logo search
Трезвый образ жизни- книга Н

4.4.1. Общие методы воспитания

Под методами воспитания в современной педагогике понимают «общественно обусловленные и педагогически целесообразные способы взаимодействия между взрослыми и детьми» [4:80].

Существует ряд классификаций методов воспитания. Большинство исследователей называет следующие группы методов:

1. Методы организации деятельности и опыта поведения – это пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации посредством поручений, упражнений, создания воспитывающей ситуации.

Человек как субъект труда, познания и общения формируется в процессе деятельности. В инструментарий этой группы методов входят:

2. Методы стимулирования деятельности и поведения – пути побуждения воспитанников к улучшению своего поведения.

3. Методы формирования сознания – это методы воспитания, направленные на формирование правильных понятий, оценок, суждений, мировоззрения. К методам формирования сознания относятся:

4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. К ним относятся наблюдение, беседа, опросы, анализ результатов деятельности воспитанника, создание воспитывающих ситуаций, психодиагностика, тренинги [4:80-83; 7:330].

Методы воспитания распадаются на составляющие части, детали – методические приёмы. По отношению к методу они имеют частный подчинённый характер. Методы воспитания и методические приёмы могут совершать взаимные переходы. Например, беседа является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. Но она может стать методическим приёмом на разных этапах метода приучения.

Нередко методические приёмы отождествляют со средствами воспитания. К средствам воспитания относятся различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая), а также совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры (наглядные пособия, произведения искусства).

Выбор методов воспитания зависит от цели, ведущего типа деятельности в конкретном возрасте, содержания и закономерностей воспитания, возрастных, половых и индивидуальных особенностей.

Кроме общих методов воспитания, существуют специальные методы. В данном случае речь идёт о специальных методах трезвенного воспитания детей.