logo search
Трезвый образ жизни- книга Н

2.2.4. Синергетический подход

Синергетический подход к воспитанию (В. А. Игнатова, С. В. Кульневич, Н. М. Таланчук, С. С. Шевелева) сложился на основе самоорганизации сложных систем (Герман Хакен). В силу нестабильности современной жизни и информационного хаоса в воспитании нелегко установить, какие преобразования мотивационно-ценностной системы личности происходят под воздействием педагога, а какие в результате собственных духовных поисков, приобретения жизненного опыта. Иногда достаточно случайности (флуктуации), чтобы «одним ударом» истребить самые дурные наклонности и закоренелые привычки (К. Д. Ушинский). С позиций синергетического подхода можно объяснить и эффективность «метода взрыва», применяемого А. С. Макаренко для исправления воспитанников.

Синергетический подход отстаивает значимость внутреннего потенциала личности, который обязан учитываться в процессе педагогического влияния. Любая реальная жизненная ситуация всегда связана для ребёнка с проблемой выбора, для решения которой недостаточно выученных правил поведения и запечатлённых в памяти жизненных ситуаций. Главные тенденции изменения личности возникают в области ценностей и нравственных установок. Синергетический подход к трезвенному воспитанию означает опору на внутренний потенциал личности, сосредоточенность воспитательных усилий на формировании мотивационно-ценностного отношения к трезвости как основы для принятия положительных решений в ситуации выбора.