Пояснительная записка.
Профессиональный уровень теоретической и практической подготовки специалистов в области анестезиологии и реаниматологии в нашей стране не в полной мере соответствует современным требованиям. В России существует несколько вариантов подготовки. Для выпускников медицинских ВУЗов возможна первичная специализация в клинческой интернатуре (1 год), либо в клинической ординатуре (2 года). Такая подготовка проводится как на базе кафедр ВУЗов, так и на базе городских больниц. При этом обучение на базе городских больниц ориентировано в первую очередь на приобретение практических навыков и не подразумевает, как правило, базисной теоретической подготовки, знаний по клинической патофизиологии и клинической фармакологии. Однако, в нашей стране практикуется и специализации анестезиологов-реаниматологов за более короткий срок
(4--5 месяцев?!). Такой практики в настоящее время нет ни в одной стране мира. Продолжительность обучения в разных странах сегодня составляет: 6 лет - в Германии, 5 лет - в Англии, 4 года в - США и Швейцарии. Даже в Непале анестезиологов-реаниматологов обучают не менее одного года. Помимо 5-месячной первичной специализации, достаточно распространена практика подготовки на рабочем месте, которая может составлять всего лишь 1-2 месяца. Такое положение обусловило поиск новых путей преподавания анестезиологии-реаниматологии, являющейся мультидисциплинарной специальностью. Среди медицинских работников в России анестезиологи-реаниматологи по количеству занимают 5-е место (после педиаторов, терапевтов, акушеров-гинекологов и хирургов).
Наиболее современной и оригинальной, является программа непрерывной трехлетней подготовки, разработанная сотрудниками кафедры анестезиологии и реаниматологии ФППО ММА им И.М. Сеченова (академик РАМН А.А.Бунятян, профессор А.В.Мещеряков, профессор М.А.Выжигина).
В основу создания стандарта приняты рекомендации Европейской Академии анестезиологии и Американской Ассоциации анестезиологов, Институтов анестезиологии городов Бонна (ФРГ; директор Института профессор Штоекель) и Берна (Швейцария; директор Института профессор Томсон), рекомендации кафедры анестезиологии и реаниматологии Академии последипломного профессионального образования Москвы (зав. кафедрой профессор И.В. Молчанов), а также личный опыт авторов.
Анализ предыдущего опыта преподавания анестезиологии-реаниматологии в нашей стране и за рубежом позволяет сформулировать основные позиции этого процесса. Непрерывное последипломное профессиональное образование предусматривает две ступени учебного процесса (рис.1). На сегодняшний день первичная специализация как первая ступень профессиональной подготовки имеет форму двухлетней клинической ординатуры. Исключение составляет возможность увеличения срока подготовки в клинической ординатуре отдельным учащимся на основе решения Учёного Совета ВУЗа (приказ МЗ РФ). Однако, анестезиология-реаниматология на пороге следующего столетия является столь проставата информационно - и наукоёмкой специальностью, что длительность первичной специализации не может быть ограничена двумя годами. Согласно рекомендациям Совета по анестезиологии при Союзе врачей-специалистов при Правительстве стран Европейского Содружества, Европейской Академии анестезиологии, Королевского Колледжа Анестезиологов Великобритании продолжительность первичной последипломной профессиональной подготовки должна составлять не менее 5 лет. Личный опыт авторов предлагаемой программы, сотрудников кафедры анестезиологии-реаниматологии ФППО ММА им. И.М.Сеченова, подтверждённый мнением Президиума Федерации анестезиологов-реаниматологов России, отражённым в решениях VIIВсероссийского Съезда анестезиологов-реаниматологов (г. Санкт-Петербург, 2000 г.) свидетельствуют о том, что формирование квалифицированного специалиста анестезиолога-реаниматолога требует в совершенно необходимом порядке постепенного увеличения сроков подготовки в нашей стране до среднего европейского стандарта. Как завершающий этап подготовки молодого специалиста следует иметь в виду возможности последующей 3-х (4-х) – летней аспирантуры. Качество подготовки специалистов зависит также от профессионального уровня учреждения, которому эта подготовка поручена. В настоящее время существуют 2 формы подготовки в клинической ординатуре: на базе клинических больниц и на базе кафедр высших учебных заведений. Анализ опыта свидетельствует о том, что уровень подготовки анестезиологов-реаниматологов на кафедрах ВУЗов существенно выше, чем при обучении на базе клинических больниц. Это совершенно закономерное явление объясняется тем, что на кафедрах обучением занимаются профессиональные преподаватели, имеющие подготовку как педагогическую, так и строго профессиональную – как клиническую, так и теоретическую. С этой точки зрения представляется важным в перспективе обучение по специальности «анестезиология и реаниматология» передать полностью в ведение специальных факультетов и кафедр ВУЗов, работающих на базах научно-исследовательских институтов и крупных клинических стационаров, отказавшись от неоправдывающей себя практики подготовки силами отделений анестезиологии-реаниматологии городских больниц.
Вторая ступень подготовки анестезиологов-реаниматологов представляет собой систему постоянного повышения профессионального уровня на фоне бурно развивающейся специальности. На сегодняшний день эта система предусматривает обязательное посещение курсов повышения квалификации 1 раз в течение 5 лет. В зависимости от стажа и уровня подготовки врача ему предоставлена возможность использования обучения на курсах общего усовершенствования (4 - 5 месяцев), тематического усовершенствования (1-2 месяца), аттестационных и аттестационно-сертификационных циклах (1-2 месяца). Во всех зарубежных клиниках и университетах является обязательным прохождение переподготовки (повышения квалификации) ежегодно. В этом качестве учитывается не только посещение специальных курсов, но и заседаний симпозиумов, съездов и конгрессов по специальности, прослушивание серии освежающих лекций, а также чтение лекций самим специалистом. Мы полагаем этот опыт очень полезным и считаем целесообразным рекомендовать его к утверждению в составе требований к профессиональному реноме специалиста анестезиолога-реаниматолога.
- «Ярославская государственная медицинская академия
- Содержание учебно-методического комплекса
- Министерство здравоохранения Российской Федерации
- Оглавление
- Введение
- Пояснительная записка.
- Непрерывное последипломное профессиональное образование по специальности «анестезиология-реаниматология»
- Консультирование
- Повышение_квалификации и_подготовка кадров
- Врач анестезиолог-реаниматолог Первая квалификационная категория
- Социальная гигиена и организация здравоохранения
- По специальности
- Консультирование
- Повышение квалификации и подготовка кадров
- Врач анестезиолог-реаниматолог Вторая квалификационная категория
- Социальная гигиена и организация здравоохранения
- По специальности
- Перечень практических навыков по специальности анестезиология-реаниматология
- Методические рекомендации по преподаванию специальности анестезиология-реаниматология
- 2. Сроки освоения программ послевузовской профессиональной подготовки.
- Пластическая хирургия
- Практические навыки
- Эволюционный формуляр
- Учебная программа
- Фармакология
- Анатомия
- Биохимия
- Математика
- Классификация, рестриктивные нейрологические
- Сердечно-сосудистая система
- Премедикация
- Микроклимат операционной
- Обеспечение проходимости дыхательных путей
- Приобретенные пороки сердца и гипертрофическая кардиомиопатия
- Оценка функции почек
- Реанимация и интенсивная терапия
- Принципы лечения кровотечения в послеоперационном периоде.
- Государственного стандарта послевузовской
- Профессиональной подготовки специалистов с
- Высшим медицинским образованием
- 2. Предшествующим уровнем образования для послевузовской
- 3. Общие требования к стандартам послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием.
- 4. Требования к обязательному минимуму содержания стандартов послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием.***
- 9. Требования к уровню профессиональной подготовленности
- 10.Требования к государственной итоговой аттестации.
- 1. Общие положения.
- 2. Структура, состав и содержание умк.
- 3. Порядок рассмотрения и утверждения умк.
- Положение
- Текущий и рубежный контроль учебных достижений
- Промежуточная аттестация
- Положение о клинической ординатуре в ярославской государственной медицинской академии Ярославль – 2008
- I. Общая часть
- II. Организация обучения в ординатуре
- III. Права и обязанности врачей ординаторов
- IV. Целевая клиническая ординатура
- Учебный план послевузовской профессиональной подготовки специалистов в клинической ординатуре по специальности "Анестезиология и реаниматология"
- Учебно-тематический план послевузовской профессиональной подготовки в клинической ординатуре по специальности "Анестезиология и реаниматология
- Учебный план послевузовской профессиональной трехлетней подготовки специалистов в клинической ординатуре (первичная специализация) по специальности "Анестезиология и реаниматология"
- Ярославская государственная медицинская академия
- Учебно-методическая карта дисциплины
- Модульная карта дисциплины
- Модуль № 1 «Анестезиология и реаниматология в абдоминальной хирургии»
- Модуль № 2 «Анестезиология и реаниматология в сосудистой и пластической хирургии»
- Модуль № 3 «Анестезиология и реаниматология в акушерстве и гинекологии»
- Модуль № 4 «Анестезиология и реаниматология в торакальной и кардиохирургии»
- Модуль № 5 «Анестезиология и реаниматология в травматологии и ортопедии»
- Модуль № 6 «Анестезиология и реаниматология в педиатрии и неонатологии»
- Модуль № 7 «Анестезиология и реаниматология в хирургии головы и шеи»
- Модуль № 8 «Анестезиология и реаниматология в эндоскопической хирургии и урологии»
- Модуль № 9 «Интенсивная терапия критических состояний (общая реаниматология)»
- Модуль № 10 «Анестезиология и реаниматология в условиях центральной районной больницы (практика)»
- А. Предаттестационные баллы
- Б. Аттестационные баллы
- В. Дополнительные баллы
- Положение об итоговой аттестации клинических ординаторов.
- Кафедра анестезиологии и реаниматологии с курсом фпдо
- Фамилия Имя Отчество _____________________________________
- Задано вопросов ________ Всего утверждений ________Дано ответов _______
- % Правильных _____________ % эффективности __________ % результ. _________
- Экзамен по практическим навыкам
- Устное собеседование
- Список литературы для клинических ординаторов и врачей
- Периодические издания
- Учебные пособия
- Федерального агентства по здравоохранению
- Введение
- Анатомо-физиологические особенности организма ребенка с точки зрения анестезиолога
- Сосудистый доступ
- Особенности инфузионной терапии
- Новорожденные:
- Обеспечение проходимости дыхательных путей и интраоперационная ивл
- Внутренний диаметр (мм)
- Клиническая фармакология
- Проведение анестезии
- Ларингоспазм
- Постинтубационный круп
- Профилактика гипотермии
- Анестезия при отдельных заболеваниях
- Послеоперационное обезболивание
- Список литературы
- Федерального агентства по здравоохранению
- Ярославль, 2006
- Оглавление
- Введение
- Виды нарушений при оказании медицинской помощи.
- 2. Основы законодательства Российской Федерации в здравоохранении.
- Основы законодательства Российской Федерации при оказании анестезиологической и реаниматологической помощи населению
- Гражданская ответственность за профессиональные правонарушения
- Возмещение морального вреда
- Практика привлечения к ответственности
- Правонарушения
- 6. Приложения Приложение 1 Заявление об информированном согласии на операцию в условиях общей анестезии
- Я, пациент (законный представитель),_____________
- Обоснование медицинского вмешательства без согласия нациента
- Подписи членов консилиума или дежурного (лечащего) врача __________________________________________________________
- Приложение 3 Заявление об информированном отказе от операции и анестезии
- Я, пациент (законный представитель),_________________
- Отказывается от __________________________________________
- Зам. Главного врача _________________________________
- 7. Список законодательных и нормативно-правовых актов, использованных в учебном пособии
- 8. Список литературы
- Федерального агентства по здравоохранению
- «Ярославская государственная
- Оглавление
- Введение
- Диагностика
- Алгоритм реанимационных мероприятий
- В: искусственная вентиляция легких
- Особые ситуации
- 2. Гипотермия
- Электромеханическая диссоциация
- Осложнения слр
- Показания для прекращения реанимации
- Приложение:
- Сердечно-легочная реанимация специализированной бригадой
- (Стандарт действий)
- Военно-медицинская академия Санкт-Петербург
- «Ярославская государственная
- Оглавление
- Введение
- Принципы классификации отравлений
- Общая характеристика токсического действия ядов на организм
- Клинические синдромы острых отравлений
- 2. Токсическое поражение сердечно-сосудистой системы.
- 3. Токсическое поражение дыхательной системы.
- Общие принципы диагностики острых отравлений
- Формулировка диагноза острых отравлений
- Детоксикация организма при острых отравлениях
- 1. Сорбционные:
- 2. Диализные и фильтрационные:
- 3. Аферетические:
- 4. Физио и химиогемотерапия при сочетанном применении.
- 1. Магнитная гемотерапия.
- 3. Лазерная гемотерапия
- Список литературы
- Федерального агентства по здравоохранению
- Оглавление
- Введение Актуальность проблемы
- Определения основных понятий
- Предоперационная оценка, подготовка и анестезия у больного с травмой Оценка состояния пациента
- Защита дыхательных путей
- Мониторинг пациентов с травмами
- Инфузионная терапия
- Премедикация, индукция и поддержание анестезии
- Алгоритм работы анестезиолога-реаниматолога при поступлении больного с травмой
- Анестезия при операциях на стопе и кисти
- Анестезия при травматических повреждениях костей таза
- Анестезия при травмах органов живота
- Анестезия при травме позвоночника и спинного мозга
- Анестезия при ожоговой травме
- Анестезия при тотальном эндопротезировании тазобедренного сустава
- Анестезия при операциях по поводу переломов проксимального конца бедренной кости
- Анестезия при тотальном эндопротезировании коленного сустава
- Анестезия при артроскопических операциях
- Федерального агентства по здравоохранению
- Оглавление
- 1. Введение
- 1.1. Актуальность проблемы
- 1.2. Определения основных понятий
- 1.3. Последствия нутритивной (белково-энергетической) недостаточности
- 1.4. Цели, принципы и результаты нутритивной поддержки
- Основные принципы проведения нутритивной поддержки
- 1.6. Показания к нутритивной поддержке
- 2. Оценка нутритивного статуса
- 2.1. Определения степени и выраженности белково-энергетической недостаточности
- 2.2. Определение энергопотребности
- Дыхательный коэффициент (rq)
- 2.3. Определение потребности в основных нутриентах
- 2.4. Определение потребности в питательных веществах Потребность в белках
- Потребность в углеводах
- Потребность в жирах
- Потребности в основных микронутриентах
- 3. Парентеральное питание
- 3.1. Показания к проведению парентерального питания
- 3.2. Противопоказания к проведению парентерального питания
- 3.3. Классификация компонентов парентерального питания
- I Донаторы пластического материала
- II Донаторы энергии:
- Рекомендуемые дозировки углеводов
- Три поколения жировых эмульсий
- Рекомендуемые дозировки липидов
- Растворы кристаллических аминокислот
- Общие рекомендации по дозировке аминокислот
- 3.6. Правила проведения парентерального питания
- Двух и трехкомпонентные мешки (методика «Все в одном»)
- 3.8. Осложнения парентерального питания
- 4. Энтеральное питание
- 4.1. Эффекты сбалансированного энтерального питания
- 4.2. Абсолютные противопоказания
- 4.3. Точки приложения энтеральной поддержки
- (Назодуоденального) зонда и уход за ним.
- Пути осуществления доступа для энтерального питания
- 4.4. Характеристика сред для энтерального питания
- Стандарт качества современной энтеральной смеси:
- Классификация современных энтеральных смесей
- Варианты энтерального питания:
- 4.6. Пероральное энтеральное питание
- Правила приема гиперкалорических энтеральных диет:
- Показания к применению пероральных диет в хирургии
- Основные эффекты гиперкалорической пероральной нутритивной терапии
- 4.7. Зондовое энтеральное питание
- 4.8. Осложнения энтерального питания и их профилактика
- 1.Механические
- 2. Желудочно- кишечные (неаспирационные)
- 4.9. Синдром кишечной недостаточности при критических состояниях и принципы его коррекции
- 5. Система стандартных лечебных диет
- Система стандартных диет
- Характеристика и состав стандартных диет
- 6. Специализированные продукты питания
- 7. Оценка эффективности нутритивной поддержки
- 9. Алгоритм нутритивной поддержки
- 1 Этап - стартовая терапия:
- Нутритивной поддержки
- Шаг 5. Нутритивная поддержка не проводится в следующих случаях:
- 10. Фармакоэкономическое
- 11. Список литературы
- Квалификационный экзамен Раздел «Фундаментальные основы специальности»
- Квалификационный экзамен Раздел «Фундаментальные основы специальности»
- Квалификационный экзамен Раздел «Фундаментальные основы специальности»
- Квалификационный экзамен Раздел «Фундаментальные основы специальности»
- Квалификационный экзамен Раздел «Фундаментальные основы специальности»
- Квалификационный экзамен Раздел «Фундаментальные основы специальности»
- Квалификационный экзамен Раздел «Фундаментальные основы специальности»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая анестезиология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая анестезиология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая анестезиология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая анестезиология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая анестезиология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая анестезиология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая анестезиология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая реаниматология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая реаниматология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая реаниматология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая реаниматология»
- "Клинические случаи в анестеЗиологии"
- Рид а.П., Каплан Дж.А.
- Перевод с английского –м. Медицина, 1995 г.
- Ситуационные задачи.
- Тестовые задания порубежного контроля
- 1. Социальная гигиена является наукой, изучающей
- Раздел 12
- Раздел 13
- Раздел 14
- Раздел 16
- Раздел 20
- Раздел 24
- Раздел 12 АнестезиЯ, реанимациЯ и интенсивнаЯ терапиЯ в нейрохирургии и патологии нервной системы
- Раздел 13 АнестезиЯ и интенсивнаЯ терапиЯ при заболеваниЯх эндокринной системы
- Раздел 14
- АнестезиЯ и интенсивнаЯ терапиЯ
- При операциЯх у больных
- С сопутствующими заболеваниЯми
- Раздел 16 АнестезиЯ, интенсивнаЯ терапиЯ и реанимациЯ в акушерстве и гинекологии
- Раздел 20 РеанимациЯ и интенсивнаЯ терапиЯ у детей
- Раздел 24 Основы радиационной медицины
- Образцы тестовых вопросов прИведены
- Вопросы к контрольно – семинарским занятиям «Анестезия в плановой абдоминальной хирургии»
- «Анестезия в экстренной абдоминальной хирургии»
- «Наркозно – дыхательная аппаратура»
- Особенности анестезии при сопутствующем сахарном диабете
- «Анестезия при эндоскопических операциях. Амбулаторная анестезия. Анестезия в стоматологии и оториноларингологии»
- «Ит в послеоперационном периоде»
- «Искусственная вентиляция легких в реаниматологии»
- «Острые отравления и методы детоксикации»
- «Осложнения катетеризации центральных вен.»
- «Плановая анестезиология»
- «Экстренная анестезиология»
- «Методы реаниматологии».
- «Интенсивная терапия»