Стационарзамещающие технологии в современной педиатрии.
Положение о деятельности дневного стационараразработано на основании Методический рекомендаций по организации стационарозамещающих видов медицинской помощи, составленных в соответствии с решением коллегии МЗ РФ от 20.02.98 г.:
1. Дневной стационар организуется на базе детской поликлиники.
2. В своей деятельности дневной стационар лечебно-профилактического учреждения руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минздрава России, органов управления здравоохранением города и настоящим положением.
3. Организация дневного стационара в поликлинике предполагает:
- проведение в поликлинике профилактических, диагностических, лечебных мероприятий больным с острыми и хроническими заболеваниями бронхолегочной системы, состояние которых не требует круглосуточного медицинского наблюдения;
- интенсификацию лечебно-оздоровительных мероприятий, активное и плановое оздоровление детей и подростков, в том числе инвалидов детства;
- пребывание больных в течение части суток дома;
- исключение или сокращение адаптационного периода, исключение психологической травмы, связанной с госпитализацией в стационар;
- интенсификацию труда медицинских работников;
- преемственность в лечении и наблюдении больных в пределах одного лечебного учреждения;
- увеличение обеспеченности населения стационарной помощью и повышение ее доступности.
4. Дневной стационар рассчитан на 15 коек для лечения и реабилитации детей с бронхолегочной патологией, включает в себя галокамеру, физиотерапевтические кабинеты для электро-, светолечения, ингаляций; процедурный кабинет, кабинеты ЛФК, массажа, БОС кардиопульмонологического и психоневрологического профиля, клиническую лабораторию, комнату для пребывания медицинского персонала.
5. Необходимые штаты персонала устанавливаются в соответствии со штатным расписанием и профилем больных. Выделен врач-педиатр на правах заведующего, который осуществляет всю координационно-организационную и лечебную работу.
6. Дневной стационар может являться клинической базой государственной медицинской академии.
7. Режим работы дневного стационара определяется руководителем лечебно-профилактического учреждения с учетом объемов проводимых медицинских мероприятий, графика работы и правил внутреннего распорядка.
8. Лечению в дневном стационаре подлежат больные (табл. 1):
- находящиеся на амбулаторном лечении и требующие по состоянию здоровья использования лечебных средств, после применения которых должно осуществляться врачебное наблюдение на протяжении определенного времени в связи с возможными неблагоприятными реакциями;
- нуждающиеся в комплексном лечении с использованием галокамеры, аппаратов биологической обратной связи, физиотерапевтических средств, ЛФК, массажа, после которых необходим отдых;
- после первого этапа круглосуточного лечения в стационаре с уточненным диагнозом.
9. В дневном стационаре противопоказано пребывание больных:
- нуждающихся в госпитализации, в круглосуточном врачебном наблюдении и медицинском уходе, в парентеральном круглосуточном введении медикаментов, требующих постельного режима;
- с резко ограниченными возможностями самостоятельного передвижения;
- с заболеваниями, обострение которых наступает, как правило, в ночное время;
- состояний, требующих строгого соблюдения диетического режима, выполнение которого в условиях поликлиники невозможно.
10. Отбор больных для лечения в дневном стационаре осуществляет участковый педиатр или врач-специалист совместно с заведующим педиатрическим отделением с обоснованием в направлении причины госпитализации. Больничный лист (справка) оформляется врачом, направившим больного на дневной стационар (ДС), продляется врачом дневного стационара (зав. ДС) в установленном порядке.
Больные направляются в ДС вместе с путевкой и историей развития ребенка (ф.112/у) в кабинет зав. ДС в часы, предусмотренные для госпитализации, имея при себе результаты необходимых обследований.
Целесообразно проводить лечение не только основного, но и сопутствующих заболеваний. Курс лечения в среднем составляет 15 дней, больные пребывают в ДС 3-4 часа, осматриваются врачом ежедневно с записями в медицинской карте больного 2-3 раза в неделю и ежедневными коррективами в процедурном листе. Врач следит за динамикой состояния больного, клинической симптоматикой, данными обследований, своевременным выполнением всех назначений, эффективностью лечения.
В ДС используется комплекс лечебных мероприятий, включающих парентеральное и пероральное применение медикаментов, физиотерапевтическое лечение (электро-, светолечение, ингаляции), галотерапию; ЛФК, массаж, лечебно-диагностический комплекс БОС кардиопульмоно-логической и психоэмоциональной разгрузки (табл. 1).
С целью своевременного лабораторно-диагностического обследования, консультаций узких специалистов, отработана система взаимосвязи ДС со всеми структурными подразделениями лечебного объединения. Больным ДС создан режим «наибольшего благоприятствования»: во всех структурных подразделениях они обслуживаются в первую очередь.
11. При ухудшении течения заболевания, необходимости круглосуточного медицинского наблюдения, больной незамедлительно переводится в соответствующее отделение больницы.
12. В дневном стационаре ведется следующая документация:
- журнал приема больных и отказа в госпитализации (ф. 001/у);
- карта больного дневного стационара (ф. 003-2/у-88), в которой отмечаются все назначения, обследования, выполненные процедуры;
- журнал отпуска процедур ведется в процедурном кабинете.
Медсестра регистрирует вновь поступивших больных, знакомит их с распорядком работы ДС, выполняет все назначения, проводит забор клинико-биохимических анализов.
13. ДС пользуется в своей работе всеми консультативными и лечебно-диагностическими службами, имеющимися не только в поликлинике, но во всем лечебном объединении.
14. Отчет о деятельности ДС представляется в установленные сроки в установленном порядке.
15. При выписке больного из ДС все сведения с необходимыми рекомендациями передаются врачу, направившему больного на лечение.
16. Контроль за деятельностью дневного стационара осуществляет руководитель лечебно-профилактического учреждения и (или) клинико-экспертная комиссия лечебно-профилактического учреждения.
17. Финансирование дневного стационара осуществляется за счет средств бюджета соответствующего уровня, выделяемых лечебно-профилактическому учреждению, а также из средств обязательного медицинского страхования и иных источников в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
18. Организация и ликвидация дневного стационара осуществляется по решению руководителя лечебно-профилактического учреждения по согласованию с соответствующим органом управления здравоохранения.
Таблица 1.
Алгоритм направления и объем лечения в дневном стационаре.
Нозологическая форма
| Время направления
| Объем помощи
| Кратность лечения в течение года
| |
Простой бронхит
| 7-8 сутки от начала заболевания
| - ЛФК, - аэроионотерапия, - общеукрепляющая терапия (витамины), - ингаляции | 1 раз в год
| |
Обструктивный бронхит
| 7-8 сутки от начала заболевания
| -ЛФК, - массаж, - аэроионотерапия, - галотерапия, -БОС, - общеукрепляющая терапия (витамины), - ингаляции | 2 раза в год
| |
Рецидивирующий обструктивный бронхит | 7-8 сутки от начала заболевания
| -ЛФК, - массаж, - аэроионотерапия, - галотерапия, -БОС, - общеукрепляющая терапия (витамины), -ингаляции | 2 раза в год
| |
Бронхиолит, облитерирующий бронхиолит | После выписки из стационара
| -ЛФК, - массаж, - аэроионотерапия, -БОС, - общеукрепляющая терапия (витамины)
| 2 раза в год
| |
Бронхиальная астма легкая или среднетя-желая
| Период клинической или медикаментозной ремиссии | -ЛФК, - массаж, - галотерапия, -БОС, - общеукрепляющая терапия (витамины)
| 2 раза в год
| |
Острая пневмония, Часто и длительно болеющие дети | 12-14 день от начала заболевания | -ЛФК, - дыхательная гимнастика, - массаж, - аэроионотерапия, - галотерапия.
| 1 раза в год
|
Рекомендуемые мероприятия после выписки из дневного стационара:
1. Закаливание.
2. Массаж 2 раза в год.
3. Лабораторный контроль не реже 1 раза в 3 мес.
4. Для больных с бронхиальной астмой:
пикфлоуметрия - ежедневно с ведением дневника самоконтроля;
исследование функции внешнего дыхания - ежеквартально в период ремиссии;
иммуно-аллергологическое обследование: общий и специфические IgE- 1 раз в год; кровь на иммунный статус - 1 раз в год; кровь на хламидии и микоплазмы - 1 раз в год.
наблюдение в Респираторно-образовательном центре.
5. Осмотр ЛОР-врача, стоматолога - 2 раза в год.
6. Профилактические прививки - согласно календаря профилактических прививок, при необходимости - индивидуальный график вакцинаций.
Приложения кПорядкуоказания педиатрической помощи, утвержденномуприказомМинистерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 апреля 2012 г. № 366н
- Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации
- Порядок оказания педиатрической помощи
- Правила организации деятельности кабинета врача-педиатра участкового
- Рекомендуемые штатные нормативы медицинского персонала кабинета врача-педиатра участкового
- Стандарт оснащения кабинета врача-педиатра участкового
- Правила организации деятельности детской поликлиники (отделения)
- Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и иного персонала детской поликлиники (отделения)
- Стандарт оснащения детской поликлиники (отделения)
- 1. Кабинет здорового ребенка детской поликлиники (отделения)
- Разделы работы участкового педиатра:
- Дети, подлежащие обязательной консультации заведующего педиатрическим отделением:
- Основная медицинская документация в поликлинике (амбулатории).
- Примерная схема годового отчета участкового врача:
- Тема 2. Экспертиза временной нетрудоспособности в педиатрической практике. Биоэтика в педиатрии.
- Форма №095/у, справка о временной нетрудоспособности
- Освобождение от физкультуры
- Медицинская справка в бассейн (справка формы 1)
- Заключение клинико-экспертной комиссии (кэк)
- Академический отпуск
- Форма №027/у, выписной эпикриз, медицинская выписка из истории болезни амбулаторная и/или стационарная (из поликлиники и/или из больницы)
- Персона врача
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Организация работы детской поликлиники.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 3. Оценка факторов, определяющих здоровье.
- Тема 4. Оценка физического развития
- Общий порядок (алгоритм) определения физического развития (фр):
- 2.Определение биологического возраста ребенка по зубной формуле (до 8 лет) и по уровню полового развития (с 10 лет).
- 3.Освоение практических умений
- 4.Перечень тем рефератов для студентов
- Тема 5. Оценка нервно-психического развития детей 1-4 года жизни.
- 1.Оценить нервно-психическое развитие ребенка:
- 2.Освоение практических умений:
- Тема 6. Оценка функционального состояния и резистентности. Хронические заболевания и пороки развития, как критерии, характеризующие здоровье.
- 1. Преобладающее эмоциональное состояние:
- Тема 7.Суммарная оценка критериев здоровья. Группы здоровья.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Основы формирования здоровья детей.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 8. Организация лечебно-профилактической помощи новорожденным в условиях поликлиники.
- Дородовый врачебный патронаж
- Социальный анамнез
- Генеалогический анамнез Заключение по генеалогическому анамнезу
- Биологический анамнез
- Заключение по антенатальному анамнезу: (подчеркнуть)
- Общее заключение по дородовому патронажу
- Рекомендации
- Листок первичного врачебно-сестринского патронажа новорожденного
- Тема 9. Диспансерный метод в работе педиатра. Диспансерное наблюдение здоровых детей от рождения до 18 лет.
- Диспансерное наблюдение за ребенком на первом году жизни
- Раздел 1. Перечень исследований при проведении профилактических медицинских осмотров
- 2.Понимание студентом полученных знаний по теме занятия:
- Тема 10. Принципы диспансеризации детей с хроническими заболеваниями.
- Тема 11. Задачи и работа врача отделения организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях (дшо).
- Раздел 2. Перечень исследований при проведении предварительных медицинских осмотров
- Подготовка детей к поступлению в школу.
- Раздел 2. Перечень исследований при проведении
- Раздел 1. Перечень исследований при проведении
- Приложения основная медицинская документация в дду и школе.
- Факторы, определяющие готовность детей к обучению в школе, следующие:
- Тема 12.Реабилитация детей, общие принципы организации и частные вопросы.
- Организация санаторно-курортной помощи детям.
- Стационарзамещающие технологии в современной педиатрии.
- Штаты дневного стационара детской поликлиники:
- Дневной стационар детской поликлиники (оснащение)
- Задача №1
- Задача №2
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Профилактическая работа участкового врача.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 13.Специфическая и неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний в условиях первичного звена.
- Национальный календарь профилактических прививок
- Тема 14. Диагностика, лечение и профилактика воздушно-капельных инфекций на педиатрическом участке.
- Тема 15. Лечение и профилактика острых респираторно - вирусных инфекций у детей.
- Клиническая классификация орз (в.Ф.Учайкин, 1999)
- Общие положения о лечении орви
- Алгоритм (протокол) лечения орз у детей
- 3.Дифференциальная диагностика острой пневмонии – с бронхитами, бронхиолитами, респираторными аллергозами, нарушениями проходимости дыхательных путей, туберкулезом.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Противоэпидемическая работа участкового врача:
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 16. Основные методы неотложной терапии на догоспитальном этапе.
- Первичная сердечно-легочная реанимация у детей
- Тема 17. Диагностика, первичная врачебная помощь, тактика педиатра при ургентных состояниях.
- Лихорадка и гипертермический синдром
- Судорожный синдром
- Острый стенозирующий ларинготрахеит
- 3.При I степени стеноза:
- 4.При нарастании явлений стеноза (I-II степень, II-III степени):
- 5. При III-IV степени стеноза:
- Задача №1
- Задача №2
- В. 1.Инвагинация кишечника.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Неотложная терапия на догоспитальном этапе.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 18. Проведение промежуточного контроля знаний и умений студентов по дисциплине «поликлиническая педиатрия».
- Критерии допуска студента к курсовому зачету:
- Примеры заданий курсового зачета по поликлинической педиатрии.
- Критерии оценки студента на практическом занятии и по результатам самостоятельной работы
- Методические указания для самостоятельной работы студентов
- I. Требования к составлению реферата
- II. Требования к проведению лекции
- III. Основные требования к оформлению и выпуску типового санитарного бюллетеня
- IV.Работа в фокус-группах по выбранной теме
- V.Санитарно- просветительная работа в учреждениях образования (по теме реферата)