logo search
Трезвый образ жизни- книга Н

4.4.2.2. Метод условного рефлекса

А. Т. Губанов в своей книге «Система мер по формированию у детей и взрослых отвращения к наркотикам, алкоголю, курению, ко всему аморальному и дурному» предлагает собственную систему формирования у детей (от грудного возраста до трёх лет) стереотипа специальных рефлексов отвращения к курению, апробированную на собственных детях и внуках [2].

Методика формирования у младенца рефлексов отвращения к курению, разработанная А. Т. Губановым, состоит из советов родителям и собственно процедуры проведения мероприятия.

Родителям следует определить целесообразность проведения этой процедуры в зависимости от состояния здоровья младенца. Если ребёнок здоров, то лучше не упускать время и провести это мероприятие на первом же году жизни.

Процедура формирования отрицательного условного рефлекса к курению состоит в кратковременном лёгком задымлении или слабом окуривании ребёнка. Цель процедуры – сформировать у младенца специализированный условный рефлекс на табачный дым. Затем эти рефлексы путём продолжительных и последовательных речевых воздействий нужно перевести в стереотип нервных процессов.

В ходе создания условных рефлексов нужно добиться установления у ребёнка взаимосвязи табачного дыма со словами осуждения: «курить нельзя», «курить плохо» и т. п.

Процедура в младенческом возрасте состоит из подготовительного этапа и двух сеансов.

На подготовительном этапе курящий сосед, которому было поручено провести процедуру кратковременного окуривания одиннадцатимесячного ребёнка, несколько раз наведался в гости, чтобы ребёнок привык к нему и не испугался при проведении самой процедуры.

Первый сеанс состоял в том, что курящий сосед вошёл в квартиру с сигаретой во рту и стал пускать дым в сторону младенца. Родители стали громко возмущаться, разгоняя дым и притворно кашляя. Сосед быстро ушёл, а словесный сеанс воздействия ещё некоторое время продолжался со словами, что «курить плохо», что «табачный дым отвратителен» и т. д. Затем сеанс только словесного воздействия продолжился перед сном и рано утром, т. к. специалисты в области памяти утверждают, что воспринятый перед сном текст и его повторение рано утром способствуют лучшему запоминанию.

Второй сеанс задымления повторили через 20 дней. На этот раз младенец, едва увидев соседа с сигаретой, стал реагировать на него отрицательно, а почувствовав табачный дым, отвернулся и заплакал.

Аналогичный рефлекс у того же ребёнка сформировали на слово «наркотик». При этом использовался запах скипидара. Этих процедур было тоже две. В результате на слово «наркотик» ребёнок морщился и даже мог заплакать.

Поскольку в трезвенном воспитании главным принципом является принцип «Не навреди», были предприняты все предосторожности, чтобы процедура не причинила никакого вреда: она была кратковременной, неагрессивной и проводилась на здоровом ребёнке. Автор проводил этот эксперимент на собственном внуке [2:76-95].

Работа с детьми такого возраста является продолжением мероприятий, проведённых с младенцами. Целью работы с детьми такого возраста является закрепление созданных в младенчестве условных рефлексов отвращения к курению. Методика решения – слабое задымление или лёгкое окуривание – три сеанса; убеждение и внушение – продолжительно.

В результате у ребёнка сформировался стереотип нервных процессов, вызывающих отвращение к курению. Дальнейшее закрепление отрицательного условного рефлекса на курение проводилось в разных педагогических ситуациях. Например, дедушка, страдающий кашлем, рассказывает мальчику, что когда был маленьким, то курил, поэтому теперь болеет. А ведь можно находить много примеров из реальной жизни, чтобы периодически напоминать ребёнку, что «курить – это отвратительно». Аналогичным образом необходимо вырабатывать отвращение и к наркомании и токсикомании. При запахе клея, бензина и т. п., нужно демонстративно показывать, как осторожно нужно с ними обращаться, говорить, как это вредно, нужно немедленно проветрить комнату и т. п., чтобы у ребёнка сложился стереотип нервных процессов на токсичные запахи буквально на уровне рефлексов.

Можно предвидеть критику в адрес А. Т. Губанова, что, мол, зачем некурящим родителям заниматься такими ненужными и глупыми вещами, как искусственное окуривание ребёнка. Но в том-то и дело, что дети даже из самых благополучных семей не живут где-то на другой планете, а находятся, в том числе, среди весьма неблагополучных детей и подростков. А запах табачного дыма в современной России повсюду: на остановках и общественном транспорте, на улице, в подъезде, в парке, детской площадке и т. д. «Пассивное курение для пассивных», ребёнок должен научиться отстаивать своё право на чистый воздух с раннего возраста.

Что касается выработки специальных условных рефлексов к алкоголю, то известно, что ещё в Древнем Риме специально напаивали рабов неразбавленным вином допьяна, чтобы наглядно показать, насколько отвратительно пьянство. К сожалению, наша жизнь изобилует большим количеством поучительных отрицательных примеров, даже ничего не нужно искать специально. Важно только при виде пьяных не пропускать этих воспитывающих ситуаций и внушать ребёнку, что «быть пьяным – отвратительно, недостойно, противно, стыдно». Ребёнок способен усвоить эти понятия уже к трёхлетнему возрасту. В трёхлетнем возрасте малыш автора эксперимента пытался объяснить курящей женщине, что курить нехорошо [2:76-95].

Таким образом, метод условного рефлекса – своеобразная прививка от пороков, называемых «курение», «наркомания», «токсикомания», «пьянство». И средствами формирования условных рефлексов являются в данном случае личные неприятные ощущения ребёнка, отрицательная оценка взрослыми этих явлений на вербальном и невербальном уровнях.