Тема 18. Проведение промежуточного контроля знаний и умений студентов по дисциплине «поликлиническая педиатрия».
Промежуточный контроль – в XII семестре проводится в виде зачета по результатам собеседования. Тестовый контроль проводится в виде рубежного контроля по итогам усвоения учебных модулей. Контроль практических навыков проводится на каждом клиническом практическом занятии и по результатам оценки кураторских листов.
Целью преподавания дисциплины является подготовка студентов по основным вопросам оказания лечебно-профилактической помощи детскому населению в условиях поликлиники для профессиональной деятельности в качестве участкового врача-педиатра, врача общей практики, семейного врача. Для реализации поставленной цели выделены нижеследующие задачи изучения дисциплины.
Задачей изучения дисциплины является обучение студентов принципам:
организации лечебно-профилактической работы на первом этапе медико-санитарной помощи детскому населению (амбулаторное звено);
организации профилактической работы с детьми различных возрастных групп;
выделения групп здоровья и риска;
диспансерного наблюдения за здоровыми и больными детьми;
оказания первой врачебной помощи и реанимационных мероприятий при неотложных состояниях у детей на догоспитальном этапе;
лечения и профилактики соматических и инфекционных, острых и хронических заболеваний у детей в условиях амбулаторного звена;
медицинской и социальной реабилитации, решения медико-социальных проблем детей и их семей;
санитарно-просветительной и санитарно-гигиенической работы в семье и в учреждениях здравоохранения.
В результате освоения дисциплины студент должен
Знать:
основы законодательства Российской Федерации, регламентирующие деятельность врача педиатра первичного звена здравоохранения; объемы и формы медицинского обслуживания детей на догоспитальном этапе; основные показатели здоровья детей в Твери, Тверской области, России и мире;
аспекты комплексной диагностики состояния здоровья, вопросы организации режима, питания и воспитания детей в условиях амбулаторно-поликлинического звена;
особенности организации противоэпидемической работы на педиатрическом участке, в детском дошкольном учреждении, школе;
задачи диспансеризации здоровых и хронических больных детей на догоспитальном этапе;
основные формы санитарно-просветительной и санитарно-гигиенической работы врача первичного звена;
содержание работы врача ДШО;
содержание лечебной и лечебно-профилактической работы врача-педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому;
принципы питания здоровых детей раннего возраста;
принципы питания больных детей;
принципы назначения и методику проведения массажа и гимнастики для детей раннего возраста;
методы оздоровления, профилактики и реабилитации детей.
Уметь:
использовать в общении с детьми и их родными и близкими основные этико-деонтологические нормы и принципы;
осуществлять комплексную диагностику состояния здоровья здоровых и больных детей, с использованием полученных результатов для выработки оптимальных профилактических, оздоровительных или лечебных назначений;
работать с существующей медицинской документацией, формами статистической отчетности; производить анализ своей деятельности в качестве врача первичного звена;
составлять и выполнять на практике график профилактической иммунизации детей; организовывать работу в очаге инфекционного заболевания;
проводить санитарно-просветительную работу в семьях, детских дошкольных учреждениях и школах; обучать родителей и детей организации здорового образа жизни;
определять степень готовности детей к поступлению в школу;
уметь оценивать данные клинических, лабораторных и биохимических исследований;
уметь произвести расчет и коррекцию питания здоровых и больных детей различных возрастных групп;
уметь выписать рецепт на лекарственные препараты и в молочную кухню ребенку различного возраста;
владеть медицинскими манипуляциями, отраженными в перечне практических навыков студентов (см. Приложение 1);
владеть профессиональным алгоритмом решения практических задач диагностики и дифференциальной диагностики.
Владеть:
принципами врачебной деонтологии и медицинской этики.
методами ведения медицинской учетно-отчетной документации в лечебно-профилактических учреждениях системы охраны материнства и детства;
оценками состояния здоровья детского населения различных возрастно-половых групп;
методами общего клинического обследования детей и подростков;
интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики у детей и подростков;
алгоритмом постановки предварительного диагноза детям и подросткам с последующим направлением их на дополнительное обследование и к врачам-специалистам; алгоритмом постановки развернутого клинического диагноза больным детям и подросткам;
алгоритмом выполнения основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи детям и подросткам при неотложных и угрожающих жизни состояниях.
Перечень практических навыков (умений), которые необходимо освоить студенту (в соответствии с ГОС и типовой учебной программой дисциплины).
1. Взвешивание, измерение роста, окружности груди, грудной клетки.
2. Выписать больничный лист родителям по уходу за ребенком.
3. Оформить справки родителям по уходу за ребенком.
4. Оформить мед.документацию на посещение детских учреждений после болезни.
5. Оформить мед.документацию для будущих учащихся 1 класса, детского сада.
6. Оформить экстренное извещение об инфекционном больном.
7. Оформить направления детей на консультацию к специалистам.
8. Оформить рецепты на бесплатное питание и бесплатные медикаменты.
9. Оформить направление на стационарное лечение.
10.Оформить направление в процедурный кабинет.
11.Вызвать скорую помощь.
12.Взять мазок из зева.
13.Обработать пупочную ранку.
14.Провести туалет новорожденного.
15.Сделать лечебную ванну.
16.Снять судороги.
17.Поставить клизму.
18.Оказать первую помощь при неотложных состояниях:
приступы бронхиальной астмы, гипертермические состояния,
диабетические и гипокликемические комы, обморожения,
утопления, судороги и др.
19. Противопоказания для проведения профилактических прививок.
20. Побочные явления при проведении профилактических прививок и оказание при них первой врачебной помощи.
- Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации
- Порядок оказания педиатрической помощи
- Правила организации деятельности кабинета врача-педиатра участкового
- Рекомендуемые штатные нормативы медицинского персонала кабинета врача-педиатра участкового
- Стандарт оснащения кабинета врача-педиатра участкового
- Правила организации деятельности детской поликлиники (отделения)
- Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и иного персонала детской поликлиники (отделения)
- Стандарт оснащения детской поликлиники (отделения)
- 1. Кабинет здорового ребенка детской поликлиники (отделения)
- Разделы работы участкового педиатра:
- Дети, подлежащие обязательной консультации заведующего педиатрическим отделением:
- Основная медицинская документация в поликлинике (амбулатории).
- Примерная схема годового отчета участкового врача:
- Тема 2. Экспертиза временной нетрудоспособности в педиатрической практике. Биоэтика в педиатрии.
- Форма №095/у, справка о временной нетрудоспособности
- Освобождение от физкультуры
- Медицинская справка в бассейн (справка формы 1)
- Заключение клинико-экспертной комиссии (кэк)
- Академический отпуск
- Форма №027/у, выписной эпикриз, медицинская выписка из истории болезни амбулаторная и/или стационарная (из поликлиники и/или из больницы)
- Персона врача
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Организация работы детской поликлиники.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 3. Оценка факторов, определяющих здоровье.
- Тема 4. Оценка физического развития
- Общий порядок (алгоритм) определения физического развития (фр):
- 2.Определение биологического возраста ребенка по зубной формуле (до 8 лет) и по уровню полового развития (с 10 лет).
- 3.Освоение практических умений
- 4.Перечень тем рефератов для студентов
- Тема 5. Оценка нервно-психического развития детей 1-4 года жизни.
- 1.Оценить нервно-психическое развитие ребенка:
- 2.Освоение практических умений:
- Тема 6. Оценка функционального состояния и резистентности. Хронические заболевания и пороки развития, как критерии, характеризующие здоровье.
- 1. Преобладающее эмоциональное состояние:
- Тема 7.Суммарная оценка критериев здоровья. Группы здоровья.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Основы формирования здоровья детей.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 8. Организация лечебно-профилактической помощи новорожденным в условиях поликлиники.
- Дородовый врачебный патронаж
- Социальный анамнез
- Генеалогический анамнез Заключение по генеалогическому анамнезу
- Биологический анамнез
- Заключение по антенатальному анамнезу: (подчеркнуть)
- Общее заключение по дородовому патронажу
- Рекомендации
- Листок первичного врачебно-сестринского патронажа новорожденного
- Тема 9. Диспансерный метод в работе педиатра. Диспансерное наблюдение здоровых детей от рождения до 18 лет.
- Диспансерное наблюдение за ребенком на первом году жизни
- Раздел 1. Перечень исследований при проведении профилактических медицинских осмотров
- 2.Понимание студентом полученных знаний по теме занятия:
- Тема 10. Принципы диспансеризации детей с хроническими заболеваниями.
- Тема 11. Задачи и работа врача отделения организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях (дшо).
- Раздел 2. Перечень исследований при проведении предварительных медицинских осмотров
- Подготовка детей к поступлению в школу.
- Раздел 2. Перечень исследований при проведении
- Раздел 1. Перечень исследований при проведении
- Приложения основная медицинская документация в дду и школе.
- Факторы, определяющие готовность детей к обучению в школе, следующие:
- Тема 12.Реабилитация детей, общие принципы организации и частные вопросы.
- Организация санаторно-курортной помощи детям.
- Стационарзамещающие технологии в современной педиатрии.
- Штаты дневного стационара детской поликлиники:
- Дневной стационар детской поликлиники (оснащение)
- Задача №1
- Задача №2
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Профилактическая работа участкового врача.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 13.Специфическая и неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний в условиях первичного звена.
- Национальный календарь профилактических прививок
- Тема 14. Диагностика, лечение и профилактика воздушно-капельных инфекций на педиатрическом участке.
- Тема 15. Лечение и профилактика острых респираторно - вирусных инфекций у детей.
- Клиническая классификация орз (в.Ф.Учайкин, 1999)
- Общие положения о лечении орви
- Алгоритм (протокол) лечения орз у детей
- 3.Дифференциальная диагностика острой пневмонии – с бронхитами, бронхиолитами, респираторными аллергозами, нарушениями проходимости дыхательных путей, туберкулезом.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Противоэпидемическая работа участкового врача:
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 16. Основные методы неотложной терапии на догоспитальном этапе.
- Первичная сердечно-легочная реанимация у детей
- Тема 17. Диагностика, первичная врачебная помощь, тактика педиатра при ургентных состояниях.
- Лихорадка и гипертермический синдром
- Судорожный синдром
- Острый стенозирующий ларинготрахеит
- 3.При I степени стеноза:
- 4.При нарастании явлений стеноза (I-II степень, II-III степени):
- 5. При III-IV степени стеноза:
- Задача №1
- Задача №2
- В. 1.Инвагинация кишечника.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Неотложная терапия на догоспитальном этапе.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 18. Проведение промежуточного контроля знаний и умений студентов по дисциплине «поликлиническая педиатрия».
- Критерии допуска студента к курсовому зачету:
- Примеры заданий курсового зачета по поликлинической педиатрии.
- Критерии оценки студента на практическом занятии и по результатам самостоятельной работы
- Методические указания для самостоятельной работы студентов
- I. Требования к составлению реферата
- II. Требования к проведению лекции
- III. Основные требования к оформлению и выпуску типового санитарного бюллетеня
- IV.Работа в фокус-группах по выбранной теме
- V.Санитарно- просветительная работа в учреждениях образования (по теме реферата)