Дискинезии кишечника
В основе их лежит нарушение моторной функции по гипомоторному типу (атония кишечника) и гипермоторному типу.
Дискинезия толстой кишки является следствием повышенного или пониженного раздражения нервнорецепторного аппарата кишечника, возникающего после перенесенных инфекционных желудочно-кишечных заболеваний и нарушения сбалансированного питания. Нарушения моторной функции толстой кишки характеризуются усилением и увеличением продолжительности ее тонических сокращений (спазм), сопровождающихся замедлением опорожнения содержимого кишки или атонией кишечника. Гипермоторный тип дискинезии кишечника характеризуется кишечными коликами (приступы болей в животе) вследствие спазма стенки кишечника.
Дискинетический синдром может проявляться болями, нарушениями стула (поносы или запоры), при атонической форме самостоятельного стула может не быть в течение 1—2 недель. Могут также отмечаться метеоризм, распирание, урчание в животе, общая слабость и быстрая утомляемость.
В целях лечения и реабилитации больных с заболеваниями кишечника существенное место занимает ЛФК, массаж и физиотерапевтические процедуры, направленные на активизацию крово- и лимфообращения в брюшной области, улучшение моторной функции кишечника, нормализацию нейро-гуморальной регуляции пищеварительной системы, поднятие тонуса и общее оздоровление организма. При атонии кишечника необходимо последовательно проводимое усиление тонуса кишечной мускулатуры в сочетании с упражнениями в расслаблении и дыхательными упражнениями в целях усиления перистальтики кишечника. Использование одних только активных упражнений может привести к угнетению перистальтики. Важна также смена исходных положений, из которых выполняются общеразвивающие упражнения, последовательное повышение нагрузки на брюшной пресс.
При гипермоторном типе дискинезии занятия необходимо начинать с расслабляющего массажа, вначале с сегментарного (сегменты Д6—Д9 справа и Д10—Дп слева), затем — передней брюшной стенки легкими кругообразными вибрационными поглаживаниями. Затем переходят к физическим упражнениям, ограничивая упражнения для мышц брюшного пресса и нижних конечностей. Исходное положение — преимущественно лежа на спине с согнутыми ногами, стоя на четвереньках, полулежа с опущенными ногами. Темп выполнения упражнений медленный, затем средний. Обязательны паузы для отдыха (заполняемые дыхательными упражнениями и упражнениями в релаксации мышц). По мере устранения спастики занятия активизируются, используются упражнения с предметами, различные передвижения, малоподвижные игры.
Из физиотерапевтических процедур широко назначают минеральные воды ректально в виде кишечных орошений и сифонных промываний кишечника, применяют также субакваль-ные ванны. Рекомендуются также ванны: радоновые, хвойные, минеральные температурой 36—37°С. При лечении спа стических колитов используются аппликации парафина и озокерита на область живота — 25—30 мин, на курс лечения — 10—12 процедур через день.
- 1.2. Цели и задачи преподавания дисциплины.
- 1.3. Краткая характеристика дисциплины, ее место в учебном процессе.
- 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплин.
- 2.1. Форма контроля.
- 2.2. Критерии оценки качества знаний студентов.
- 3. Объем дисциплины и виды учебной работы.
- 4. Содержание дисциплины
- 4.1. Тематический план
- 4.2. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных (30 часов), лабораторных (60 часа), самостоятельная работа (102 часов)
- Раздел 1. Средства и методы физической реабилитации при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
- Тема 1. Физическая реабилитация при атеросклерозе и ишемической болезни сердца.
- Лекция №1 Физическая реабилитация при атеросклерозе
- Физическая реабилитацияпри ишемической болезни сердца
- Определение толерантности к физической нагрузке (тфн) и функционального класса больного ибс
- Методика физической реабилитации больных ибс на санаторном этапе
- Лабораторная работа №1
- Самостоятельная работа
- Тема 2. Физическая реабилитация при инфаркте миокарда.
- Лекция №2 физическая реабилитация при инфаркте миокарда
- Санаторный этап реабилитации больных
- Диспансерно-поликлинический этап реабилитации больных
- Лабораторная работа №2
- Лабораторная работа №3
- Самостоятельная работа
- Тема 3. Физическая реабилитация при гипертонической болезни, гипотонической болезни и нейроциркулярной дистонии.
- Лекция №3 физическая реабилитация при гипертонической болезни (гб)
- Понятие о гипотонической болезни
- Понятие о нейроциркулярной дистонии (нцд)
- Лабораторная работа №4
- Лабораторная работа №5
- Самостоятельная работа
- Раздел 2. Средства и методы физической реабилитации при заболеваниях дыхательной системы.
- Тема 1. Физическая реабилитация при бронхиальной астме.
- Лекция №4 физическая реабилитация при бронхиальной астме
- Клинико-физиологическое обоснование применения средств физической реабилитации
- Средства физической реабилитации
- Лабораторная работа №6
- Самостоятельная работа
- Тема 2. Физическая реабилитация при эмфиземе легких.
- Лабораторная работа №7
- Самостоятельная работа
- Тема 3. Физическая реабилитация при бронхите и бронхоэктатической болезни.
- Лабораторная работа №8
- Самостоятельная работа
- Тема 4. Физическая реабилитация при пневмонии, плевритах, пневмосклерозе.
- Лекция №5 физическая реабилитация при пневмонии
- Физическая реабилитация при плевритах
- Физическая реабилитация при пневмосклерозе
- Лабораторная работа №9
- Лабораторная работа №10
- Самостоятельная работа
- IX семестр
- Раздел 3. Средства и методы физической реабилитации при заболеваниях органов пищеварения.
- Тема 1. Физическая реабилитация при гастритах, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.
- Лекция №1
- Физическая реабилитация при гастритах
- Физическая реабилитация при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки
- Лабораторная работа №1
- Лабораторная работа №2
- Самостоятельная работа
- Тема 2. Физическая реабилитация при дисфункциях кишечника и желчевыводящих путей, энтероколитах и опущениях органов брюшной полости.
- Лекция №2 Воспалительные заболевания
- Дискинезии кишечника
- Дискинезии желчевыводящих путей
- Физическая реабилитация при опущении органов брюшной полости
- Лабораторная работа №3
- Лабораторная работа №4
- Самостоятельная работа
- Тема 3. Физическая реабилитация при расстройствах обмена веществ.
- Лабораторная работа №5
- Самостоятельная работа
- Раздел 4. Средства и методы физической реабилитации при заболеваниях нервной системы.
- Тема 1. Физическая реабилитация при травматической болезни спинного мозга (тбсм).
- Лекция №3 Физическая реабилитация до 12 месяцев
- Принципы реабилитации в позднем периоде тбсм
- Методика физической реабилитации в позднем периоде тбсм
- Лабораторная работа №6
- Лабораторная работа №7
- Самостоятельная работа
- Тема 2. Физическая реабилитация при остеохондрозе позвоночника.
- Лекция №4 физическая реабилитация при остеохондрозе позвоночника
- Лабораторная работа №8
- Лабораторная работа №9
- Самостоятельная работа
- Тема 3. Игры для больных при заболеваниях и повреждениях нервной системы.
- Лекция №5
- Лабораторная работа №10
- Самостоятельная работа
- X семестр
- Раздел 5. Средства и методы физической реабилитации в период беременности, в родах и послеродовый период.
- Тема 1. Особенности физической реабилитации в период беременности.
- Лекция №1
- Гимнастика в период беременности.
- Особенности методик физических упражнений в трех группах беременных женщин (по Поплавскому а.К).
- Основные задачи занятий физическими упражнениями в I триместре:
- Лабораторная работа №1
- Самостоятельная работа
- Тема 2. Физическая реабилитация в родах и послеродовый период.
- Лабораторная работа №2
- Самостоятельная работа
- Раздел 6. Средства и методы физической реабилитации при заболеваниях и повреждениях у детей и подростков.
- Тема 1. Особенности физической реабилитации детей с врожденными аномалиями развития (врожденный вывих бедра, врожденная мышечная кривошея, врожденная косолапость, пупочная грыжа).
- Лекция №2 Врожденный вывих бедра.
- Лабораторная работа №3
- Лабораторная работа №4
- Самостоятельная работа
- Тема 2. Физическая реабилитация при заболеваниях сердечно-сосудистой системы у детей.
- Лекция №3
- Лабораторная работа №5
- Лабораторная работа №6
- Самостоятельная работа
- Тема 3. Физическая реабилитация при заболеваниях органов дыхания у детей.
- Лекция №4
- Частота дыхания у детей разного возраста и у взрослых в покое.
- Лабораторная работа №7
- Самостоятельная работа
- Тема 4. Физическая реабилитация при заболеваниях и повреждениях нервной системы.
- Лабораторная работа №8
- Самостоятельная работа
- Тема 5. Подвижные игры в системе реабилитации детей.
- Лекция №5
- Лабораторная работа №9
- Лабораторная работа №10
- Самостоятельная работа
- 5. Перечень примерных контрольных вопросов к зачетам и экзамену по всему курсу
- 6. Примерная тематика рефератов, контрольных и курсовых работ, выпускных квалификационных работ
- 8. Рекомендуемая литература Основная
- Дополнительная