеозаписей, диапозитивов и т.д.

Радиопередача по вопросам здоровья - сообщение населению посредством радио информации по проблемам здоровья и профи­лактики заболеваний.

Радиопередача может быть представлена в форме радиолекции, радиобеседы, ответов на вопросы радиослушателей, радиожурнала и др. Она может быть включена в различные рубрики и циклы.

По своей тематике радиопередачи часто бывают адресованы определенным целевым группам населения с учетом их специфиче­ских потребностей в гигиенической информации.

Телепередача по вопросам здоровья - сообщение населению посредством телевидения информации по проблемам здоровья и профилактики заболеваний.

Телепередача характеризуется жанровым разнообразием и мо­жет быть представлена в виде тележурнала, телефильма, телеинтер вью, телерепортажа, ответов на вопросы телезрителей. Она может быть представлена различными рубриками и циклами.

Специальный цикл телепередач, посвященных различным ас­пектам поведения в отношении здоровья, позволяет в значительной мере систематизировать полученные знания. Намечается тенденция к дифференциации тематики телепередач в зависимости от состава зрителей (телепередачи для детей, для родителей и т.д.).

Перспективна организация специальных телевизионных «кана­лов здравоохранения». Передачи по этим каналам, например, в больницах, могут вестись в дневное время в течение всей недели.

Демонстрация фильма по вопросам здоровья предполагает как демонстрацию кинофильмов по гигиенической тематике, так и кинофестивали, тематические декадники. Кинофестивали, как пра­вило, охватывают более широкий круг проблем, чем тематические декадники. Показ кинофильма целесообразно сочетать с лекцией по соответствующим аспектам укрепления и сохранения здоровья.

Использование печатных изданий - это предоставление насе­лению информации об оптимальных стилях жизни, профилактике заболеваний посредством текстовых материалов, выпускаемых в виде различных печатных изданий.

В процессе массового предъявления информации по гигиени­ческой тематике используются такие печатные издания, как книги, брошюры, листовки, памятки и др. Предоставление текстовых ма­териалов населению может быть самым разнообразным: непосред­ственное вручение, например, на врачебном приеме; ознакомление с памятками и буклетами, разложенными на столах в холле поли­клиники; чтение детям литературы на гигиенические темы; достав­ка печатных изданий в каждую семью через почтовые ящики и т.д. Положительным моментом использования печатных изданий явля­ется возможность выбора читателем наиболее интересной для него информации, ознакомления с информацией в любое удобное время, возвращения к прочитанному. Публикации, сопровождаемые ри­сунками, фотографиями и другими иллюстративными материала­ми, способствуют лучшему усвоению информации.

Демонстрация наглядных пособий предусматривает предос­тавление населению информации об оптимальных для здоровья стилях жизни, профилактике заболеваний посредством показа кон­кретных предметов, процессов и явлений, а также их изображений.

Демонстрация наглядных пособий сочетается с формами, ос­нованными на устном или письменном слове, которые выполняют пояснительную, комментирующую функцию.

Демонстрация наглядных пособий часто выступает как допол­нительная форма для иллюстрирования различных положений ги­гиенического характера.

Театрализованное представление - массовая форма гигиени­ческого воспитания посредством сценической постановки и показа конкретных предметов, процессов и явлений, а также их изображений.

Театрализованное представление имеет разнообразные жанры: сценки, «судебные разбирательства», кукольные представления, «театр теней», клоунады. Кукольные представления наиболее целе­сообразны для детей.

Успехом у молодежи пользуются шоу, подготовленные спе­циалистами-медиками совместно с рок-группами.

В спектаклях по гигиенической тематике могут принимать участие сами зрители.

Телефонное консультирование с помощью автоответчика -автоматическое предоставление абонентам по определенному но­меру телефона гигиенических сведений справочного характера.

Информация, получаемая с помощью автоответчика, носит обобщенный характер и не учитывает индивидуальных особенно­стей абонента.

Прослушивание тематической звукозаписи по вопросам здоровья - это ознакомление населения с информацией по опти­мальным для здоровья стилям жизни, профилактике заболеваний посредством записи речи специалиста на магнитофонную ленту или пластинку; информация имеет тематическую направленность.

Экспонирование - показ для обозрения на выставке, в музее совокупности различных изданий, наглядных пособий, предметов повседневного обихода, ухода за больными и других экспонатов, имеющих отношение к гигиенической тематике, а также техниче­ской аппаратуры, в том числе компьютеров, видео- и радиоаппара­туры, автоматических устройств, используемых в процессе гигие­нического воспитания.

Экспонирование по проблемам гигиенического воспитания мо­жет быть организовано в лечебно-профилактических и культурно-просветительных учреждениях, музеях гигиенической ориентации, например в Музее гигиены, истории медицины и здравоохранения в Санкт-Петербурге.

В ныне организуемых специализированных центрах по отдель­ным проблемам, связанным с поведением человека в отношении здоровья, в частности, в Центрах по планированию семьи и др., на­ряду с экспонированием различных материалов проводится инди­видуальное консультирование, предоставляется литература по во­просам охраны здоровья матери и плода, осуществляется показ ки­нофильмов, видеофильмов по соответствующей тематике, прово­дятся экскурсии по музею центра.

Массовая оздоровительная кампания предполагает осуществ­ление в определенный период различных видов деятельности с целью пропаганды оптимальных для здоровья стилей жизни, обеспечения участия значительного числа лиц в оздоровительных мероприятиях.

Широкое распространение имеют так называемые праздники, дни, декадники, недели, месячники здоровья. Они проводятся с предварительной рекламой, тщательной подготовкой, отработкой сцена­рия, привлечением общественности. При этом используют практиче­ски все разнообразие форм гигиенического воспитания. Например, в день здоровья предоставляется возможность получить консультацию по коррекции стиля жизни, ознакомиться с санитарно-просветительной литературой, принять участие в играх, викторинах гигиенической тематики, конкурсе детского рисунка, ознакомиться с выставками, по­смотреть театрализованные представления, послушать информацион­ные выступления и т.д. Обычно наряду со специфическими формами гигиенического воспитания в период массовых кампаний проводятся спортивно-оздоровительные мероприятия.

Кампании часто имеют тематическую направленность, напри­мер, антиалкогольные, антитабачные кампании, кампании по борь­бе со СПИДом и др. Разновидностью массовых кампаний является форма, которая характеризуется одновременным и повсеместным (в пределах данного города, района, страны и т.д.) применением практически всех форм гигиенического воспитания.

6.ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ

Тесты и контрольные вопросы заключительного уровня:

1.Цель гигиенического воспитания - восполнить:

  1. отсутствующие умения и навыки здорового безопасного образа жизни

  2. социальную политику по увеличению потенциала здоровья

Цель гигиенического воспитания:

  1. сохранение и укрепление здоровья

  2. обеспечение высокого уровня трудоспособности

  3. достижение активного долголетия

  4. религиозно-культовые отправления

  5. сопротивление лечению

2.Профилактика заболеваний и укрепление здоровья — цель гигиенического воспитания:

  1. ближайшая

  2. долгосрочная

Задачи гигиенического воспитания населения:

  1. реабилитация

  2. формирование здорового образа жизни

  3. изменение отношений людей к здоровью

  4. изменение поведения в решении проблем со здоровьем

  5. информация и пропаганда здорового образа жизни

3.Гигиеническое воспитание населения преимущественно осуществляется:

  1. через средства массовой информации

  2. групповыми занятиями

  3. через книгоиздательскую деятельность

  4. индивидуальными методами и средствами

4.Метод индивидуального воздействия:

  1. личная беседа

  2. индивидуальный инструктаж

  3. телефонная служба

  4. лекция

7.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Содержание: Подготовка реферативных сообщений по теме занятия.

Задание к самостоятельной работе.

Темы рефератов:

  1. Санитарно-гигиеническое воспитание населения по сохранению и укреплению индивидуального, группового и общественного здоровья.

  2. Формы и методы работы с населением по пропаганде здорового образа жизни населения.

  3. Особенности санитарно-гигиенического воспитания молодежи.

Самостоятельная работа студентов на практическом занятии: по презентации «Санитарно-гигиеническое воспитание населения по сохранению и укреплению индивидуального, группового и общественного здоровья».

8.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ:

а). Основная литература:

1.Виноградов, А.Ф. Детская поликлиника: учебное пособие / А.Ф. Виноградов, Э.С. Акопов, Ю.А.Алексеева, М.А.Борисова.– Тверь «Герс», 2004.- 494 с.

б). Дополнительная литература:

  1. Виноградов, А.Ф. Основы формирования здоровья детей [Текст]: учебное пособие/ А.Ф. Виноградов. - Тверь: РИЦ ТГМА, 2004.- 122 с.

  2. Виноградов, А.Ф. Основы формирования здоровья детей [Электронный носитель]: учебное пособие/А.Ф. Виноградов. – 2004.- 450 Мб.

  3. Галиуллин, А.Н. Общественное здоровье и здравоохранение: учебное пособие/ А.Н. Галиуллин. - М.: Академкнига.- 2008 – 499 с.

  4. Назарова, Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие: учебное пособие/ Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов.- М.: Академия, 2007.- 256 с.

  5. Назарова, Е.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник/ Е.Н.Назарова, Ю.Д.Жилов.- М.: Академия, 2012.- 192 с.

в). Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  1. Официальный сайт Центрального НИИ организации и информации здравоохранения [Электронный ресурс]. /– Режим доступа: свободный // http://www.mednet.ru /

  2. Гигиена, санология, экология: учебное пособие / под ред. Л. В. Воробьевой. - СПб. : СпецЛит, 2011. - 255 с. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /

  3. Москаленко В. Ф. Концептуальные подходы к формированию современной профилактической стратегии в здравоохранении: от профилактики медицинской к профилактике социальной: Монография. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 240 с. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /

  4. Решетников А.В., Шаповалова О.А. Здоровье как предмет изучения в социологии медицины / Решетников А.В., Шаповалова О.А. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /