logo search
Трезвый образ жизни- книга Н

3.3.5.1. Зарубежный опыт

С точки зрения семейной профилактики, поучителен зарубежный опыт. Л. Н. Рыбакова и В. Е. Пелипас изучили опыт зарубежных программ помощи семье в вопросах профилактики и выяснили, что:

Семейные программы предполагают вмешательство специалистов на трёх уровнях:

1) расширение знаний: просвещение родителей по вопросам, связанным с ПАВ, с функционированием семьи, с возрастными этапами развития ребёнка;

2) поддержка желания и готовности членов семьи взаимодействовать друг с другом по новым правилам;

3) формирование продуктивных навыков и привычек семейного общения.

Двадцатилетний американский опыт показывает, что наиболее эффективными являются три способа вовлечения семьи в антинаркотическую профилактику: поведенческое обучение родителей, обучение семейным навыкам и семейная терапия.

Поведенческое обучение родителей – это в среднем 6-15 занятий по 1-2 часа в малой группе с опытным ведущим. Цель – когнитивные и эмоциональные изменения в родительском поведении: усиление положительного взаимодействия с ребёнком в игре с помощью наград за хорошее поведение, игнорирование нежелательного поведения. Улучшение навыков общения (ясные требования и предупреждение о последствиях). Родители получают домашние задания, смотрят и обсуждают видеофильмы, прослушивают краткие лекции, участвуют в интерактивных упражнениях, ролевых играх наблюдают за поведением других родителей и детей, тренируют дисциплинированность у ребёнка с помощью лишения привилегий и прогулок. Этот подход популярен среди родителей детей от 3 до 10 лет.

Обучение семейным навыкам – это своего рода комбинация совместного поведенческого обучения родителей и детей социальным и жизненным навыкам с последующими семейными практикумами. Участвует вся семья (в школе, церкви, культурном центре, пункте социальной работы). Сначала общая терапия, затем параллельно проводятся занятия с детьми и родителями, затем они воссоединяются на практикуме. Родителей обучают специальной терапевтической игре с ребёнком. Тренинг снимается на видеопленку. Ребёнка не критикуют, не наставляют, но проводят занятия по идентификации чувств, управлению эмоциями, принятию решений, сопротивлению давлению группы, по развитию коммуникативных контактов.

Семейная терапия проводится в клинике подготовленным и лицензированным психиатром-клиницистом. Проводится она, как правило, с отдельной семьёй. Особенно эффективна с родителями группы риска.

В США семейное обучение проходят до трети родителей. Популярны семейные программы «Дела семейные» (Family Affairs), в которых семья рассматривается как источник положительного и отрицательного влияния на употребление подростками ПАВ. В программу входят семейные дискуссии по вопросам, связанным с употреблением алкоголя или табака. Как показала оценка результатов программы, она сокращает употребление ПАВ как родителями, так и детьми.

В основу программы «Подготовка к годам, свободным от наркотиков» (PDFY) заложены технологии усиления семейных связей, чтобы они превысили дружеские связи в компании сверстников. Темы занятий: обзор семейных и индивидуальных факторов риска употребления ПАВ; формулирование четких семейных ожиданий относительно алкоголя и наркотиков, укрепление семейных связей.

Ещё один американский опыт – «Программа укрепления семьи» (SFP). Курс занятий занимает 14-16 недель. Разработаны две версии программы: для начальной школы и для учащихся группы риска. Родителей и детей обучают совместной игре с применением тренерской поддержки и записью на видеокамеру. Цель программы – улучшить семейное окружение ребёнка и одновременно компенсировать дефициты его социализации. Такие программы уместны в социальном обслуживании «проблемных» семей с детьми и проводятся в центрах психологической помощи.

В зарубежном опыте (США, Германия) есть программы, адресованные дисфункциональным семьям с разными рисками: школьная неуспеваемость, правонарушения, проблемное поведение и т. д. Многие профилактические программы включают и медицинское лечение.

В Германии вовлечение в профилактику наркомании осуществляется родительскими объединениями при протестантских общинах или при поддержке социальных работников. Здесь они пытаются найти грань между развитием самостоятельности у ребёнка и включением его в общественные нормативы. В Германии есть и группы самопомощи родителей со сходными проблемами.

Основные выводы и рекомендации при оказании помощи семье в школе или в учреждениях социального обслуживания:

1) необходимо улучшить семейные отношения: снизить конфликтность, улучшить общение, увеличить совместное времяпровождение, усилить планирование и организованность в семье;

2) усовершенствовать навыки родительства: повысить положительное внимание к ребёнку, усилить эмпатию по отношению к нему, уменьшить проявления психической и физической агрессии, усилить дисциплину, прекратить самим употребление ПАВ и прекратить предлагать их детям;

3) развить у ребёнка спектр необходимых социальных навыков: усилить коммуникативные навыки, навыки контроля над гневом и навыки отказа в ситуации предложения одурманивающего вещества в компании сверстников; улучшить способность распознавания эмоций, ослабить агрессивность, повысить самооценку, предотвратить интерес к одурманивающим веществам. [6:108-116].

Таким образом, в ряде стран созданы эффективные системы профилактики, предусматривающие не только информационную работу, но и конкретную социальную и психологическую помощь.