logo search
Трезвый образ жизни- книга Н

2.2.11. Гуманистический подход

Гуманистический подход к воспитанию (Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильин, В. А. Сухомлинский, В. Ф. Шаталов) базируется на уважении к человеку. Наивысшей ценностью является Личность, которая имеет право на свободу, счастье, достойную жизнь.

Гуманизм опирается на гуманистическое мировоззрение и предполагает воспитание и развитие гуманистического мировоззрения у воспитанников.

Для реализации гуманистического подхода необходимо, чтобы ценностные ориентации и педагогов, и воспитанников всё больше приближались к человеческим качествам, свойствам, чувствам. Приоритетным должно стать воспитание духовно и физически здоровой личности: гражданина, патриота, трудолюбивого человека, творческой саморазвивающейся личности.

В. В. Анисимов предлагает следующие принципы гуманистического воспитания:

В процессе реализации гуманистического подхода основными задачами являются следующие:

Гуманистический характер воспитания закреплён Законом РФ «Об образовании» (гл.1, ст.2).

Однако не всё так просто с гуманистическим подходом. С позиций христианской антропологии главной ценностью является не человек, а Бог, высшая сила, высший нравственный закон, который никому не дано нарушать. Человек был провозглашён высшей ценностью и мерой всех вещей лишь в эпоху Возрождения, и с этим в значительной мере связан кризис христианства, а вместе с ним и упадок традиционных нравственных ценностей [38].