logo search
Трезвый образ жизни- книга Н

2.2.9. Личностно-ориентированный подход

Многие прогрессивные воспитательные школы использовали в своих системах именно этот подход – вальдорфская школа Р. Штейнера (1861-1925), школа М. Монтессори (1870-1952).

Личностно-ориентированный подход рассматривает механизмы формирования личности (системы отношений и качеств личности) как самоцель образования, достижению которой подчинены его содержательные и образовательные компоненты. Личность при этом играет приоритетную системообразующую роль.

В личностно-ориентированном подходе воспитание опирается на индивидуальные особенности личности. Главное в человеке – его личный духовный опыт.

При традиционной парадигме образования цели общего среднего образования определялись, прежде всего, социальным заказом (требованиями общества к формированию личности с заданными свойствами строителя коммунизма), т. е. личность формировалась по определённому проекту, заданному социальной системой. Педагогам оставалось лишь придать этим идеологическим установкам научную форму, т. е. представить как модель личности.

Личностно-ориентированная парадигма предполагает становление свободной, развитой, образованной, социально мобильной личности, способной принимать самостоятельные решения в различных ситуациях и нести за них ответственность, стремящейся к самообразованию в течение всей жизни.

Одним из важнейших требований личностно-ориентированного подхода является сотрудничество субъектов учебного процесса, субъект-субъектные отношения. При этом часто декларируется необходимость «равнопартнёрского» взаимодействия учителя и учащегося.

Поскольку личностно-ориентированный подход опирается на индивидуальные запросы и особенности учащегося, он предполагает тщательное изучение личности.

Однако в христианско-педагогической концепции русского философа В. В. Зеньковского, где тема личности является центральной, указывается, что слепое поклонение личности не затрагивает основной тайны в человеке. Оно ведёт к педагогическому анархизму, к отрицанию объективных причин воспитания, что, по мнению В. В. Зеньковского, можно найти в сочинениях Ж.-Ж. Руссо, Л. Н. Толстого и их последователей [24:90-97].