logo search
Трезвый образ жизни- книга Н

2.2.10. Деятельностный подход

В работах С. Я. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева рассматривается схема: потребность, мотивы, действия, условия, операции, результаты. Н. К. Платонов даёт упрощённую схему: цель – мотив – способ – результат.

В этом подходе деятельность учащихся сориентирована на активизацию мотивационно-потребностной, процессуальной и содержательной сторон. При этом цели выполняют ориентирующую и регулирующую функцию. Они должны быть реальными, учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанника, быть личностно-значимыми для ученика; быть общественно значимыми и соответствовать гуманистическим представлениям о человеке. Поэтому под целью воспитания понимается некий идеал, который должен быть достигнут в результате воспитания.

Учитель, реализуя деятельностный подход, должен видеть всю иерархию целей: от самых общих, модельных до целей уровня коллектива, отдельно взятого ученика, отдельно взятой ситуации.

В реальной педагогической практике целостно реализуются и мотивационно-потребностная, и процессуальная, и содержательная сторона деятельности, но с учётом отдельно взятой личности. Поэтому более эффективным, по мнению В. В. Анисимова, является личностно-деятельностный подход [1:217].

Общая структура деятельности характеризуется следующим:

В личностно-ориентированном подходе для трезвенного воспитания важны идеи «равнопартнёрского» взаимодействия учителя и учащегося и тщательное изучение личности. И такой подход оправдан, когда необходимо работать с конкретной личностью. Смешанный личностно-деятельностный подход лучше применять, когда целевая группа – целый коллектив, потому что личность формируется в деятельности, во взаимодействии с окружающим миром и друг с другом.