logo search
Трезвый образ жизни- книга Н

2.2.1. Формирующий подход

Сторонников этого подхода (И. З. Гликман, А. И. Кочетов, Б. Т. Лихачёв, Г. Н. Филонов) отличает убеждённость, что воспитание ребёнка напрямую зависит от воспитательного воздействия словом, примером, делом. Технологически воспитание на основе формирующего подхода организуется в поведенческой модели: «показать образец» – «объяснить» – «упражнять». Формирующая технология позволяет управлять поведением ребёнка через поощрение социально положительных действий и ограничение социально неприемлемых. В основе модели лежит бихевиористический взгляд на личность.

«Воспитание как формирование» всегда ориентировано на систему устойчивых мотивов воспитанников, на основе которых вырабатываются определённые качества личности. Набор этих качеств напрямую связан с политикой и идеологией. Отсюда – «Правила для учащихся», «Кодекс чести» и т. п. Отказываться от формирующего подхода в трезвенном воспитании, на наш взгляд, не следует. Трезвость – это в какой-то мере и идеологическое понятие. Те учебные заведения, которые в свои Уставы, Правила для учащихся, Кодексы чести включают запреты на употребление одурманивающих веществ, на фоне массовой наркотизации только выигрывают.