logo search
Диплом Айвазян К

Заключение

Синдром эмоционального выгорания – это состояние эмоциональной и физической истощенности, личностной отстраненности, профессиональной деформации и часто психосоматических нарушений, причиной которых в первую очередь выступает неблагоприятные факторы профессионального труда. Эмоциональному выгоранию подвержены специалисты, чья деятельность подразумевает частое и интенсивное взаимодействие с людьми (образование, медицина, юриспруденция и т.д.).

Выделяется ряд факторов эмоционального выгорания: организационные, внешние, интерперсональные. К индивидуальным условиям относятся: свойства нервной системы, локус контроля, уровень самооценки и притязаний. Ученые выяснили, что синдром формируется в результате влияние всех факторов в совокупности.

Причинами, согласно разным подходам, могут выступать личностное нарциссическое расстройство, отсутствия смысла жизни или профессиональной деятельности, несоответствие желаемого и настоящего.

Существует три фазы эмоционального выгорания (В. В. Бойко). 1. Фаза «Напряжение» - психическое напряжение одновременно и показатель и начальный этап в развитии синдрома выгорания. Напряжению свойственна динамичность, причиной этому является стабильность и увеличение психотравмирующих ситуаций. К этой фазе относятся первые четыре симптома выгорания. 2. Фаза «Резистенция» - характеризуется нарастанием напряжения и активацией защитных механизмов. К данной фазе относятся вторые четыре симптома. 3. Фаза «Истощение» - последняя фаза выгорания, которой свойственны падение жизненного тонуса, слабостью нервной системы, предельным напряжением эмоциональной защиты (наиболее выраженный симптом). К фазе относятся последние четыре симптома.

В качестве профессионально важных качеств сотрудников медициского учреждения психиатрического профиля выделяются индивидуальные способности, характер, темперамент и иные личностные качества, имеющие большое значение для организации эффективной профессиональной деятельности.

К условиям психологического сопровождения сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля можно отнести следующее: 1. Просветительная работа о сущности и последствиях профессиональной деформации; 2. Создание комнат «психологической разгрузки» в лечебных учреждениях для медперсонала; 3. Организация работы клинического психолога; 4. Создание благоприятного психологического климата в коллективе; 5. Организация наставничества; 6. Учет мнения сотрудников при выборе предпочтительного коллеги; 7. Психологическое консультирование как возможность проработки профессиональных и личных проблем; 8. Проведение групповых методов работы – тренингов, антистрессовых программ; 9. Посильное решение жилищно-бытовых вопросов; 10. Активный отдых, санаторно-курортное лечение; 11. Постоянная внутренняя работа медицинского работника над собой, переосмысление поведения, рефлексия эмоциональных состояний.

Теоретическая модель психологического сопровождения включает три блока – целевой, содержательный и технологический. Целевой блок содержит цель и принципы сопровождения, содержательный заключает в себе диагностическое, просветительское и профилактическое направления. В технологическом блоке обозначен инструментарий для осуществления сопровождения.

На нейродинамическом уровне распределение свойств нервной системы носит относительно ровный характер. Существенная разница в показателях можно проследить по свойствам процесса торможения: у специалистов психиатрического профиля торможение проявляется сильнее. Показатели преобладания второй сигнальной системы у группы психиатрического профиля значительно превышают показатели группы общего профиля.

Анализ результатов по методике СЖО (личностный уровень) показывает большую разницу в результатах по показателям: цели в жизни, локус контроля – Я и локус контроля – жизнь. Выше средних значений по этим свойствам имеют значительно больше испытуемых специалистов психиатрического профиля. Результаты полученных данных по эмоциональному выгорания показал, что в качестве сложившихся симптомов показатели выше у группы общего профиля. Результаты распределены относительно равномерно.

Социально-психологический уровень исследовался с помощью методики К. Роджерса. Чаще всего значения выше нормы наблюдаются у респондентов в группе сотрудников психиатрической клиники, значения норма больше характерны для группы ОП.

Статистический анализ подтвердил полученные данные. Однако статистически значимые различия были обнаружены только по шести показателям личностного и социально-психологического уровня. Исходя из статистического сравнительного анализа, мы можем сделать вывод о том, что схожие условия труда и, соответственно, требования к нервной системе различаются довольно слабо. Таким образом, созданная нами программа будет иметь востребованность и высокую результативность среди сотрудников медицинского учреждения и психиатрического и общего профиля.