logo search
Трезвый образ жизни- книга Н

2.3.6. Концепция развития и воспитания безопасной/жизнеспособной личности

Д. И. Менделеев предупреждал, что рост народонаселения и неосторожное использование передовых технологий может привести человечество к гибели.

Общественно-политическая ситуация в современной России и в мире в целом такова, что понятия «война», «терроризм», «стихийные бедствия» умышленно преподносятся обыденными. Проблема безопасности тем более актуальна, что в постперестроечной России, по сути, проводятся революционные изменения, хотя и носят при этом название реформ.

Современные учёные пришли к выводу, что в систему принципов современного образования, наряду с принципами гуманизации, демократизации, непрерывности, открытости, необходимо ввести принцип безопасности образования (В. В. Анисимов). Видимо, принцип безопасности действительно должен стать одним из базовых, ведь цель всякого живого существа – выжить. Наряду с термином «безопасность» используется и термин «жизнеспособность».

В философии проблема жизнеспособности рассматривается через соотношение альтруистического и эгоистического в человеке (А. В. Гидлевский).

В психологии она рассматривается как энергетический потенциал человека (Б. Г. Ананьев, Д. А. Леонтьев, С. Мадди); как модальность сознания, которая понимается как состояние статичности сознания, при котором сохраняется внутреннее равновесие личности (С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова); как объект кросскультурного исследования для учёных разных стран, которые в течение последних десятилетий изучали жертв насилия, террористических актов, экологических катастроф, подростков, склонных к употреблению одурманивающих веществ (Cohler, 1987; Cairns and Cairns, 1994; Fraiser, 1997; Glantz and Sloboda, 1999; Rutter, 2001).

В педагогике жизнеспособность рассматривается как специфическая способность, которая относится к особому классу способностей, называемых В. Д. Шадриковым духовными.

Жизнеспособность обладает основными признаками духовных способностей, но не тождественна им. Жизнеспособность – это единство природных и нравственных начал, которые обеспечивают эффективность деятельности, направленной на удовлетворение жизненно важных потребностей человека.

Введение в педагогику понятия «жизнеспособность» связано с тем обстоятельством, что часть современной молодёжи, вместо свойственного этому возрасту оптимизма, характеризуется склонностью к асоциальному, виртуальному, экстремистскому, саморазрушительному образу жизни [35:23-28]. Психическое здоровье детей нарушается как вредными информационными воздействиями, так и сокрушительными по силе воздействия на незрелый организм средствами, такими как алкоголь, табак, наркотики, некоторые лекарственные вещества.

По числу самоубийств современная Россия находится на первом месте в мире. Почти половина наших сограждан, которые уходят из жизни, наложив на себя руки, – это люди, не достигшие 30 лет. На 70% этот вид смертности объясняется агрессивностью и озлобленностью, на 10% – безысходностью, 15% составляют экономические и 5% – неизвестные факторы. Таким образом, по крайней мере в 80% случаев люди умирают от материального и духовного дискомфорта и утраты смысла жизни [3:3-7].

М. П. Гурьянова рассматривает «жизнеспособность личности» как «интегрированное качество личности, обладающей совокупностью ценностных ориентаций, личностных качеств, разносторонних способностей, умений, базовых знаний о законах бытия, позволяющей ей успешно функционировать и гармонично развиваться в динамично меняющемся социуме» [9:43-50].

Если активные действия человека нацелены на самообеспечение, приоритетными становятся упорный труд, личная инициатива, ответственность, то такая жизнеспособность по праву относится к положительной характеристике личности.

Если деятельность по самообеспечению основана на активном приспособленчестве, социальном иждивенчестве, безнравственном, аморальном, преступном поведении, то такую жизнеспособность следует характеризовать как отрицательное свойство личности.

Жизнеспособная личность, по М. П. Гурьяновой – это личность, умеющая самостоятельно решать проблемы, которые ставит перед ней жизнь. Это – личность творческая, способная проявлять инициативу, а не впадать в апатию при жизненных трудностях. Это – личность с развитой эмоционально-волевой сферой, высокой степенью развития духовно-нравственных качеств.

Таким образом, жизнеспособность – это, прежде всего, стремление личности к самосохранению, стремление выжить, но не любой ценой, а с учётом права на жизнь других людей, а также всего живого на Земле.

Как воспитать жизнеспособную личность?

По мнению Е. А. Рыльской, для этого необходимы:

По мнению М. П. Гурьяновой, потенциал школьного образования в воспитании жизнеспособной личности складывается из следующих основных средств:

1) содержания учебных дисциплин, когда каждый учитель раскрывает учащимся воспитательные и образовательные возможности своего предмета, формирует знания и умения, способствующие адаптации школьников к современной жизни;

2) личного примера, воздействующего на интересы, поведение, жизненные ориентации, в контексте жизненного, социального и профессионального самоопределения школьников.

Однако одних усилий школы, по мнению автора, мало. Воспитание жизнеспособной личности возможно только в результате усилий всех социальных институтов общества [8:12-18; 9:43-50].

Н. А. Лызь рассматривает безопасность человека, во-первых, с точки зрения его жизнедеятельности: это актуальная или ситуативная безопасность; во-вторых, с точки зрения свойств личности, характеризующих её возможности в обеспечении своей безопасности.

Отсюда четыре основных подхода:

Первый подход предполагает устранение опасностей или перемещение личности в безопасную среду. Это – оградительный подход.

Второй подход – образовательный, исходит из признания активности человека как субъекта собственной безопасности. В рамках этого подхода предполагается обучать его предвидению опасностей, способам их предупреждения и преодоления, а также формировать готовность к обеспечению безопасности. Речь идёт о готовности как личностном образовании. В нём выделяют когнитивно-инструментальный аспект (знания об опасностях, умение их распознавать, владение способами действий по обеспечению безопасности, достаточный уровень развития интеллектуальных, волевых и других качеств) и интенциональный аспект, определяющийся потребностями и ценностями субъекта (субъективная значимость безопасности, наличие соответствующих мотивов деятельности).

Третий подход – личностно-развивающий. Он предполагает формирование личностных образований, позволяющих человеку быть устойчивым к отрицательным, в первую очередь информационно-психологическим воздействиям.

Четвёртый – созидательный подход – исходит из того, что основной причиной возникающих опасностей является сам человек, субъект своего развития, фактор прогресса человечества и эволюции мира. В этом подходе самым главным является воспитание человека нравственного, реализующего себя в единстве с природой и человечеством.

Эти подходы определяют и стратегию: во-первых, необходимо обеспечить безопасность личности путём оградительных мер; во-вторых, необходимо позаботиться о повышении защитных факторов личности (человек – субъект своей безопасности).

В центре внимания проблемы развития безопасной личности, как доказывает автор, находится формирование и развитие ценностно-смысловой сферы личности. Это – доминанта. Поэтому проблема развития безопасной личности предполагает построение педагогического процесса в соответствии с культурной, социальной и духовной природой человека [23:68-75].

Таким образом, для трезвенного воспитания важны следующие идеи концепции развития безопасной/жизнеспособной личности:

  1. Жизнеспособность может быть и положительной, и отрицательной характеристикой личности: стремление личности к самосохранению – естественный процесс, но он должен ограничиваться интересами других людей, всего живого на Земле.

  2. К средствам воспитания жизнеспособной личности относятся: содержание учебных дисциплин и личный пример воспитателя.

  3. Главными подходами являются: а) оградительный (устранение опасности); б) образовательный (знания об опасностях и формирование установок на безопасное поведение); в) личностно-развивающий или психологический (формирование таких личностных образований, которые обеспечивают устойчивость к вредным информационным и другим воздействиям); г) созидательный (человек – субъект своего развития).

Главная цель каждого живого существа – выжить. Жизнь есть борьба за существование. Но для человека эта борьба ограничивается его человечностью. Никто не спорит: алкогольный, табачный, наркобизнес и т. п. очень выгоды для определённых групп, но всё это противоречит ЧЕЛОВЕЧНОСТИ.

Ценность трезвости необходимо признать важнейшим фактором безопасности детей. Не лукавая свобода выбора в детском возрасте, когда даже по закону нельзя употреблять алкоголь и табак, а запрет – такой же, как запрет на убийство, воровство, всякое иное беззаконие. Алкоголь и табак снимают психологический барьер на одурманивание. Именно вслед за алкоголем и табаком в подростковых и молодёжных группах появляются наркотики.

Для собриологической концепции трезвенного воспитания центральными, очевидно, являются обе вышеназванные концепции: 1) концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности; 2) концепция развития жизнеспособной/безопасной личности.