Новорожденные:
1-й день жизни – 2 мл/кг/час
2-й день жизни – 3 мл/кг/час
3-й день – 12 мес. – 4 мл/кг/час
Мт < 10 кг
4 мл/кг/час
Мт от 10 до 20 кг
40 мл + 2 мл на 1 кг > 10 ,час
Мт > 20 кг
60 мл + 1 мл на 1 кг > 20 ,час
(правило «4-2-1»)
Общая схема ИТ во время операций
ФП – часовая физиологическая потребность
ТП – потери в «третье» пространство
КП – объем кровопотери
ДП – дополнительные потери
Д – дефицит, связанный с предоперационным голоданием = кол-во часов предоперационного голодания (NPO)×ФП (мл/кг/час)
Первый час = ФП+½Д+ТП+КП+ДП
Второй час = ФП+1/4Д+ТП+КП+ДП
Третий час = ФП+1/4Д+ТП+КП+ДП
Четвертый час и далее = ФП+ТП+КП+ДП
Потери в «третье» пространство:
Интраабдоминальные операции 6-10 мл/кг/час
Интраторакальные операции 4-7 мл/кг/час
Поверхностные операции, нейрохирургия 1-2 мл/кг/час
В экстренных случаях объем интраоперационной инфузии составляет 5 – 30 мл/кг/час.
Расчет максимально допустимого объема кровопотери (МДОК)
МДОК = Мт (кг)×РОЦК(мл/кг)×(Htисх - Htндг)/Htср
Где МДОК – максимально допустимый объем кровопотери;
РОЦК – рассчитанный объем циркулирующей крови
Htисх – исходный гематокрит больного
Htндг – наименьший допустимый гематокрит (у плановых больных обычно 26-30%)
Htср – среднее от Htисх и Htндг
Среднее значение для РОЦК
Недоношенный новорожденный 90-100 мл/кг
Доношенный новорожденный 80-90 мл/кг
Дети < 1 года 75-80 мл/кг
Старше 1 года 70-75 мл/кг
Кроме правила «4-2-1», применяемого в основном интраоперационно и в экстренных случаях, можно пользоваться другими методиками расчета объема суточной ФПЖ:
Новорожденные дети: ФПЖ (мл/кг/сут) рассчитывается в зависимости от суток жизни ребенка:
1-е сутки жизни – 20 мл/кг/сут
2-е - 40 мл/кг/сут
3-и – 60 мл/кг/сут
4-е – 80 мл/кг/сут
5-е – 100 мл/кг/сут
6-е – 120 мл/кг/сут
7-е – 140 мл/кг/сут
к 6 мес – 120 мл/кг/сут
1 год – 100 мл/кг/сут
Либо:
Возраст ребенка | Объем жидкости (мл/кг) |
1-е сутки | 0 – 25 |
2-е сутки | 25 |
3-и сутки | 40 |
4-е сутки | 60 |
5-е сутки | 90 |
6-е сутки | 110 |
С 7-х суток до 6 мес | 140 |
6 мес – 1 год | 120 |
1-3 года | 100 – 110 |
3-6 лет | 90 |
6-10 лет | 70 – 80 |
Больше 10 лет | 40 – 50 |
Состав инфузии:
Длительные операции с большими или средними потерями в ТП: 5% глюкоза + 0,45% NaCl + KCl 20 мэкв/л
Массивные потери жидкости - 1/3 -1/4 объема - 5% альбумин.
Дети старше года
ФПЖ мл/кг/сут: рассчитывают по формуле Валлачи:
ФПЖ = 100 – возраст (годы)×3
«физиологические», т. е. нормальные для данного возраста потери жидкости входят в состав ФПЖ
«Патологические» - дополнительные потери – подсчитываются отдельно.
Патологические потери
С усиленной перспирацией:
10 мл/кг/сут на каждый «лишний» градус температуры тела
10 мл/кг/сут на каждые «лишние» 10 дыхательных движений
Через ЖКТ
Рвота, понос, зонды, дренажи, свищи – при невозможности точного учета – 20 мл/кг/сут
Парез кишечника – 20-40 мл/кг/сут
С раневой поверхности:
Интраабдоминальные операции – 6 мл/кг/час
Интраторакальные операции – 4 мл/кг/час
Поверхностные, нейрохирургические – 1-2 мл/кг/час
Определение Дефицита Жидкости:
Расчетный метод (по Ht)
Htб – Htn Мт, кг
V,л = ------------ × ---------
100 – Htn К
К = 4 (до 6 мес)
К = 5 (старше 6 мес)
Нормальный Ht в зависимости от возраста:
Возраст | Hb, г/л | Ht, % | ОЦК (мл/кг) |
Недоношенные |
| 45 | 90-100 |
1-е сутки | 195 | 54 | 80-90 |
2-3 сутки | 190 | 53 |
|
4-8 сутки | 183 | 52 |
|
9-13 суток | 165 | 49 | 80 |
3-5 мес | 122 | 36 | 75-80 |
1 год | 112 | 35 | 75-80 |
3 года | 125 | 36 | 70-75 |
5 лет | 126 | 37 | 70-75 |
11-15 лет | 134 | 39 | 65-70 |
Дефицит жидкости
У детей принято выделять 3 степени дегидратации, что особенно хорошо прослеживается в клинике инфекционных болезней.
Степень дегидратации определяется клинически, а так же на основании измерения массы тела.
I степень дегидратации: сознание ясное, кожные покровы сухие, слизистые увлажнены недостаточно, тургор тканей снижен незначительно, олигоурия. Дефицит массы тела – 5%
II степень дегидратации: ребенок заторможен, сухая кожа и слизистые, запавший больной родничок, значительно снижен тургор тканей, слезо-, слюноотделение уменьшено, но сохранено. Олигоурия. Дефицит Мт 10%
III степень дегидратации: ребенок оглушен, либо в сопоре. Резко запавший большой родничок, тургор тканей снижен настолько, что кожа и подкожная клетчатка собираются в нерасправляющиеся складки. Мягкие глазные яблоки. Отсутствие слезной жидкости, слюны. Артериальная гипотония. Анурия. Дефицит Мт 15 %
Определение ДЖ согласно клинической степени дегидратации в % от Мт
Итоговый суточный объем ИТ
ОПЖ = ФПЖ + ДП + Д
Распределяется равномерно в течение суток (коррекция каждыве 4 часа).
Для детей до 3-х лет используются только инфузоматы и шприцевые насосы.
Состав ИТ
Дети старше 1 года – то же, что и у взрослых (исключить декстраны и поливинилпирролидон!)
Дети 1 месяца – 1 года – 0,45% NaCl + 5% глюкоза (% глюкозы может быть больше при назначении ПП) + К + Са + Мg согласно физ. потребности и дефициту
Дети до 1 месяца 10% глюкоза + электролиты согласно физ. потребности
Коллоиды – (6% ГЭК, гелофузин) – как противошоковое средство – до 30 мл/кг/сут
Альбумин 5-10% - при тяжелой гипоальбуминемии и ожогах
СЗП – при коагулопатиях
Эритроцитная масса – при тяжелой анемии и не остановленном кровотечении
Возмещение критического ДЖ
При необходимости экстренного возмещения ДЖ допустимо болюсное введение кристаллоидного или коллоидного раствора в объеме 10-30 мл/кг Мт.
50% дефицита рекомендуется восполнить в течение 8 часов, оставшийся объем равномерно распределить на последующую часть суток
Методика поведения ИТТ
Обязательным условием для проведения ИТТ у детей, является точное (до миллилитра) дозирование инфузионных сред.
Для новорожденных и грудных детей положено использовать шприцевые дозаторы, для более старших можно использовать счетчики капель.
Особенности качественного состава инфузии у грудных детей:
У новорожденных и грудных детей основной инфузионной средой, служащей для дотации жидкости является раствор глюкозы.
У новорожденных стартовой концентрацией является 5% с целью изучения в течение нескольких часов толерантности ребенка к глюкозе.
Через 4-6 часов при нормальных цифрах гликемии концентрацию глюкозы можно увеличить до 7,5%, а еще через 6 – до 10%.
Инсулин (кроме особых случаев стойкой гипергликемии), новорожденным детям не назначается!
В «базовый» инфузионный раствор (глюкозы) с первых суток жизни добавляют р-р хлорида кальция из расчета 0,25-0,5 ммоль/кг/сут (фактор свертывания крови!), один из компонентов профилактики и лечения геморрагической болезни новорожденных.
Дефицит кальция рассчитывают по формуле:
Д=0,3Мт(2,5-Caб-го)
Дотацию калия начинают с 2-3 суток жизни, из расчета потребности (1-3 ммоль/кг/сут), зная уровень плазменного калия
Натрий в состав инфузии (кроме случаев гипонатриемии) не добавляют до возраста 3-4 суток (у новорожденного ребенка первых суток жизни снижено выведение натрия из организма). Суточная потребность в натрии составляет 2-5 ммоль/кг
Ограничения объема ИТ
Порок сердца, НК
Отек легких
Тяжелая ЧМТ (однако необходимо избегать гемоконцентрации!)
Тяжелая пневмония, РДС
Гиперволемия
Почечная недостаточность
Мониторинг ИТ
Динамика МТ (взвешивание не менее 2-х раз в сутки!)
Почасовой диурез (не менее 2 мл/кг/час!)
ЦВД
ЧДД
ЧСС
АД
- «Ярославская государственная медицинская академия
- Содержание учебно-методического комплекса
- Министерство здравоохранения Российской Федерации
- Оглавление
- Введение
- Пояснительная записка.
- Непрерывное последипломное профессиональное образование по специальности «анестезиология-реаниматология»
- Консультирование
- Повышение_квалификации и_подготовка кадров
- Врач анестезиолог-реаниматолог Первая квалификационная категория
- Социальная гигиена и организация здравоохранения
- По специальности
- Консультирование
- Повышение квалификации и подготовка кадров
- Врач анестезиолог-реаниматолог Вторая квалификационная категория
- Социальная гигиена и организация здравоохранения
- По специальности
- Перечень практических навыков по специальности анестезиология-реаниматология
- Методические рекомендации по преподаванию специальности анестезиология-реаниматология
- 2. Сроки освоения программ послевузовской профессиональной подготовки.
- Пластическая хирургия
- Практические навыки
- Эволюционный формуляр
- Учебная программа
- Фармакология
- Анатомия
- Биохимия
- Математика
- Классификация, рестриктивные нейрологические
- Сердечно-сосудистая система
- Премедикация
- Микроклимат операционной
- Обеспечение проходимости дыхательных путей
- Приобретенные пороки сердца и гипертрофическая кардиомиопатия
- Оценка функции почек
- Реанимация и интенсивная терапия
- Принципы лечения кровотечения в послеоперационном периоде.
- Государственного стандарта послевузовской
- Профессиональной подготовки специалистов с
- Высшим медицинским образованием
- 2. Предшествующим уровнем образования для послевузовской
- 3. Общие требования к стандартам послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием.
- 4. Требования к обязательному минимуму содержания стандартов послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием.***
- 9. Требования к уровню профессиональной подготовленности
- 10.Требования к государственной итоговой аттестации.
- 1. Общие положения.
- 2. Структура, состав и содержание умк.
- 3. Порядок рассмотрения и утверждения умк.
- Положение
- Текущий и рубежный контроль учебных достижений
- Промежуточная аттестация
- Положение о клинической ординатуре в ярославской государственной медицинской академии Ярославль – 2008
- I. Общая часть
- II. Организация обучения в ординатуре
- III. Права и обязанности врачей ординаторов
- IV. Целевая клиническая ординатура
- Учебный план послевузовской профессиональной подготовки специалистов в клинической ординатуре по специальности "Анестезиология и реаниматология"
- Учебно-тематический план послевузовской профессиональной подготовки в клинической ординатуре по специальности "Анестезиология и реаниматология
- Учебный план послевузовской профессиональной трехлетней подготовки специалистов в клинической ординатуре (первичная специализация) по специальности "Анестезиология и реаниматология"
- Ярославская государственная медицинская академия
- Учебно-методическая карта дисциплины
- Модульная карта дисциплины
- Модуль № 1 «Анестезиология и реаниматология в абдоминальной хирургии»
- Модуль № 2 «Анестезиология и реаниматология в сосудистой и пластической хирургии»
- Модуль № 3 «Анестезиология и реаниматология в акушерстве и гинекологии»
- Модуль № 4 «Анестезиология и реаниматология в торакальной и кардиохирургии»
- Модуль № 5 «Анестезиология и реаниматология в травматологии и ортопедии»
- Модуль № 6 «Анестезиология и реаниматология в педиатрии и неонатологии»
- Модуль № 7 «Анестезиология и реаниматология в хирургии головы и шеи»
- Модуль № 8 «Анестезиология и реаниматология в эндоскопической хирургии и урологии»
- Модуль № 9 «Интенсивная терапия критических состояний (общая реаниматология)»
- Модуль № 10 «Анестезиология и реаниматология в условиях центральной районной больницы (практика)»
- А. Предаттестационные баллы
- Б. Аттестационные баллы
- В. Дополнительные баллы
- Положение об итоговой аттестации клинических ординаторов.
- Кафедра анестезиологии и реаниматологии с курсом фпдо
- Фамилия Имя Отчество _____________________________________
- Задано вопросов ________ Всего утверждений ________Дано ответов _______
- % Правильных _____________ % эффективности __________ % результ. _________
- Экзамен по практическим навыкам
- Устное собеседование
- Список литературы для клинических ординаторов и врачей
- Периодические издания
- Учебные пособия
- Федерального агентства по здравоохранению
- Введение
- Анатомо-физиологические особенности организма ребенка с точки зрения анестезиолога
- Сосудистый доступ
- Особенности инфузионной терапии
- Новорожденные:
- Обеспечение проходимости дыхательных путей и интраоперационная ивл
- Внутренний диаметр (мм)
- Клиническая фармакология
- Проведение анестезии
- Ларингоспазм
- Постинтубационный круп
- Профилактика гипотермии
- Анестезия при отдельных заболеваниях
- Послеоперационное обезболивание
- Список литературы
- Федерального агентства по здравоохранению
- Ярославль, 2006
- Оглавление
- Введение
- Виды нарушений при оказании медицинской помощи.
- 2. Основы законодательства Российской Федерации в здравоохранении.
- Основы законодательства Российской Федерации при оказании анестезиологической и реаниматологической помощи населению
- Гражданская ответственность за профессиональные правонарушения
- Возмещение морального вреда
- Практика привлечения к ответственности
- Правонарушения
- 6. Приложения Приложение 1 Заявление об информированном согласии на операцию в условиях общей анестезии
- Я, пациент (законный представитель),_____________
- Обоснование медицинского вмешательства без согласия нациента
- Подписи членов консилиума или дежурного (лечащего) врача __________________________________________________________
- Приложение 3 Заявление об информированном отказе от операции и анестезии
- Я, пациент (законный представитель),_________________
- Отказывается от __________________________________________
- Зам. Главного врача _________________________________
- 7. Список законодательных и нормативно-правовых актов, использованных в учебном пособии
- 8. Список литературы
- Федерального агентства по здравоохранению
- «Ярославская государственная
- Оглавление
- Введение
- Диагностика
- Алгоритм реанимационных мероприятий
- В: искусственная вентиляция легких
- Особые ситуации
- 2. Гипотермия
- Электромеханическая диссоциация
- Осложнения слр
- Показания для прекращения реанимации
- Приложение:
- Сердечно-легочная реанимация специализированной бригадой
- (Стандарт действий)
- Военно-медицинская академия Санкт-Петербург
- «Ярославская государственная
- Оглавление
- Введение
- Принципы классификации отравлений
- Общая характеристика токсического действия ядов на организм
- Клинические синдромы острых отравлений
- 2. Токсическое поражение сердечно-сосудистой системы.
- 3. Токсическое поражение дыхательной системы.
- Общие принципы диагностики острых отравлений
- Формулировка диагноза острых отравлений
- Детоксикация организма при острых отравлениях
- 1. Сорбционные:
- 2. Диализные и фильтрационные:
- 3. Аферетические:
- 4. Физио и химиогемотерапия при сочетанном применении.
- 1. Магнитная гемотерапия.
- 3. Лазерная гемотерапия
- Список литературы
- Федерального агентства по здравоохранению
- Оглавление
- Введение Актуальность проблемы
- Определения основных понятий
- Предоперационная оценка, подготовка и анестезия у больного с травмой Оценка состояния пациента
- Защита дыхательных путей
- Мониторинг пациентов с травмами
- Инфузионная терапия
- Премедикация, индукция и поддержание анестезии
- Алгоритм работы анестезиолога-реаниматолога при поступлении больного с травмой
- Анестезия при операциях на стопе и кисти
- Анестезия при травматических повреждениях костей таза
- Анестезия при травмах органов живота
- Анестезия при травме позвоночника и спинного мозга
- Анестезия при ожоговой травме
- Анестезия при тотальном эндопротезировании тазобедренного сустава
- Анестезия при операциях по поводу переломов проксимального конца бедренной кости
- Анестезия при тотальном эндопротезировании коленного сустава
- Анестезия при артроскопических операциях
- Федерального агентства по здравоохранению
- Оглавление
- 1. Введение
- 1.1. Актуальность проблемы
- 1.2. Определения основных понятий
- 1.3. Последствия нутритивной (белково-энергетической) недостаточности
- 1.4. Цели, принципы и результаты нутритивной поддержки
- Основные принципы проведения нутритивной поддержки
- 1.6. Показания к нутритивной поддержке
- 2. Оценка нутритивного статуса
- 2.1. Определения степени и выраженности белково-энергетической недостаточности
- 2.2. Определение энергопотребности
- Дыхательный коэффициент (rq)
- 2.3. Определение потребности в основных нутриентах
- 2.4. Определение потребности в питательных веществах Потребность в белках
- Потребность в углеводах
- Потребность в жирах
- Потребности в основных микронутриентах
- 3. Парентеральное питание
- 3.1. Показания к проведению парентерального питания
- 3.2. Противопоказания к проведению парентерального питания
- 3.3. Классификация компонентов парентерального питания
- I Донаторы пластического материала
- II Донаторы энергии:
- Рекомендуемые дозировки углеводов
- Три поколения жировых эмульсий
- Рекомендуемые дозировки липидов
- Растворы кристаллических аминокислот
- Общие рекомендации по дозировке аминокислот
- 3.6. Правила проведения парентерального питания
- Двух и трехкомпонентные мешки (методика «Все в одном»)
- 3.8. Осложнения парентерального питания
- 4. Энтеральное питание
- 4.1. Эффекты сбалансированного энтерального питания
- 4.2. Абсолютные противопоказания
- 4.3. Точки приложения энтеральной поддержки
- (Назодуоденального) зонда и уход за ним.
- Пути осуществления доступа для энтерального питания
- 4.4. Характеристика сред для энтерального питания
- Стандарт качества современной энтеральной смеси:
- Классификация современных энтеральных смесей
- Варианты энтерального питания:
- 4.6. Пероральное энтеральное питание
- Правила приема гиперкалорических энтеральных диет:
- Показания к применению пероральных диет в хирургии
- Основные эффекты гиперкалорической пероральной нутритивной терапии
- 4.7. Зондовое энтеральное питание
- 4.8. Осложнения энтерального питания и их профилактика
- 1.Механические
- 2. Желудочно- кишечные (неаспирационные)
- 4.9. Синдром кишечной недостаточности при критических состояниях и принципы его коррекции
- 5. Система стандартных лечебных диет
- Система стандартных диет
- Характеристика и состав стандартных диет
- 6. Специализированные продукты питания
- 7. Оценка эффективности нутритивной поддержки
- 9. Алгоритм нутритивной поддержки
- 1 Этап - стартовая терапия:
- Нутритивной поддержки
- Шаг 5. Нутритивная поддержка не проводится в следующих случаях:
- 10. Фармакоэкономическое
- 11. Список литературы
- Квалификационный экзамен Раздел «Фундаментальные основы специальности»
- Квалификационный экзамен Раздел «Фундаментальные основы специальности»
- Квалификационный экзамен Раздел «Фундаментальные основы специальности»
- Квалификационный экзамен Раздел «Фундаментальные основы специальности»
- Квалификационный экзамен Раздел «Фундаментальные основы специальности»
- Квалификационный экзамен Раздел «Фундаментальные основы специальности»
- Квалификационный экзамен Раздел «Фундаментальные основы специальности»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая анестезиология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая анестезиология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая анестезиология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая анестезиология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая анестезиология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая анестезиология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая анестезиология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая реаниматология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая реаниматология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая реаниматология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая реаниматология»
- "Клинические случаи в анестеЗиологии"
- Рид а.П., Каплан Дж.А.
- Перевод с английского –м. Медицина, 1995 г.
- Ситуационные задачи.
- Тестовые задания порубежного контроля
- 1. Социальная гигиена является наукой, изучающей
- Раздел 12
- Раздел 13
- Раздел 14
- Раздел 16
- Раздел 20
- Раздел 24
- Раздел 12 АнестезиЯ, реанимациЯ и интенсивнаЯ терапиЯ в нейрохирургии и патологии нервной системы
- Раздел 13 АнестезиЯ и интенсивнаЯ терапиЯ при заболеваниЯх эндокринной системы
- Раздел 14
- АнестезиЯ и интенсивнаЯ терапиЯ
- При операциЯх у больных
- С сопутствующими заболеваниЯми
- Раздел 16 АнестезиЯ, интенсивнаЯ терапиЯ и реанимациЯ в акушерстве и гинекологии
- Раздел 20 РеанимациЯ и интенсивнаЯ терапиЯ у детей
- Раздел 24 Основы радиационной медицины
- Образцы тестовых вопросов прИведены
- Вопросы к контрольно – семинарским занятиям «Анестезия в плановой абдоминальной хирургии»
- «Анестезия в экстренной абдоминальной хирургии»
- «Наркозно – дыхательная аппаратура»
- Особенности анестезии при сопутствующем сахарном диабете
- «Анестезия при эндоскопических операциях. Амбулаторная анестезия. Анестезия в стоматологии и оториноларингологии»
- «Ит в послеоперационном периоде»
- «Искусственная вентиляция легких в реаниматологии»
- «Острые отравления и методы детоксикации»
- «Осложнения катетеризации центральных вен.»
- «Плановая анестезиология»
- «Экстренная анестезиология»
- «Методы реаниматологии».
- «Интенсивная терапия»