logo search
Учебно-метод

Особенности медицинского обследования лиц, занимающихся физической культурой и спортом. Виды врачебных наблюдений.

Врачебные обследования и диспансеризация лиц занимающихся физической культурой и спортом осуществляются в следующем порядке:

-детей дошкольного возраста обследуют врачи детских дошкольных учреждений;

-учащиеся общеобразовательных и средних специальных и высших учебных заведений, школ профессионально-технического обучения и других учебных заведений, занимающихся по государственным программам физвоспитания - обследуются не реже 1 раза в течение учебного года у врачей, обслуживающих эти заведения. На основании данных о состоянии здоровья и физическом развитии их распределяют для занятий по группам (основная, подготовительная и специальная)

-члены физкультурных коллективов обследуются не менее 1 раза в 6 месяцев у врачей, обслуживающих данные коллективы или по месту жительства. Лиц, вступивших на путь спортивного совершенствования, на группы не разделяют, им дают индивидуальное предписание о характере и режиме тренировок

-лица среднего и пожилого возраста обследуются в поликлиниках по месту жительства или работы не реже 1 раза в 6 месяцев, для организации занятий физкультурой их распределяют по группам в зависимости от состояния здоровья и физической подготовки

-ведущие спортсмены областей, городов и районов, учащиеся юношеских и детских спортивных школ, а также учащиеся и студенты, отнесенные к специальной медицинской группе, подлежат диспансерному наблюдению во врачебно-физкультурном диспансере и кабинетах врачебного контроля лечебно-профилактических учреждений.

ВФД в зависимости от мощности могут иметь: кабинеты врачебного контроля за физическим воспитанием взрослого населения и детей и подростков, кабинеты лечебной физкультуры, кабинеты – рентгенологический, физиотерапевтический, функциональной диагностики, электрокардиографии, клинико-диагностическую лабораторию, стационар , кабинеты специалистов (ЛОР, невропатолог, хирург-травматолог, акушер-гинеколог, окулист, стоматолог).

ВФД несет функции:

-всемерно содействует оздоровительной направленности занятий физкультурой и спортом;

-осуществляет организационно-методическое руководство и оказывает консультативную помощь лечебно-профилактическим учреждениям по ВК и ЛФК;

-проводит диспансеризацию мастеров спорта, спортсменов 1 разряда, учащихся ДЮСШ и обеспечивает для них лечебно - профилактическую помощь;

- организует и обеспечивает медицинское обслуживание спортивно-массовых мероприятий;

- проводит врачебно-педагогические наблюдения (ВПН);

- изучает причины спортивного травматизма;

- оказывает методическую помощь в организации физического воспитания детей школ, дет садов и др.;

- организует внедрение и учет эффективности ЛФК;

проводит пропаганду гигиенических основ ФК и ведет санитарно-просветительскую работу;

- организует повышение квалификации медперсонала диспансера;

- изучает и внедряет передовые методы работы по ВК и ЛФК;

-принимает участие в разработке плана развития ВФД;

-проводит всю работу в тесном контакте с физкультурными организациями и спорткомитетом.

Содержание работы по ВК.

-врачебное обследование лиц, занимающихся физической культурой и спортом;

- диспансерное наблюдение за отдельными группами спортсменов и населения;

- врачебная консультация по вопросам физической культуры и спорта;

- ВПН занятий, сборов, соревнований.

-текущий санитарный надзор за местом и условиями тренировок и соревнований.

-медико-санитарное обеспечение соревнований

-профилактика спортивного травматизма;

- санитарно-просветительская работа

-агитация и пропаганда оздоровит. физкультуры и спорта.

-с 1993 г. на областные ВФД возложены функции центров спортивной медицины.

Таким образом, государство создает сеть лечебно-физкультурных учреждений, которые осуществляют медицинский контроль за всеми категориями лиц, которые занимаются физической культурой и спортом, способствует развитию научных исследованиям в области медицинских проблем физкультуры и спорта (спортивной реабилитации, травматологии, антидопингового контроля), внедряет спортивную медицину как учебную дисциплину в планы соответствующих учебных заведений.