Рекомендуемая литература
Василенко В. X. Пропедевтика внутренних болезней. — М., 1989, с. 322-355.
Маев И. В. Учебно-методическое пособие по методам исследования больного. — МГМСУ, 1999, с. 34—43.
Струтынский А. В. с соавт. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. – М., 1997, с. 143-191.
Воробьев Л. П., Байкова Д. А. Методы исследования больных с заболеваниями органов пищеварения: Методические указания. — М., 1984, с. 4—16.
Материалы лекций.
Мотивация занятия
Умение правильно расспросить больного, провести его полноценный осмотр, пальпацию, перкуссию позволяет быстро и достоверно сделать вывод об имеющейся у пациента патологии, связанной с поражением паренхимы печени или желчевыводящих путей.
Цель занятия
Научить методам обследования больных с заболеваниями печени и желчевыводящих путей и выявлению основных симптомов заболевания.
Практические навыки
На основании расспроса, осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации студент должен уметь:
Выделить жалобы, характерные для заболеваний печени, желчевыводящих путей.
Определить диагностическое значение общего осмотра больных с заболеваниями печени и желчевыводящих путей.
Определить диагностическое значение осмотра живота.
Проводить перкуссию печени, области желчного пузыря, селезенки и оценивать полученные данные.
Проводить пальпацию живота, печени, желчного пузыря, селезенки и оценивать полученные данные.
Проводить аускультацию над печенью и селезенкой и оценивать результаты.
Необходимая предварительная теоретическая подготовка
Знание анатомии печени, желчевыводящих путей, селезенки, кровоснабжения органов пищеварения, системы портальной вены, порто-кавальных анастомозов (кафедра анатомии).
Знание гистологии печени, селезенки (кафедра гистологии).
Знание физиологии печени, желчевыводящих путей, пищеварения, кроветворения, свертывания крови (кафедра физиологии).
Знание функции печени, обмена пигментов, белков, углеводов, жиров (кафедра биохимии, нормальной физиологии).
Знание патологической анатомии печени и желчевыводящих путей (кафедра патологической анатомии).
Знание патофизиологических механизмов развития заболеваний печени, желчевыводящих путей, синдромов, развивающихся в результате данных заболеваний (кафедра патофизиологии).
Вопросы для контроля исходных знаний
Перечислите жалобы, предъявляемые больными с заболеваниями печени и желчного пузыря.
Перечислите варианты боли, характерной для желчнокаменной болезни, гепатитов, циррозов печени.
Назовите причины увеличения печени и селезенки.
Чем обусловлено желтушное окрашивание кожи? Его диагностическое значение, виды желтух.
Какие причины вызывают кожный зуд при заболеваниях печени и желчевыводящих путей?
Причины кровоточивости при заболеваниях печени.
Чем обусловлена рвота кровью?
Каковы причины увеличения в объеме живота?
Каковы причины лихорадки, слабости, похудания у больных при заболеваниях печени?
На какие данные следует обратить внимание при сборе анамнеза жизни у больных с заболеваниями печени?
Диагностическое значение патологических изменений на коже и слизистых, их виды, механизм возникновения.
Какие признаки, характерные для заболеваний печени, выявляются при осмотре живота?
Каковы причины метеоризма, асцита?
Каковы причины расширения венозной сети на передней брюшной стенке?
СХЕМА ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ ДЕЙСТВИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНЫХ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ПЕЧЕНИ И ЖЕЛЧЕВЫВОДЯЩИХ ПУТЕЙ
- Министерство здравоохранения
- Рекомендуемая литература
- I. Проведите расспрос больного и выявите жалобы,
- II. Соберите анамнез заболевания:
- III. Соберите анамнез жизни у больных
- IV. Проведите общий осмотр больного и выявите:
- V. Проведите осмотр ротовой полости и живота:
- VI. Проведите перкуссию живота:
- VII. Определите свободно перемещающуюся жидкость
- VIII. Проведите поверхностную
- IX. Проведите методическую глубокую скользящую пальпацию живота по методу в. П. Образцова и н. Д. Стражеско:
- Необходимая предварительная теоретическая подготовка
- 1. Выберите метод исследования:
- Методика проведения суточного мониторирования рН
- Оценка рН-метрических данных.
- Исследование кислотообразующей функции желудка фракционным методом с помощью тонкого зонда
- II. Выберите вид стимуляции секреторной функции
- III. Приступите к желудочному зондированию:
- Приступите к I этапу фракционного зондирования - исследованию базальной секреции:
- Измерьте количество желудочного содержимого в разные фазы секреции:
- Оцените полученные результаты у обследуемого больного.
- Кислотности желудочного сока:
- VI. Беззондовые методы исследования
- VIII. Приступите к исследованию
- Рекомендуемая литература
- I. Проведите опрос больного и выявите жалобы:
- II. Соберите анамнез заболевания:
- III. Соберите анамнез жизни:
- IV. Проведите общий осмотр больного:
- V. Проведите обследование органов дыхания:
- VI. Проведите обследование сердечно-сосудистой системы:
- VII. Проведите осмотр полости рта:
- VIII. Проведите осмотр живота, измерьте окружность живота:
- IX. Определение наличия свободной жидкости в брюшной
- X. Проведите поверхностную, ориентировочную пальпацию живота:
- XI. Проведите глубокую пальпацию
- XII. Проведите перкуссию и пальпацию печени.
- XIII. Поставьте предварительный диагноз:
- XIV. Оцените имеющиеся данные дополнительных методов
- XV. Поставьте окончательный диагноз:
- Рекомендуемая литература
- I. Проведите расспрос больного и выявите жалобы:
- II. Соберите анамнез заболевания:
- III. Соберите анамнез жизни:
- IV. Проведите общий осмотр больного и выявите:
- V. Проведите осмотр области живота и выявите
- VI. Проведите определение наличия свободной жидкости в брюшной полости методом флюктуации и методом перкуссии согласно данному методическому пособию (раздел перкуссия и пальпация живота).
- VII. Проведите поверхностную пальпацию живота:
- VIII. Проведите глубокую методическую
- IX. Проведите определение границ абсолютной печеночной тупости:
- X. Определите размеры печени по Курлову:
- XI. Проведите пальпацию печени:
- XII. Проведите пальпацию желчного пузыря:
- XIII. Проведите аускультацию над печенью и желчным пузырем:
- XIV. Проведите определение размеров селезенки:
- XV. Проведите пальпацию селезенки:
- XVI. Проведите аускультацию над областью селезенки:
- Дайте клиническую оценку полученным результатам
- Дайте оценку результатам биохимического исследования желчи:
- 1. Определение билирубина:
- II. Определение функционального состояния печени:
- Проведите исследование ферментов сыворотки крови в диагностике различных заболеваний печени
- Оцените дезинтоксикационную функцию печени:
- Вопросы для контроля исходных знаний
- I. Проведите опрос больного и выявите жалобы:
- II. Соберите анамнез заболевания:
- III. Соберите анамнез жизни:
- IV. Проведите общий осмотр больного:
- V. Проведите обследование сердечно-сосудистой системы:
- VI. Проведите обследование органов дыхания:
- VII. Проведите обследование органов пищеварения:
- VIII. Проведите обследование печени и селезенки:
- IX. Поставьте предварительный диагноз:
- X. Оцените данные лабораторных исследований:
- XI. Оцените данные радиоизотопных методов исследования
- XII. Оцените данные эхографии печени:
- XIII. Оцените результаты:
- I. Пункционной биопсии печени.
- XIV. Поставьте окончательный диагноз:
- Рекомендуемая литература
- Цель занятия
- Вопросы для контроля исходных знаний
- I. Проведите опрос больного и выявите жалобы:
- II. Соберите анамнез заболевания:
- III.Соберите анамнез жизни:
- IV. Проведите общий осмотр больного:
- V. Проведите обследование органов дыхания:
- VI. Проведите обследование сердечно-сосудистой системы:
- VII. Проведите обследование органов пищеварения:
- VIII. Проведите обследование печени и желчного пузыря:
- IX. Поставьте предварительный диагноз:
- X. Оцените данные дополнительных методов исследования:
- XI. Поставьте окончательный диагноз:
- Контрольные задачи
- Диагностика основных синдромов и заболеваний желудочно-кишечного тракта, печени, желчевыводящих путей
- 107564, Москва, ул. Лосиноостровская, 2.