logo search
Posob_po_samostoyat_rabote

Общий порядок (алгоритм) определения физического развития (фр):

1).Провести измерение и взвешивание по общепринятой методике.Измерение и взвешивание — это метод, дающий исходную информацию (метод антропометрии).

В различные возрастные периоды для оценки физического развития ребенка используют различные критерии:

У новорожденных и детей первого года жизни измеряют:

а) длину тела лежа; б) массу тела; в) окружность грудной клетки (пауза); г) окружность головы.

У детей от 1 года до 7 лет:

а) длину тела (стоя); б) длину тела сидя (с 3 лет); в) массу тела; в) окружность грудной клетки; г) окружность головы (до 3 лет включительно), д) степень жироотложения; е) развитие костяка; ж) форму позвоночника; з) форму грудной клетки; и) форму ног и стоп.

У детей старше 7 лет:

а) длину тела стоя; б) длину тела сидя; в) массу тела; г) окружность грудной клетки (вдох, выдох, пауза); д) показатели спирометрии; е) показатели динамометрии; ж)становую силу; з) артериальное давление.

У детей старше 7 лет, кроме этих признаков, определяют:

а) степень развития мускулатуры; б) степень полового созревания.

2).Определить возрастную группу ребенка. Существуют специальные таблицы общепринятой возрастной группировки

Определение возраста ребенка на первом году жизни.

1 мес

от 16 дней до 1 мес 15 дней

2 мес

от 1 мес 16 дней до 2 мее 15 дней

3 мес

от 2 мес 16 дней до 3 мес 15 дней

4 мес

от 3 мес 16 дней до 4 мес 15 дней

5 мес

от 4 мес 16 дней до 5 мес 15 дней

б мес

от 5 мес 16 дней до 6 мес 15 дней

7 мес

от 6 мес 16 дней до 7 мес 15 дней

8 мес

от 7 мес 16 дней до 8 мес 15 дней

9 мес

от 8 мес 16 дней до 9 мес 15 дней

10 мес

от 9 мес 16 дней до 10 мес 15 дней

11 мес

от 10 мес 16 дней до 11 мес 15 дней

1 год

от 11 мес 16 дней до 12 мес 15 дней

1 год 3 мес

от 1 года 1 мес 16 дней до 1 года 4 мес 15 дней

1 год 6 мес

от 1 года 4 мес 16 дней до 1 года 7 мес 15 дней

1 год 9 мес

от 1 года 7 мес 16 дней до 1 года 10 мес 15 дней

2 года 3 мес

от 1 года 10 мес 16 дней до 2 лет 4 мес 15 дней

2 года 6 мес

от 2 лет 4 мес 16 дней до 2 лет 7 мес 15 дней

3 года

От 2 лет 9 мес до 3 лет 2 мес 29 дней

3 года 6 мес

От 3 лет 3 мес до 3 лет 8 мес 29 дней

4 года

От 3 лет 9 мес до 4 лет 5 мес 29 дней

5 лет

От 4 лет 6 мес. До 5 лет 5 мес. 29 дней

Возраст ребенка устанавливают, вычисляя время между датой рождения и датой обследования, другими словами: для установления точного возраста из даты обследования вычитают дату рождения.

3).Для обработки полученной информацииприменить непараметрический (центильный) метод оценки ФР. Для этого выбрать соответствующую таблицу :

Оценка показателей физического развития (Л.Г.Голубева, 1994).

Номер центильного коридора

Оценка показателей

"Коридор" №1 (до 3 центиля)

Область "очень низких величин" встречается не чаще 3%. Ребенку с таким уровнем развития показано специальное консультирование и обследование.

"Коридор" №2 (от 3 до 10 центиля)

Область "низких величин", встречается у 7% здоровых детей. Показано консультирование и обследование при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развития.

"Коридор" №3 (от 10 до 25 центиля)

Область величин "ниже среднего", свойственных 15% здоровых детей данного пола и возраста.

"Коридор" №4-5 (от 25 до 75 центиля)

Область "средних" величин, свойственных 50% здоровых детей, наиболее характерна для данной возрастно-половой группы.

"Коридор" №6 (от 75 до 90 центиля)

Область величин "выше среднего", свойственных 15% здоровых детей.

"Коридор" №7 (от 90 до 97 центиля)

Область "высоких" величин, свойственных 7% здоровых детей. Медицинское решение зависит от существа признака и состояния других органов и систем.

"Коридор" №8 (более 97 центиля)

Область "очень высоких" величин, свойственных не более чем 3% здоровых детей. Велика вероятность патологии, поэтому требуется консультирование и обследование.

4).Записать каждый полученный результат измерения в основных единицах (кг, см) и в центильных интервалах.

5).Дать оценку каждому отдельному интервалу показателя и их совокупности по степени (уровню) физического развития.

6).Определить гармоничность (оценивается только по 8-разрядным таблицам). Если разница между любыми из полученных центильных интервалов равна:

7).Определить соматотип(оценивается только по 8-разрядным таблицам). Габаритный уровень варьирования является основным в оценке соматотипа. Для его оценки измеряются, рост, окружность грудной клетки и масса тела. Выделяются три основных соматотипа (макро-, мезо- и микросоматотипы).

Если сумма центильных интервалов 3-х показателей (m, l, огк):

8).Сделать итоговую запись антропометрического исследования.

9).Определить врачебную тактику дальнейшего наблюдения за ребенком.

Группа «наблюдения»

Группа «внимания» (диспансерная)

Группа «диагностики» (обслуживание у специалистов)

Положение массы в зоне 2-го интервала

Показатели длины и массы во 2 зоне или один из них в 1 зоне

Очень низкий рост в сочетании с очень низкой массой (зона 1)

Положение длины в зоне 7-го интервала

7-я зона масса тела при любой длине

Очень высокая и низкая масса при любой длине, т.е. положение в 1-м или 8-м интервалах

Если один из параметров переходит при последующем наблюдении более чем через один центильный интервал

Если при последующем наблюдении один из параметров переходит через границу двух центильных интервалов

Примечание: группа «наблюдения» и «внимания» — II гр. здоровья; группа «диагностики» — III гр.здоровья.

К соматоскопическим показателямфизического развития относятся:

  1. состояние опорно-двигательного аппарата (форма грудной клетки, спины, ног и стоп, осанка, развитие мускулатуры);

  2. компонентный уровень варьирования (выраженность жировой (ЖМ), мышечной (ММ) и костной (КМ) массы);

  3. биологический возраст.

Морфологические критерии биологического возраста.

Сроки появления и выпадения зубов.

Зуб

Молочные

Постоянные

Верхние

Нижние

Верхние

Нижние

появление

выпадение

появление

выпадение

1 резец

6-8 мес

7-8 лет

5-7 мес

6-7 лет

7-8 л

6-7 л

2 резец

8-11 мес

8-9 лет

7-10 мес

7-8 лет

8-9 л

7-8 л

3 резец

16-20 мес

11-12 лет

14-18 м

9-11 лет

11-12 л

9-11 л

1 премоляр

10-11 л

10-12 л

2 премоляр

10-12 л

11-13 л

1 моляр

10-16 мес

10-11 лет

10-14 м

10-12 л

6-7 лет

6-7 лет

2 моляр

20-30 мес

10-12 лет

18-24 м

11-13 л

12-13 лет

12-13 лет

3 моляр

17-22 года

17-22 года

Оценка уровня возрастного развития по "зубному возрасту".

Возраст

Пол

Количество зубов

Замедленное развитие

Среднее развитие

Ускоренное развитие

5,5 лет

Мальчики

0—3

более 3 постоянных зубов

Девочки

0—4

более 4 постоянных зубов

6 лет

Мальчики

0

1—5

более 5 постоянных зубов

Девочки

0

1—6

более 6 постоянных зубов

6,5 лет

Мальчики

0—2

3—8

более 8 постоянных зубов

Девочки

0—2

3—9

более 9 постоянных зубов

7 лет

Мальчики

менее 5

5—10

более 10 постоянных зубов

Девочки

менее 6

6—11

более 11 постоянных зубов

7,5 лет

Мальчики

менее 8

8—12

более 12 постоянных зубов

Девочки

менее 8

8—13

более 13 постоянных зубов

Оценка полового развития.

В период полового созревания (от 10 до 17 лет) биологический возраст можно оценивать по внешним половым признакам. Есть разные - количественные и качественные - методики учета этих признаков, но все они оперируют с одним и тем же набором показателей:

• у юношей - размер мошонки, яичек и полового члена; оволосение на лобке (Р), в подмышечных впадинах (Ах), на груди и на животе; на лица (F); рост щитовидного хряща (L), изменение тембра голоса (V), появление поллюций; набухание сосков;

• у девушек - форма и размер грудных желез (Ма) и сосков; оволосение на лобке (Р) и в подмышечных впадинах (Ах); время первого появления и установления регулярных менструаций (Me).

Оценка уровня биологической зрелости по вторичным половым признакам проводится детям с 10-летнего возраста, а оценка менструальной функции-с 11 лет.

Последовательность появления и динамика степени выраженности перечисленных признаков хорошо известна, что дает основания для достаточно точной датировки биологического возраста от 11-12 до 15-17 лет.

Становление менструальной функции у девочек отмечается только констатацией отсутствия или наличия менструаций (Me-,Me+).

Степень полового созревания обозначают формулой, в которой фиксируются стадии развития всех указанных компонентов.

1. Для девочек – Ма, Р; Ах, Ме.

2. Для мальчиков – V, Р,L, Ах,F.

Методика исследования признаков полового развития:

Степень полового созревания обозначают формулой, в которой фиксируются стадии развития всех указанных компонентов. Оценка выраженности вторичных половых признаков проводится по различным градациям, обозначенным Э. Таннером, Бутурлиным, Янгом, Л. Г. Тумилович и др. Каждый признак имеет свой символ и свой коэффициент: Составляется половая формула: Ма + Р + Ах + Meи вычисляется суммарный «балл полового развития».

Заключение по полной формуле полового развития принимается согласно стандартам, разработанным М.В. Максимовой с соавторами:

Возраст

Формулы нормального развития

Норма (баллы)

10 лет

Мао Ро Ах о Мео

От 0 до 2,7

11 лет

от Ма1 Ро Ахо Мео до Ма2 Р1 Ахо Мео

От 1.2 до 2.7

12 лет

от Me1 Ро Ахо Meо до Ма3 Р3 Ах1 mе1

От 1.2 до 7.0

13 лет

от Ma2 Р2 Ахо Мео до Ма3 Р3 Ах2 Ме3

От 3.0 до 11.6

14 лет

от Ма3 Р2 Ах2 Мео до Ма3 Р3 Ах3 Ме3

От 5.0 до 12.0

15 лет

от Ма3 Р3 Ах2 Ме3 до Ма3 Р3 Ах3 Ме3

От 11.6 и выше

Стандарты полового развития мальчиков (по М.В.Максимовой)

Возраст

Формулы нормального развития

Норма (баллы)

12 лет

от Vo Ро Lо Ахо Fо до V1 P1 Lо Ахо Fo

От 0.7 до 1.8

13 лет

от V1 Ро Lо Ахо Fо до V2 Р3 L2 Ax2 Fo

От 0.7 до 6.3

14 лет

от V1 Р2 Lо Ахо Fо до V2 Р3 L2 Ax2 F1|

От 2.7 до 10.1

15 лет

от V1 Р4 L1 Ахо Fо до V2 Р5 L2 Ax3 F2

От 4.6 до 14.3

16 лет

от V2 Р4 L1 Ах2 F1 до V2 Р5 l2 Ax4 F3

От 10.0 до 16.9

17 лет

от V2 Р2 L2 Ax2 Fo до V2 Р5 L2 Ax4 F3

От 10.6 до 16.9

Физиометрия включает определение функциональных показателей. При изучении физического развития измеряют:

Для массовых исследований физической подготовленности школьников 6-18 лет предлагаются тестовые упражнения, применение и оценочные шкалы которых регламентированы в приказе МЗ РФ № 81 от 15.03.02:

Расчет индекса физической готовности(ИФГ)

По результатам двух тестов определяют индекс физической готовности (ИФГ) путем вычисления среднеарифметического значения суммы полученных баллов:

ИФГ = (Т1 + Т2) / 2 (округлять в большую сторону), где Т 1 - баллы за первый тест; Т2 - баллы за второй тест.

При индивидуальной оценке принимается:

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ:

Содержание:

  1. Работа в кабинете участкового педиатра: проведение антропометрии детям младшего и старшего возраста

  2. Оценка уровня физического развития, гармоничности и соматотипа.

  3. Подготовка реферата по вопросам физической культуры.

Задание к самостоятельной работе:

1.Оценить уровень физического развития ребенка и записать результат исследования по следующей форме:

Ф.И.О. __________________________________________________________,

пол _______________, ___________________ лет,

масса (m) = ________________кг, (________________ центильный интервал),

длина (l) = ________________ см, (_________________центильный интервал),

окружность грудной клетки (огк) = _____________ см, (_____________ центильный интервал).

Уровень физического развития ___________________________(по длине),

_______________________________ масса, при _______________________________ длине.

Гармоничность ________________________________________,

соматотип ____________________________________________________ .