logo search
Трезвый образ жизни- книга Н

2.3.2. Религиозный компонент духовно-нравственного воспитания

Много споров вызывает религиозный компонент духовно-нравственного воспитания.

Религия, наряду с этикой, идеологией, духовным потенциалом художественной культуры и опытом мировоззренческого самоопределения человека, составляет неотъемлемую часть духовно-нравственной культуры. В. В. Зеньковский в своей христианско-педагогической антропологии указывал, что смысл духовно-душевного воспитания выходит за пределы внешних факторов; не только на основе внешних факторов делается выбор. Для преодоления этой однобокости воспитания он предлагает учитывать иерархическое строение духовно-душевной природы человека, что присуще православной антропологии.

Смысл воспитания, по В. В. Зеньковскому, раскрывается в идее спасения. Спасение связано с проблемой веры в душу ребёнка, понимания её как основы воспитания, которая в педагогике актуализируется со времени Я. А. Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо. С позиций христианской антропологии, становление и воспитание человека как целого – это преодоление сил греха, отсечение периферии души и осуществление своего прообраза – образа Божия в индивидуальной жизни, подготовка не только к земной, но и к вечной жизни [24:90-97].

Существует и важный светский аргумент в пользу религиозного компонента воспитания. Академик Б. Т. Лихачёв указывал, что трагедия большинства известных к настоящему времени воспитательных и дидактических систем состоит в чрезмерном уповании на формирование сознания. Однако то, что проникает в бессознательную сферу ребёнка, минуя сознание, будь то непосредственный жизненный опыт или содержание образования, перерабатывается бессознательным мышлением. В результате часто между сознательным и бессознательным возникает противоречие, разрастающееся до размеров конфликта [22:40-44].

Выше мы уже говорили о том, что на сферу бессознательного можно воздействовать и через другие каналы: музыку, театр, кино, стихи, песни, художественную литературу, игровую деятельность, педагогический психоанализ, рекламу (герменевтический и эко-психотерапевтический подходы). Религия во многих культурах является важнейшим каналом воздействия на сферу бессознательного, потому что через религию усваиваются базовые ценностные понятия.

Религиозная педагогика, в которой психоаналитические подходы занимают особое место, интуитивно учитывает все реальные процессы становления личности, раскрытия индивидуальности, взаимодействия сознательного и бессознательного. Сознательное, согласно её представлениям, олицетворяет Божественное начало; бессознательное – греховные страсти, искупление, дьявольское искушение. В душе человека идёт постоянная борьба Добра и Зла. Этим и определяется вся методика религиозного воспитания [22:40-44]. Вот почему трезвость из религиозных убеждений является такой устойчивой даже без особых мировоззренческих знаний.

Однако для продуктивного участия Церкви в развитии школьного образования необходимо решить ряд проблем. Какое религиозное образование нужно школьникам? Конфессиональное? Это вполне оправдано, так как большинство населения относит себя к православной культуре. Вторая по распространённости конфессия в России – ислам. Но не разделит ли религиозное образование наше общество по конфессиональному признаку? Не выльется ли это в «зоологический патриотизм»? (В. Соловьев). Может быть, лучше неконфессиональное, вне связи с конкретной религией?

Остроту проблеме придаёт нравственный максимализм христианства, а также то, что Ислам в западных СМИ стали называть агрессивной религией.

Во избежание названных опасностей Ф. Н. Козырев предлагает строить религиозное воспитание не на идеологическом, а на предметном основании. Религиозные предметы должны быть введением в мир традиционных религий в разнообразии их форм. Вклад в формирование идентичности учащегося достигается за счёт представления о собственной религиозной традиции. При этом автор отмечает огромный развивающий потенциал религии как учебного предмета и указывает, что это важный предмет гуманитарного цикла, который вносит огромный вклад в духовно-нравственное и эстетическое воспитание учащихся [21:62-71].

Базовые принципы изучения религий в светской школе: добровольность, возможность выбора и многообразие. Главным заказчиком содержания и способов изучения религий должно быть общество – семья, религиозные общины [27:51-61]. Экспериментальное изучение предмета «Основы православной культуры» на факультативной основе начато в школах России в 2010 году.

В современной России вопросы духовно-нравственного свойства многие хотели бы решать вне религии. В статье 28 Конституции Российской Федерации такое право гарантируется Конституцией.