1.2.1.3. Федеральный Закон «Технический регламент на табачную продукцию» № 268-фз. Принят Государственной Думой 3 декабря 2008 г. Одобрен Советом Федерации 17 декабря 2008 г.
Статья 9. Требования к содержанию информации для потребителей табачных изделий
3. Информация должна быть достоверной и не должна вводить потребителей в заблуждение относительно табачной продукции и её изготовителей, а также признаков, характеризующих табачную продукцию.
4. В случае если на потребительскую тару или лист-вкладыш нанесены слова или словосочетания, содержащие дополнительные характеристики табачного изделия, такие как «с низким содержанием смол», «лёгкие» и (или) «очень лёгкие», слова, однокоренные словам «низкий», «легкий», аналоги таких слов на иностранных языках, а также транслитерируемые с иностранных языков на русский язык аналоги таких слов, знаки и иные обозначения (за исключением зарегистрированных товарных знаков), которые создают впечатление, что такое табачное изделие менее вредно для здоровья (далее – используемое слово или словосочетание), на потребительскую тару наносится надпись: «(используемое слово или словосочетание с прописной буквы в кавычках) не означает, что данный продукт менее вреден для здоровья».
5. Надпись, указанная в части 4 настоящей статьи, должна занимать не менее 10 процентов площади большей стороны потребительской тары табачных изделий и наноситься на одну из больших сторон потребительской тары табачных изделий чётким, легко читаемым аналогичным шрифтом, размер которого не менее размера шрифта используемого слова или словосочетания.
6. Не допускается нанесение на потребительскую тару и (или) лист-вкладыш информации, содержащей утверждения о том, что:
1) потребление данного табачного изделия (вида табачного изделия) снижает риск возникновения заболеваний, связанных с потреблением табачных изделий;
2) данное табачное изделие (вид табачного изделия) менее опасно для здоровья, чем другие табачные изделия (другой вид табачных изделий);
3) снижен риск возникновения заболеваний, связанных с потреблением данного табачного изделия (вида табачного изделия), вследствие наличия, отсутствия или пониженного содержания выделяемого при потреблении табачного изделия вещества, иного, чем вещества, указанные в статье 6 настоящего Федерального закона.
Статья 10. Предупредительные надписи о вреде потребления табачных изделий
1. На каждую единицу потребительской тары курительных табачных изделий наносятся основная предупредительная надпись о вреде курения – «Курение убивает» и одна из предупредительных надписей о вреде курения:
1) «Курение вызывает инфаркты и инсульты»;
2) «Курение – причина рака лёгких»;
3) «Курение – причина хронической болезни лёгких»;
4) «Курение во время беременности причиняет вред Вашему ребёнку»;
5) «Защитите детей от табачного дыма»;
6) «Обратитесь к врачу, чтобы бросить курить»;
7) «Курение вызывает сильную зависимость, не начинайте курить»;
8) «Курение повышает риск смерти от заболеваний сердца и лёгких»;
9) «Курение может стать причиной медленной и болезненной смерти»;
10) «Курение может являться причиной импотенции»;
11) «Курение вызывает преждевременное старение кожи»;
12) «Курение может вызвать бесплодие».
3. Каждая из предупредительных надписей о вреде курения, указанных в пунктах 1 – 12 части 1 и части 2 настоящей статьи, может сопровождаться рисунками (в том числе пиктограммами), утверждёнными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и должна быть нанесена на примерно равное количество единиц потребительской тары одного наименования курительных табачных изделий, выпущенных изготовителем табачной продукции в обращение в течение календарного года.
6. На каждую единицу потребительской тары некурительных табачных изделий наносится одна предупредительная надпись о вреде потребления табачного изделия: «Это табачное изделие вредит Вашему здоровью».
7. Информация, предусмотренная частью 6 настоящей статьи, помещается в рамку чёрного цвета. Площадь, ограниченная рамкой, включая площадь самой рамки, должна занимать не менее 30 процентов площади одной большей стороны (лицевая поверхность) единицы потребительской тары. Указанная информация наносится прописными буквами чёрного цвета на белом фоне, жирным, чётким, легко читаемым шрифтом максимально крупного размера. Междустрочный интервал не должен превышать высоту шрифта. Информация должна равномерно распределяться по всей площади, ограниченной рамкой.
8. На лист-вкладыш наносится одна предупредительная надпись о вреде потребления табачного изделия:
1) для курительных табачных изделий – «Курение вредит Вашему здоровью»;
2) для некурительных табачных изделий – «Это табачное изделие вредит Вашему здоровью» [25:6-9].
1.2.1.4. Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы, утверждена распоряжением Правительством Российской Федерации 23 сентября 2010 года (№1563-Р)
Концепция была разработана на основе Международного документа – Рамочной Конвенции ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ ВОЗ), ратифицированной Россией 11 апреля 2008 года;
В Концепции указано, что продвижению табачной продукции на рынок Российской Федерации и дальнейшему увеличению числа её потребителей способствуют низкие налоги и цены на табачные изделия, активная реклама табака, низкая информированность населения о вреде потребления табака и воздействии табачного дыма на человека, недостаточный уровень организации профилактической работы и медицинской помощи, направленных на отказ от потребления табака.
В качестве целевых ориентиров обозначены:
-
снижение распространённости потребления табака среди населения Российской Федерации на 10-15 процентов, недопущение его потребления детьми, подростками и беременными женщинами;
-
снижение доли граждан, подвергшихся воздействию табачного дыма на территориях образовательных учреждений, организаций культуры и во всех закрытых помещениях;
-
повышение осведомлённости населения о рисках для здоровья, связанных с потреблением табака и охват антитабачной пропагандой 90 процентов населения;
-
поэтапное увеличение налога на табачные изделия, установление равных ставок акцизов для сигарет с фильтром и без фильтра… с доведением до среднего уровня среди стран Европейского региона Всемирной организации здравоохранения.
Основными принципами реализации Концепции являются:
-
главенство права граждан на обладание наивысшим уровнем здоровья, признание права граждан на свободный от табачного дыма воздух и на защиту от вредного воздействия табачного дыма;
-
приоритетность защиты здоровья граждан над интересами табачной промышленности;
-
системный подход при формировании мероприятий, направленных на снижение потребления табака;
-
международное сотрудничество и взаимодействие органов государственной власти, институтов гражданского общества, представителей бизнеса и граждан, не связанных с табачными компаниями.
Основными мерами по защите от воздействия табачного дыма являются:
введение полного запрета на курение табака:
-
на территории и в помещениях образовательных учреждений;
-
во всех видах городского и пригородного транспорта, включая городской и пригородный водный транспорт, а также воздушный транспорт, в помещениях инфраструктуры железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэровокзалов и других вокзалов, мест и пунктов ожидания транспорта;
-
на территории и в помещениях организаций здравоохранения;
-
на территории и в помещениях организаций культуры, физкультурно-спортивных организаций и на спортивных объектах;
-
в местах массового отдыха и большого скопления людей, при проведении спортивно-зрелищных мероприятий;
-
в помещениях организаций общественного питания, в организациях, осуществляющих деятельность по оказанию услуг населению, в том числе развлекательных;
-
в помещениях, занимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
-
на рабочих местах и в зонах, организованных в закрытых помещениях.
Основными мерами по информированию о вреде потребления табака являются:
-
повышение осознания риска развития тяжёлых хронических заболеваний, а также развития табачной зависимости у человека в результате потребления табака, включая пассивное курение;
-
разъяснение особенностей влияния табака на развитие детского организма, физиологически обусловленных причин необходимости организации повышенной защиты детей, подростков и беременных женщин от потребления табака;
-
разрушение имиджа табака как современного и модного атрибута жизни, признание потребление табака неприемлемым для общества;
-
создание положительного примера некурящей семьи, а также разъяснение влияния потребления табака родителями на приобщение детей и подростков к потреблению табака;
-
разработка и установление механизма координации информационных и обучающих программ и кампаний по формированию трезвого здорового образа жизни среди различных категорий населения, особенно детей, подростков и беременных женщин;
-
подготовка работников здравоохранения, образования, социальной сферы, средств массовой информации для осуществления разъяснительной работы о пагубном воздействии табака на здоровье;
-
повышение ответственности работодателей за курение работников на рабочих местах;
-
разъяснение населению методов, используемых табачными компаниями для привлечения различных групп населения к потреблению табака и поддержанию их приверженности данной привычке;
-
укрепление инфраструктуры и потенциала организаций, отвечающих за санитарное просвещение, совершенствование методов их работы и программ обучения;
-
разработка и реализация специальных медиапроектов, направленных на различные группы населения (дети, беременные женщины, работники сферы образования, здравоохранения и культуры), с использованием средств коммуникации (почта, пресса, телевидение, радио, транзитная антиреклама, сеть Интернет, открытая консультативная телефонная линия);
-
разработка и размещение социальной рекламы, подготовка и издание научно-популярной литературы, направленной на антитабачную пропаганду, распространение их через средства массовой информации, медицинские, образовательные и торговые организации, библиотеки;
-
разработка и внедрение механизмов экспертизы информационных проектов, воспитательных, образовательных и игровых программ антитабачной направленности;
-
привлечение институтов гражданского общества к информированию о вредном воздействии табака и развитию мотивации к отказу от потребления табака среди взрослого населения [6].
1.2.1.5. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. №561 «О Федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы» (с редакционными поправками правительства от 2005, 2006, 207, 2008, 2009 и 2010 гг.)
Программа содержит много интересных идей, достойных изучения и претворения в жизнь. К сожалению, основная цель программы – сокращение к 2010 году масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации на 16-20 процентов по сравнению с уровнем 2004 года – достигнута не была. По нашему мнению, это произошло потому, что, декларируя борьбу с наркоманией, власти не приняли серьёзных мер по сокращению потребления алкоголя и табака, наоборот, проводилась активная политика по вытеснению крепкого алкоголя пивом, а табакокурения – «лёгкими» и «сверхлёгкими сигаретами». Однако невозможно погасить пожар керосином. Доказано, что пиво и табак облегчают переход к «нелегальным» наркотикам. В 2010 году по профилактике наркомании был принят новый документ [14].
- Трезвый образ жизни
- Часть 1. Теория трезвости;
- Часть 2. Методика трезвенной работы;
- Часть 3. Практикум по теории и методике трезвенной работы (в разработке).
- Глава 1. Семья. Традиция и современность
- Семья в православной культуре
- Существует ли эволюционная предрасположенность к половым ролям?
- Кризис современной семьи
- Целомудрие
- Как воспитать будущего семьянина?
- Как воспитать будущую жену и мать?
- Как воспитать будущего мужа и отца?
- Как выбрать будущего супруга?
- Как создать крепкую семью?
- Трезвая семья
- Русские пословицы и поговорки
- Выводы к главе 1
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Глава 2. Здоровье и здоровый образ жизни
- Отношение к здоровому образу жизни в древних цивилизациях
- Отношение к здоровому образу жизни в религиозных учениях
- Христианство
- Иудаизм
- Индуизм
- Понятие здоровья в наши дни
- Концепции здоровья
- Информационная медицина о проблеме сохранения здоровья
- Доктрина о здоровом образе жизни а. М. Карпова
- Педагогические концепции здоровья
- Здоровый образ жизни – это трезвый образ жизни!
- Как сохранить здоровье?
- Духовное здоровье
- Физическое здоровье
- Социальное здоровье
- Выводы к главе 2
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Глава 3. История употребления алкоголя, табака и наркотиков
- Алкоголь
- Наркотики
- Выводы к главе 3
- Основная литература
- Лава 4. История борьбы c пьянством, курением и наркоманией
- Естественная трезвость
- Религиозные запреты и ограничения
- Христианство
- Буддизм
- Индуизм
- Трезвые религии и страны, живущие трезво или в условиях строгих ограничений
- Из истории борьбы с пьянством и алкоголизмом Юридические меры
- Медицинские меры
- Педагогические (образовательные) меры
- Из истории борьбы с табаком
- Юридическая модель профилактики
- Информационно-педагогическая модель профилактики
- Медицинская модель профилактики
- Рамочная конвенция по борьбе против табака (ркбт)
- Борьба с курением в России
- Из истории борьбы с наркоманией
- Афганский героин
- Опыт борьбы с наркоманией в Швеции
- Выводы к главе 4
- Основная литература
- Глава 5. Борьба за трезвость
- Международное трезвенническое движение
- Первое трезвенническое движение в России
- Второе трезвенническое движение в России
- Третье трезвенническое движение
- Четвёртое трезвенническое движение
- Пятое трезвенническое движение
- Антиалкогольная кампания 1985–1987 гг.
- Борьба за трезвость в Липецкой области Святой Тихон Задонский
- Рождественское Аргамаченское общество трезвости
- Михаил Сергеевич Соломенцев
- «Сухие законы»
- Великие трезвенники
- Выводы к главе 5
- Основная литература
- Глава 6. Причины употребления алкоголя, табака и наркотиков
- Что такое причина?
- Взгляд на причины потребления алкоголя и пьянства в традиционных религиях
- Научные представления о причинах употребления алкоголя, табака и наркотиков
- Наркотические свойства атн – фактор
- Наркотические свойства атн – причина их употребления
- Факторы, способствующие приобщению к употреблению атн
- Мотивы употребления алкоголя, табака и наркотиков
- Общая схема приобщения к атн
- Выводы к главе 6
- Основная литература
- Глава 7. Медицинские последствия употребления алкоголя, табака и наркотиков
- Что такое наркотики?
- Алкоголь и его свойства
- Медицинские последствия употребления алкоголя
- Влияние алкоголя на центральную нервную систему
- Влияние алкоголя на детородные органы и генофонд
- Влияние алкоголя на развитие сердечнососудистых заболеваний
- Прочие медицинские последствия употребления алкоголя
- Особенности влияния алкоголя на детей и подростков
- Особенности влияния алкоголя в зависимости от вида изделий
- Коктейли
- «Энергетические напитки»
- Малые дозы алкоголя
- Опасность приобщения к «культурному» употреблению алкоголя
- Выводы об алкоголе и последствиях его употребления
- Состав табака и табачного дыма
- Медицинские последствия употребления табака
- Сердечно-сосудистые заболевания, рак и бронхит
- Влияние табака на детородную функцию и генофонд
- Опасность пассивного курения
- Другие последствия курения
- «Альтернативные» табачные изделия
- Электронные сигареты
- Выводы о табаке и последствиях его употребления
- Виды нелегальных наркотиков
- Последствия употребления наркотиков Производные конопли – марихуана, гашиш
- Опиум и его производные
- Кокаин и другие психотропные вещества
- Наркомания и преступность
- Выводы о наркотиках и последствиях их употребления
- Выводы к главе 7
- Основная литература
- Глава 8. Теории зависимостей от алкоголя, табака и наркотиков
- Основные понятия и термины
- Виды зависимостей
- Зависимость от алкоголя
- Никотиновая зависимость
- Наркотическая зависимость
- Стадии развития зависимостей
- Алкогольная зависимость
- Первая стадия алкоголизма
- Вторая стадия алкоголизма
- Третья стадия алкоголизма
- Третья стадия никотинизма
- Наркотическая зависимость
- Первая стадия наркомании
- Вторая стадия наркомании
- Третья стадия наркомании
- Кризис современной наркологии
- Теория г. А. Шичко
- Другие теории химической зависимости
- Нехимические зависимости
- Созависимость
- Выводы к главе 8
- Основная литература
- Глава 9. Социально-политические последствия употребления алкоголя, табака и наркотиков
- Понятие ситуации
- Алкогольная ситуация Уровень употребления алкоголя
- Структура потребления алкогольных изделий
- Алкогольный капитал
- Возраст приобщения к алкоголю
- Распределение потребления алкоголя по возрастному, социальному и половому признакам
- Алкогольная смертность
- Прочие последствия
- Виноват ли суррогатный алкоголь?
- Смертность от табака
- Прочие последствия потребления табака
- Наркотическая ситуация Уровень потребления наркотиков
- Демографическая катастрофа в России
- Отрезветь или погибнуть?
- План Аллена Даллеса
- Социально-политические последствия употребления алкоголя, табака и наркотиков в России
- Выводы к главе 9
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Глава 10. Немедицинские методы и методики избавления от зависимостей
- Термины и понятия
- Метод и методика г. А. Шичко
- Сущность методики г. А. Шичко
- Принципы построения очных занятий по методике г. А. Шичко
- Структура занятия
- Содержание занятий
- Научные основы методики
- Организация занятий
- Результативность метода
- Опыт Елецкого учебного центра избавления от вредных привычек (методика в. И. Гринченко)
- Опыт клубной деятельности Фонда им. Г. А. Шичко (г. Екатеринбург)
- Теоретические основы деятельности клуба
- Программа реабилитации наркозависимых
- Рекомендации родителям наркомана:
- Притчи и выдержки из сочинений Притча о немилосердном заимодавце (для наркоманов)
- Боль, которую мне принесли (из дневника наркомана)
- Кому принёс боль я (из дневника наркомана)
- Притча о материнской любви (для родителей)
- Альтернативный подход в использовании метода г. А. Шичко
- Почему избавление от вредных привычек является платным?
- Зависимость – порок души
- Метод духовно ориентированной психотерапии в форме целебного зарока на православной основе
- Опыт Душепопечительского Православного Центра реабилитации наркозависимых (г. Москва)
- Методика ю. М. Орлова (обучение саногенному мышлению)
- Метод г. Н. Сытина
- Метод избавления от курения с. Н. Зайцева
- Зарубежный опыт. Метод Аллена Карра
- Выводы к главе 10
- Основная литература
- Часть 2. Методика трезвенной работы
- Глава 1. Проблема профилактики употребления алкоголя, табака и наркотиков
- 1.1. Основные понятия и термины
- 1.2. Юридическая модель профилактики
- 1.2.1. Государственный уровень: основные документы
- 1.2.1.3. Федеральный Закон «Технический регламент на табачную продукцию» № 268-фз. Принят Государственной Думой 3 декабря 2008 г. Одобрен Советом Федерации 17 декабря 2008 г.
- 1.2.1.6. Указ Президента Российской Федерации №690 от 9 июня 2010 года «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»
- Раздел IV. Совершенствование системы мер по сокращению спроса на наркотики:
- 1.2.2. Региональный уровень профилактики
- 1.3. Медицинская модель профилактики (наркологическая служба)
- 1.4. Психосоциальная модель профилактики
- 1.4.1. Центры психологической и социальной помощи
- 1.5. Образовательная (педагогическая) модель профилактики
- 1.5.1. «Концепция антинаркотической профилактики в образовательной среде»
- 1.5.1.1. Цели и задачи профилактики
- 1.5.1.2. Принципы активной профилактики в образовательной среде
- 1.5.1.3. Этапы системы профилактики:
- 1.5.1.4. Показатели эффективности профилактики
- 1.5.2. Профилактика употребления пав в образовательной среде на региональном уровне
- 1.5.2.1. Профилактика употребления пав в образовательных учреждениях
- 1.5.2.2. Профилактика употребления пав в семье
- 1.5.2.3. Профилактика употребления пав в сфере досуга
- Выводы к главе 1
- Основная литература
- Глава 2. Подходы к трезвенному воспитанию в образовательном процессе
- 2.1. Методологические подходы к образовательному процессу
- 2.2. Общепедагогические подходы
- 2.2.1. Формирующий подход
- 2.2.2. Культурологический подход
- 2.2.3. Социализирующий подход
- 2.2.4. Синергетический подход
- 2.2.5. Герменевтический подход
- 2.2.6. Аксиологический (ценностный) подход
- 2.2.7. Антропологический подход
- 2.2.9. Личностно-ориентированный подход
- 2.2.10. Деятельностный подход
- 2.2.11. Гуманистический подход
- 2.2.12. Компетентностный подход
- 2.2.13. Другие подходы
- 2.3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
- 2.3.1. Кризис духовности и национальная русская идея
- 2.3.2. Религиозный компонент духовно-нравственного воспитания
- 2.3.3. Особенности православного воспитания
- 2.3.4. Ценностный компонент духовно-нравственного воспитания
- 2.3.5. Условия усвоения духовно-нравственных ценностей
- 2.3.6. Концепция развития и воспитания безопасной/жизнеспособной личности
- 2.4. Специальный (профилактический) подход к трезвенному воспитанию
- 2.4.1. Зарубежные модели школьных профилактических программ
- 2.4.1.1. Подходы к предупреждению табакокурения учащихся
- 2.4.2. Отечественные модели школьных профилактических программ
- 2.4.2.1. Дореволюционный этап
- 2.4.2.2. Ранний послереволюционный этап
- 2.4.2.3. Современный этап
- 2.4.2.3.1. Модель «свободы выбора»
- 2.4.2.3.2. Модель нравственного здоровья
- 2.4.2.3.3. Модель личностной и социальной компетентности
- 2.4.2.3.4. Эко-психотерапевтическая модель
- 2.4.2.3.5. Модель улучшения нравственного и физического здоровья
- Выводы к главе 2
- Основная литература
- Глава 3. Концепции профилактики употребления алкоголя, табака и наркотиков
- 3.1. Аддиктология, превентология или собриология?
- 3.2. Подходы к профилактике употребления алкоголя, табака и наркотиков
- 3.2.1. Религиозный подход
- 3.2.2. Научное обоснование трезвости
- 3.2.2.1. Превентивный подход (стратегия «уменьшения вреда»)
- 3.2.2.2. Собриологический подход
- 3.3.Собриологическая концепция профилактики
- 3.3.1. Актуальность собриологической концепции профилактики
- 3.3.2. Отказ плюс запрет плюс профилактика в образовательной среде
- 3.3.3. Профилактическая деятельность по ограничению доступности
- 3.3.4. Пропаганда трезвого здорового образа жизни
- 3.3.5. Профилактика в семейной среде
- 3.3.5.1. Зарубежный опыт
- 3.3.5.2. Отечественный опыт
- 3.3.6. Профилактика в системе образовательных учреждений
- 3.3.6.1. Деятельность образовательного учреждения по формированию трезвенного мировоззрения
- 3.3.6.2. Деятельность образовательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию
- 3.3.6.3. Деятельность образовательного учреждения по воспитанию безопасной/жизнеспособной личности
- 3.3.6.4. Формирование трезвой воспитательной среды в образовательном учреждении
- 3.3.7. Профилактика в досуговой среде
- 3.3.7.1. Эффективные формы и методы работы в сфере досуга
- Выводы к главе 3
- Основная литература
- Лава 4. Трезвенное воспитание детей на ранних ступенях развития
- 4.1. Возрастные особенности развития
- 4.1.1. Младенчество
- 4.1.2 Раннее детство (от 1 года до 3 лет)
- 4.1.3 Дошкольное детство
- 4.2. Цель, задачи, принципы и содержание раннего трезвенного воспитания
- 4.2.1. Актуальность раннего трезвенного воспитания
- 4.2.2. Цель и задачи раннего трезвенного воспитания
- 4.2.3. Принципы раннего трезвенного воспитания детей
- 4.2.4. Содержание раннего трезвенного воспитания
- 4.3. Диагностика ранней антинаркотической устойчивости
- 4.3.1. Методы опроса дошкольников
- 4.3.2. Методы опроса родителей дошкольников
- 4.4. Методы раннего трезвенного воспитания
- 4.4.1. Общие методы воспитания
- 4.4.2. Трезвенное воспитание в младенческом и преддошкольном возрасте
- 4.4.2.1. Трезвая воспитательная среда
- 4.4.2.2. Метод условного рефлекса
- 4.4.3. Методы трезвенного воспитания дошкольников (старше 3 лет)
- 4.4.3.1. Метод активной трезвости
- 4.4.3.2. Программа «Борьба со злом»
- 4.4.4. Рекомендации родителям дошкольников
- 4.4.4.1. Классификация заботливых родителей
- 4.4.4.2. Рекомендации родителям, которые позволяют себе выпить и закурить
- 4.4.4.3. Рекомендации родителям, которые живут трезво
- Выводы к главе 4
- Основная литература
- Глава 5. Трезвенное воспитание в школе
- 5.1. Возрастные особенности развития в школьном возрасте
- 5.1.1. Младший школьный возраст
- 5.1.2. Подростковый возраст/отрочество
- 5.1.3. Юность
- 5.1.4. Половые особенности развития в школьном возрасте
- 5.2. Цели, задачи и содержание трезвенного воспитания в школе
- 5.2.1. Начальная школа (1-4 классы)
- 5.2.2. Основная школа (5-9 классы)
- 5.2.3. Старшая школа (10-11 классы)
- 5.3. Принципы профилактической работы в школе
- 5.3.1. Обзор отечественных и зарубежных источников
- 5.3.2. Собриологические принципы построения профилактических образовательных программ
- 5.4. Методы трезвенного воспитания
- 5.4.1. Образовательная (информационно-педагогическая) модель трезвенного воспитания
- 5.4.1.1. Трезвенное воспитание на уроках
- 5.4.1.2. Трезвенное воспитание во внеурочной деятельности
- 5.4.2. Психолого-коммуникативная модель трезвенного воспитания
- 5.4.2.1. Упражнения на коррекцию эмоционально-волевых качеств
- 5.4.2.2. Игры-активаторы
- 5.4.2.3. Другие психологические и коммуникативные упражнения и игры
- 5.4.3. Социальная модель трезвенного воспитания
- 5.5. Диагностика антинаркотической устойчивости
- 5.5.1. Методы диагностики
- 5.5.1.1. Наблюдение
- 5.5.1.2. Устный опрос
- 5.5.1.3. Анкетирование
- 5.5.1.4. Метод «незаконченный рассказ»
- 5.5.1.5. Метод незаконченных предложений
- 5.5.1.6. Метод рисуночных тестов
- 5.5.1.7. Метод «баллотирования»
- 5.5.1.8. Метод атн
- 5.5.2. Анализ и обработка результатов исследования
- 5.5.3. Диагностика на разных ступенях развития
- Выводы к главе 5
- Основная литература
- Глава 7. Организация профессиональной собриологической подготовки будущего учителя
- 7.1. Цели, задачи и содержание подготовки будущего учителя к трезвенной деятельности
- 7.2. Понятие готовности. Основные компоненты и уровни готовности
- 7.3. Диагностика и самодиагностика готовности будущего учителя к трезвенной деятельности
- 7.3.1. Мотивационно-волевой компонент готовности
- 7.3.2. Содержательный компонент готовности
- 7.3.3. Процессуальный компонент готовности
- 7.3.4. Рефлексивный компонент готовности
- Выводы к главе 7
- Основная литература