logo search
Трезвый образ жизни- книга Н

4.1.3 Дошкольное детство

Социальная ситуация развития в дошкольном детстве: ребёнок – «обобщённый» взрослый как носитель общественных функций – водитель, продавец, воспитатель, мама вообще. Классическая психологическая ситуация – феномен «Я сам». Однако мир слишком сложен для ребёнка, и разрешается это противоречие в игре, которая моделирует воображаемую ситуацию. Сюжетно-ролевая игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Этот вид игры глубоко изучен в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, А. П. Усовой, Ф. И. Фрадкиной. В детской игре есть две основные стороны: содержание и сюжет. Сюжет – отражаемая в игре область действительности. Сюжеты дети черпают из повседневной жизни своей семьи, близкого окружения; старшие дошкольники – из книг, мультфильмов, фильмов. Направлением детской ориентировки могут быть как светлые, так и тёмные стороны действительности.

Структура сюжетно-ролевой игры в развитой форме включает роль, воображаемую ситуацию и игровые действия. В игре дети овладевают способами поведения и имитируют реальные взаимоотношения людей. Другими видами деятельности являются продуктивная (рисование, лепка, конструирование), трудовая (посильная помощь взрослым, мелкие поручения), учебная (в сотрудничестве с взрослым ребёнок познает мир, задаёт множество вопросов, учится сопереживать и понимать, и даже считать и читать). Дошкольное детство – период первоначального развития личности. Мотивы деятельности носят обобщённый характер, усваиваются первые этические нормы и моральные чувства [6:201-224].

Таким образом, период детства от рождения до школьного возраста является важнейшим в жизни каждого человека. Подражательность имеется уже у младенца. Способность моделировать поведение взрослых в игре проявляется до трёх лет. С овладением речью ребёнок овладевает системой понятий о мире, и слова соотносятся с предметами и явлениями уже в раннем детстве. Система нравственных понятий тоже складывается в дошкольном возрасте. Поэтому нет никаких оснований надеяться на то, что дети «ещё маленькие и ничего не понимают».