logo search
Экзаменационные вопросы по анатомии

I. Общетеоретические вопросы. История анатомии.

  1. Предмет и содержание анатомии. Ее место в ряду биологических дисциплин. Значение анатомии для изучения клинических дисциплин и для медицинской практики.

  2. Современные принципы и методы анатомического исследования. Рентгенанатомия и значение ее для изучения клинических дисциплин.

  3. Оси и плоскости в анатомии. Линии, условно проводимые на поверхности тела, их значение для обозначения проекции органов на кожные покровы (примеры).

  4. Анатомия и медицина. Значение анатомических знаний для понимания меха­низмов заболеваний, их профилактики, диагностики и лечения.

  5. Методологические принципы анатомии (идея диалектического развития, целостность организма и взаимосвязь его частей, единство строения и функции и др.).

  6. Индивидуальная изменчивость органов. Понятие о вариантах нормы в строении органов и организма в целом. Типы телосложения.

  7. Анатомия и возраст человека. Особенности строения органов и тела у детей, подростков, в юношеском, зрелом, пожилом и старческом возрастах. Примеры.

  8. Анатомия и медицина древней Греции и Рима, их представители (Аристотель, Гален).

  9. Анатомия эпохи Возрождения Леонардо-да-Винчи как анатом; Андрей Везалий — основоположник описательной анатомии.

  10. Отечественная анатомия древней Руси. Анатомические сведения в рукописных документах («Травники», «Изборники»). Первые медицинские школы.

  11. Русские анатомы XVII века (А.П.Протасов, М И.Шеин, К.И Щепин, И.О. Му­хин, И.М.Максимович-Амбодик) и XIX века (П.А.Загорский, И.В.Буяльский, Д.Н.Зерновидр.).

  12. Н. И. Пирогов и сущность его открытий в анатомии человека; методы, предло­женные им для изучения топографии органов, их значение для анатомии и практиче­ской медицины.

  13. П.Ф.Лесгафт как представитель функционального направления в анатомии и значение его работ для теории предмета и развития физического воспитания.

  14. Отечественная анатомия в XX столетии: В.П.Воробьев, В.Н.Тонков, Д.А.Жда­нов, их вклад в развитие анатомической науки.