logo search
Трезвый образ жизни- книга Н

Семья в православной культуре

Согласно толковому словарю В. И. Даля, «семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе; родители с детьми; женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью».1

«Основная черта древнерусской праведности – особое, чисто русского склада, целомудрие христианского брака как великого таинства, безусловное послушание воле Божией и безответно-кроткая покорность мужу, которая была мыслима только потому, что женская душа смирялась перед промыслом Божиим и принимала свою судьбу, счастливую или несчастливую, как благой дар свыше.

Единственная жена единственного мужа – вот жизненный идеал православной Руси. Волшебный туман тонкого искусства любви, окутывавший рыцарские замки на Западе, не расстилался над русским теремом. Русская жена верна, тиха, милосердна, кротко-терпелива, всепрощающа.

Другая черта древнерусской женской праведности – особый «чин» вдовства. Вдовство – не случайное несчастье. Благоверные княгини второй раз замуж не выходили (хотя Церковь второй брак не запрещала). Многие вдовы постригались в монахини сейчас же после погребения мужа. Подвиг супружеской жизни увенчивался подвигом иноческим… «В глубине существа своего каждая представительница высшего круга Древней Руси таила в себе инокиню», – так начинается сборник православных рассказов и воспоминаний о русских женщинах.2

В православной культуре верили, что «никто не может лучше научить нравственности, как мать». Но как этому помочь? Надобно прежде подготовить добрых матерей.

Гений и хранитель матушки Руси Константин Петрович Победоносцев, государственный деятель и примерный муж, отец и семьянин считал, что в воспитании отроковиц – будущих жен и матерей – должен преобладать не анализ, а синтез, так как аналитические методы воспитания противоречат природе женщины и пробуждают самоуверенность, гордость, заносчивость, разрушающие личность. И в современной православной литературе пишут о том, что в силу преобладания правополушарного, синтезирующего мышления у женщин, и женское образование должно быть соответствующим. Развитие же левополушарного аналитического мышления рвёт женскую психику на части и убивает веру. А без веры жена, мать – «злоносица».3

Таким образом, ценностями православной семьи являются: супружеская верность, нравственность и чистота, прежде всего, женщины. Традиционный взгляд на воспитание детей подразумевает чёткую дифференциацию по половому признаку с учётом природных врождённых качеств мужчин и женщин.