logo search
Трезвый образ жизни- книга Н

2.2.7. Антропологический подход

Антропология – учение о Человеке. Антропологический подход в образовании (Ш. А. Амонашвили, Б. М. Бим-Бад, В. Б. Куликов, В. И. Слободчиков, Л. М. Лузина, В. И. Максакова) состоит в понимании человека как творческого самосозидающего существа. Образовательный процесс это – не социальная дрессура, а создание условий для развития личности ребёнка.

Педагог – лишь «техническое средство» для решения не своих задач, а задач ученика, педагог – главный инструмент педагогической деятельности, педагог – «овеществленная технология». Уникальность педагогической позиции состоит в том, что он есть главное орудие для развития хорошего в человеке и блокирования дурного.

Учителю нужно ходить не на работу, а на встречу с содеятелем. Ребёнок – «девичья фамилия» Человека. Норма – это не то среднее, что есть, не примирение со злом, а лучшее, что есть для данного ребёнка в данных обстоятельствах (В. И. Слободчиков).

Воспитание рассматривается как естественный процесс, отвечающий природе человека, и есть развитие его индивидуальных способностей, присущих от рождения.

Антропологический подход отстаивает значение системы в организации воспитания и декларирует единство умственной, эмоциональной, волевой, нравственной и физической сторон развития.

Антропологическая система воспитания строится с учётом следующих условий:

Спорным пока остаётся вопрос, какую систему ценностей взять за образец. Одни авторы предлагают ориентироваться на традиционные общечеловеческие ценности: природа, культура, любовь, семья, труд, свобода. Другие оперируют названиями качеств личности: духовность, творчество, сотрудничество, ответственность. Третьи утверждают, что человеческое в человеке можно свести к триаде – Истина, Добро, Красота.

Есть и нововведения конца ХХ века: сейчас модно оперировать такими терминами, как «толерантность», «гуманизм» и т. д. Однако по многим причинам, в том числе и из-за нерусского происхождения этих слов, каждый волен вкладывать в них всё, что хочет. Ими удобно спекулировать, а в отдельных случаях во имя этих «ценностей» может даже искореняться настоящая духовность.

Несомненным остаётся то, что система традиционных национальных ценностей должна быть определяющей, необходима укоренённость в родной, не чужой культуре.

Не смотря на огромный потенциал внутренних возможностей личности, природные задатки и индивидуальные особенности накладывают определённые ограничения на возможность воспитания ребёнка.

Антропологическая система воспитания, обозначающая в качестве гуманистических целей нравственные добродетели, воспитание опыта трезвого здорового образа жизни и безопасного поведения и понимаемая как единство умственной, эмоциональной, волевой, нравственной и физической сторон развития может стать основой многих профилактических программ.

2.2.8. Эко-психотерапевтический подход

Воспитание рассматривается как оказание помощи детям, попавшим в трудную ситуацию, как нацеливание их на духовное оздоровление (В. М. Букатов, Н. П. Капустин, В. П. Кащенко, Л. Д. Лебедева, Б. Т. Лихачёв, Т. А. Стефановская).

Б. Т. Лихачёв говорил об огромной роли бессознательного в жизни человека и указывал, что «воспитание и обучение… должны быть процессом не только внешнего воздействия, но и постепенного самоовладения, движения от себя внешнего к познанию себя внутреннего, к согласованию осознанных поступков и бессознательных побуждений» [22:40-44]. Он советует применять следующие педагогические воздействия психоаналитического характера:

1. Сознательные методы. Это, прежде всего, педагогическое воздействие словом, и осуществляется оно не только и не столько для того, чтобы заставить ребёнка что-то сделать. Цель – помочь ребёнку осознать происходящее с ним. Приёмы: выслушивание, выяснение, уточнение, понимание; разъяснение, увещевание, побуждение, убеждение. Методы самовоздействия: саморегулирование, самосовершенствование.

2. Суггестивные методы. К суггестивным способам относятся:

К этому подходу относится и арт-терапия, которая обеспечивает воспитывающее воздействие на детей и помогает им снять психическое и физическое напряжение, избавиться от страхов и застенчивости.

Главные методы воспитания арт-терапией: музыкотерапия, танцевальная терапия, психодрама (социодрама) и специально организованная групповая форма решения жизненных проблем, тренинги личностного роста, общения и др. [6:38].

Эко-психотерапевтический подход содержит огромный потенциал для трезвенного воспитания, потому что позволяет использовать ресурсы бессознательного. Специалистам известно, что употребление одурманивающих веществ связано в значительной мере с бессознательной частью личности. Поэтому здесь оправданы и суггестивные методы: игра, арт-терапия, аутотренинг, саморегуляция, психоанализ.