2. Структура, состав и содержание умк.
2.1. УМК состоит из трех структурных компонентов:
нормативных документов;
учебно-методических документов;
материалов, устанавливающих систему средств обучения и контроля учебных достижений студентов.
2.1.1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:
Государственный образовательный стандарт по специальности;
Положение об учебно-методическом комплексе ГОУ ВПО «ЯГМА Росздрава»;
Положение о проведении текущего контроля и промежуточной аттестации студентов ГОУ ВПО «ЯГМА Росздрава»;
Положение о рейтинговой системе оценки достижений студентов ГОУ ВПО «ЯГМА Росздрава» по дисциплине.
2.1.2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ:
примерная учебная программа по дисциплине, рекомендованная ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава»;
рабочая учебная программа дисциплины;
перечень базовой и рекомендуемой литературы;
календарно-тематический план лекций;
тематический план практических занятий;
методические материалы и рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной работы и изучению дисциплины;
методические материалы и рекомендации для преподавателей о средствах и методах обучения, способах учебной деятельности;
программное и методическое обеспечение практики;
перечень практических умений, обязательных для усвоения по дисциплине;
рекомендации по выполнению курсовых, дипломных работ;
прикладные компьютерные разработки по дисциплине и ее разделам;
глоссарий (словарь терминов) по дисциплине.
2.1.3. МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СИСТЕМУ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ:
порядок организации рейтинговой системы оценки учебных достижений студентов;
организационные формы контроля исходного и итогового уровня знаний (контрольные вопросы, тесты успешности, экзаменационные вопросы, ситуационные задачи и др.);
2.2. Требования к содержанию и оформлению РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.2.1. Программа учебной дисциплины - основной рабочий документ преподавателя, определяющий содержание, объем и порядок изучения учебной дисциплины, а также формы (виды) контроля знаний студента по этой дисциплине (промежуточный, текущий, итоговый: реферат, контрольная работа, тест, зачет, экзамен).
2.2.2. К содержанию рабочих программ предъявляются следующие требования:
соответствие программ Государственным образовательным стандартам. Разработчик программ в предъявляемой части содержания вправе выходить за стандарт в пределах, определяемой стандартом учебной нагрузки. В заданиях контрольного типа нельзя выходить за пределы стандарта;
соответствие программ принципам высшего профессионального образования: универсальность и фундаментальность образования;
отражение в программах основных направлений научной, творческой и педагогической деятельности Ярославской государственной медицинской академии;
включение в содержание программы регионально-ориентированно-го материала, способствующего пониманию общенаучных и специальных знаний;
отражение в программах междисциплинарных интегративных связей, обеспечивающих высокое качество профессиональных компетенций будущих специалистов;
соответствие программ общей логике образовательного процесса по годам и семестрам обучения.
2.2.3. Преподаватель вправе творчески использовать различные способы построения программы (линейный, тематический, проблемный, цикло-блочный, модульный и др.)
2.2.4. Рабочая программа должна содержать:
введение, в котором указываются: цели и задачи дисциплины (курса), в том числе имеющие междисциплинарный характер и связанные с задачами воспитания, соотнесенные с общими целями основной образовательной программы;
требования к уровню освоения программы и формы контроля (текущего, промежуточного, итогового);
объем дисциплины (курса) в академических часах;
виды учебной работы;
тематический план дисциплины (курса) с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы);
содержание дисциплины (курса), структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в академических часах;
учебно-методическое обеспечение дисциплины (курса), включая перечень основной и дополнительной литературы;
перечень тем для написания курсовых и дипломных работ (если такая работа предусмотрена) и порядок их оформления;
перечень выносимых на экзамен или зачет вопросов (устных или письменных);
программу Итоговой государственной аттестации;
методические материалы, обеспечивающие возможность самоконтроля и контроля преподавателем результативности изучения дисциплины (тесты, контрольные задания и т.п.);
программное и методическое обеспечение практики;
материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины.
2.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ по изучению дисциплины раскрывают рекомендуемый режим обучения и характер различных видов учебной работы, включая самостоятельную работу и выполнение курсовых работ. Они образуют два блока:
2.3.1. Материалы по организации самостоятельной работы, включающие тематику всех видов семинарских, индивидуальных заданий по разделам и темам; темы контрольных работ и рефератов; методические рекомендации по выполнению лабораторных работ, практических, клинических и семинарских занятий:
рекомендации по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины (курса);
рекомендации по работе с литературой и другими источниками;
разъяснения по работе с тестовыми заданиями по курсу и по выполнению домашних заданий;
2.3.2. Материалы по реализации контроля, включающие:
перечень выносимых на экзамен или зачет вопросов;
экзаменационные билеты, тестовые материалы для промежуточного контроля;
тестовые задания для оценки остаточных знаний;
авторские учебники и методические пособия, разработанные преподавателями ЯГМА.
2.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ должны указывать на средства и методы обучения, основанные на использовании современных достижений науки и инновационных технологий в образовании, способы учебной деятельности, применение которых наиболее эффективно для освоения тех или иных разделов и тем рабочей программы. Они включают в себя:
список учебно-методической литературы, соответствующий рабочей программе дисциплины (в том числе изданных в течение последних трех-пяти лет) в печатном виде;
мультимедиа-пособия;
наглядные пособия;
образцы текста лекций.
2.5. ПРИКЛАДНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ по дисциплине в целом или ее отдельным разделам могут быть представлены в виде:
электронных учебников;
прикладных компьютерных программ, содержащих тесты для оценки знаний студентов, деловые игры и др. материалы для использования при изучении дисциплины;
методических указаний по использованию прикладных компьютерных программ и электронных учебников.
- «Ярославская государственная медицинская академия
- Содержание учебно-методического комплекса
- Министерство здравоохранения Российской Федерации
- Оглавление
- Введение
- Пояснительная записка.
- Непрерывное последипломное профессиональное образование по специальности «анестезиология-реаниматология»
- Консультирование
- Повышение_квалификации и_подготовка кадров
- Врач анестезиолог-реаниматолог Первая квалификационная категория
- Социальная гигиена и организация здравоохранения
- По специальности
- Консультирование
- Повышение квалификации и подготовка кадров
- Врач анестезиолог-реаниматолог Вторая квалификационная категория
- Социальная гигиена и организация здравоохранения
- По специальности
- Перечень практических навыков по специальности анестезиология-реаниматология
- Методические рекомендации по преподаванию специальности анестезиология-реаниматология
- 2. Сроки освоения программ послевузовской профессиональной подготовки.
- Пластическая хирургия
- Практические навыки
- Эволюционный формуляр
- Учебная программа
- Фармакология
- Анатомия
- Биохимия
- Математика
- Классификация, рестриктивные нейрологические
- Сердечно-сосудистая система
- Премедикация
- Микроклимат операционной
- Обеспечение проходимости дыхательных путей
- Приобретенные пороки сердца и гипертрофическая кардиомиопатия
- Оценка функции почек
- Реанимация и интенсивная терапия
- Принципы лечения кровотечения в послеоперационном периоде.
- Государственного стандарта послевузовской
- Профессиональной подготовки специалистов с
- Высшим медицинским образованием
- 2. Предшествующим уровнем образования для послевузовской
- 3. Общие требования к стандартам послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием.
- 4. Требования к обязательному минимуму содержания стандартов послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием.***
- 9. Требования к уровню профессиональной подготовленности
- 10.Требования к государственной итоговой аттестации.
- 1. Общие положения.
- 2. Структура, состав и содержание умк.
- 3. Порядок рассмотрения и утверждения умк.
- Положение
- Текущий и рубежный контроль учебных достижений
- Промежуточная аттестация
- Положение о клинической ординатуре в ярославской государственной медицинской академии Ярославль – 2008
- I. Общая часть
- II. Организация обучения в ординатуре
- III. Права и обязанности врачей ординаторов
- IV. Целевая клиническая ординатура
- Учебный план послевузовской профессиональной подготовки специалистов в клинической ординатуре по специальности "Анестезиология и реаниматология"
- Учебно-тематический план послевузовской профессиональной подготовки в клинической ординатуре по специальности "Анестезиология и реаниматология
- Учебный план послевузовской профессиональной трехлетней подготовки специалистов в клинической ординатуре (первичная специализация) по специальности "Анестезиология и реаниматология"
- Ярославская государственная медицинская академия
- Учебно-методическая карта дисциплины
- Модульная карта дисциплины
- Модуль № 1 «Анестезиология и реаниматология в абдоминальной хирургии»
- Модуль № 2 «Анестезиология и реаниматология в сосудистой и пластической хирургии»
- Модуль № 3 «Анестезиология и реаниматология в акушерстве и гинекологии»
- Модуль № 4 «Анестезиология и реаниматология в торакальной и кардиохирургии»
- Модуль № 5 «Анестезиология и реаниматология в травматологии и ортопедии»
- Модуль № 6 «Анестезиология и реаниматология в педиатрии и неонатологии»
- Модуль № 7 «Анестезиология и реаниматология в хирургии головы и шеи»
- Модуль № 8 «Анестезиология и реаниматология в эндоскопической хирургии и урологии»
- Модуль № 9 «Интенсивная терапия критических состояний (общая реаниматология)»
- Модуль № 10 «Анестезиология и реаниматология в условиях центральной районной больницы (практика)»
- А. Предаттестационные баллы
- Б. Аттестационные баллы
- В. Дополнительные баллы
- Положение об итоговой аттестации клинических ординаторов.
- Кафедра анестезиологии и реаниматологии с курсом фпдо
- Фамилия Имя Отчество _____________________________________
- Задано вопросов ________ Всего утверждений ________Дано ответов _______
- % Правильных _____________ % эффективности __________ % результ. _________
- Экзамен по практическим навыкам
- Устное собеседование
- Список литературы для клинических ординаторов и врачей
- Периодические издания
- Учебные пособия
- Федерального агентства по здравоохранению
- Введение
- Анатомо-физиологические особенности организма ребенка с точки зрения анестезиолога
- Сосудистый доступ
- Особенности инфузионной терапии
- Новорожденные:
- Обеспечение проходимости дыхательных путей и интраоперационная ивл
- Внутренний диаметр (мм)
- Клиническая фармакология
- Проведение анестезии
- Ларингоспазм
- Постинтубационный круп
- Профилактика гипотермии
- Анестезия при отдельных заболеваниях
- Послеоперационное обезболивание
- Список литературы
- Федерального агентства по здравоохранению
- Ярославль, 2006
- Оглавление
- Введение
- Виды нарушений при оказании медицинской помощи.
- 2. Основы законодательства Российской Федерации в здравоохранении.
- Основы законодательства Российской Федерации при оказании анестезиологической и реаниматологической помощи населению
- Гражданская ответственность за профессиональные правонарушения
- Возмещение морального вреда
- Практика привлечения к ответственности
- Правонарушения
- 6. Приложения Приложение 1 Заявление об информированном согласии на операцию в условиях общей анестезии
- Я, пациент (законный представитель),_____________
- Обоснование медицинского вмешательства без согласия нациента
- Подписи членов консилиума или дежурного (лечащего) врача __________________________________________________________
- Приложение 3 Заявление об информированном отказе от операции и анестезии
- Я, пациент (законный представитель),_________________
- Отказывается от __________________________________________
- Зам. Главного врача _________________________________
- 7. Список законодательных и нормативно-правовых актов, использованных в учебном пособии
- 8. Список литературы
- Федерального агентства по здравоохранению
- «Ярославская государственная
- Оглавление
- Введение
- Диагностика
- Алгоритм реанимационных мероприятий
- В: искусственная вентиляция легких
- Особые ситуации
- 2. Гипотермия
- Электромеханическая диссоциация
- Осложнения слр
- Показания для прекращения реанимации
- Приложение:
- Сердечно-легочная реанимация специализированной бригадой
- (Стандарт действий)
- Военно-медицинская академия Санкт-Петербург
- «Ярославская государственная
- Оглавление
- Введение
- Принципы классификации отравлений
- Общая характеристика токсического действия ядов на организм
- Клинические синдромы острых отравлений
- 2. Токсическое поражение сердечно-сосудистой системы.
- 3. Токсическое поражение дыхательной системы.
- Общие принципы диагностики острых отравлений
- Формулировка диагноза острых отравлений
- Детоксикация организма при острых отравлениях
- 1. Сорбционные:
- 2. Диализные и фильтрационные:
- 3. Аферетические:
- 4. Физио и химиогемотерапия при сочетанном применении.
- 1. Магнитная гемотерапия.
- 3. Лазерная гемотерапия
- Список литературы
- Федерального агентства по здравоохранению
- Оглавление
- Введение Актуальность проблемы
- Определения основных понятий
- Предоперационная оценка, подготовка и анестезия у больного с травмой Оценка состояния пациента
- Защита дыхательных путей
- Мониторинг пациентов с травмами
- Инфузионная терапия
- Премедикация, индукция и поддержание анестезии
- Алгоритм работы анестезиолога-реаниматолога при поступлении больного с травмой
- Анестезия при операциях на стопе и кисти
- Анестезия при травматических повреждениях костей таза
- Анестезия при травмах органов живота
- Анестезия при травме позвоночника и спинного мозга
- Анестезия при ожоговой травме
- Анестезия при тотальном эндопротезировании тазобедренного сустава
- Анестезия при операциях по поводу переломов проксимального конца бедренной кости
- Анестезия при тотальном эндопротезировании коленного сустава
- Анестезия при артроскопических операциях
- Федерального агентства по здравоохранению
- Оглавление
- 1. Введение
- 1.1. Актуальность проблемы
- 1.2. Определения основных понятий
- 1.3. Последствия нутритивной (белково-энергетической) недостаточности
- 1.4. Цели, принципы и результаты нутритивной поддержки
- Основные принципы проведения нутритивной поддержки
- 1.6. Показания к нутритивной поддержке
- 2. Оценка нутритивного статуса
- 2.1. Определения степени и выраженности белково-энергетической недостаточности
- 2.2. Определение энергопотребности
- Дыхательный коэффициент (rq)
- 2.3. Определение потребности в основных нутриентах
- 2.4. Определение потребности в питательных веществах Потребность в белках
- Потребность в углеводах
- Потребность в жирах
- Потребности в основных микронутриентах
- 3. Парентеральное питание
- 3.1. Показания к проведению парентерального питания
- 3.2. Противопоказания к проведению парентерального питания
- 3.3. Классификация компонентов парентерального питания
- I Донаторы пластического материала
- II Донаторы энергии:
- Рекомендуемые дозировки углеводов
- Три поколения жировых эмульсий
- Рекомендуемые дозировки липидов
- Растворы кристаллических аминокислот
- Общие рекомендации по дозировке аминокислот
- 3.6. Правила проведения парентерального питания
- Двух и трехкомпонентные мешки (методика «Все в одном»)
- 3.8. Осложнения парентерального питания
- 4. Энтеральное питание
- 4.1. Эффекты сбалансированного энтерального питания
- 4.2. Абсолютные противопоказания
- 4.3. Точки приложения энтеральной поддержки
- (Назодуоденального) зонда и уход за ним.
- Пути осуществления доступа для энтерального питания
- 4.4. Характеристика сред для энтерального питания
- Стандарт качества современной энтеральной смеси:
- Классификация современных энтеральных смесей
- Варианты энтерального питания:
- 4.6. Пероральное энтеральное питание
- Правила приема гиперкалорических энтеральных диет:
- Показания к применению пероральных диет в хирургии
- Основные эффекты гиперкалорической пероральной нутритивной терапии
- 4.7. Зондовое энтеральное питание
- 4.8. Осложнения энтерального питания и их профилактика
- 1.Механические
- 2. Желудочно- кишечные (неаспирационные)
- 4.9. Синдром кишечной недостаточности при критических состояниях и принципы его коррекции
- 5. Система стандартных лечебных диет
- Система стандартных диет
- Характеристика и состав стандартных диет
- 6. Специализированные продукты питания
- 7. Оценка эффективности нутритивной поддержки
- 9. Алгоритм нутритивной поддержки
- 1 Этап - стартовая терапия:
- Нутритивной поддержки
- Шаг 5. Нутритивная поддержка не проводится в следующих случаях:
- 10. Фармакоэкономическое
- 11. Список литературы
- Квалификационный экзамен Раздел «Фундаментальные основы специальности»
- Квалификационный экзамен Раздел «Фундаментальные основы специальности»
- Квалификационный экзамен Раздел «Фундаментальные основы специальности»
- Квалификационный экзамен Раздел «Фундаментальные основы специальности»
- Квалификационный экзамен Раздел «Фундаментальные основы специальности»
- Квалификационный экзамен Раздел «Фундаментальные основы специальности»
- Квалификационный экзамен Раздел «Фундаментальные основы специальности»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая анестезиология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая анестезиология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая анестезиология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая анестезиология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая анестезиология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая анестезиология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая анестезиология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая реаниматология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая реаниматология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая реаниматология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая реаниматология»
- "Клинические случаи в анестеЗиологии"
- Рид а.П., Каплан Дж.А.
- Перевод с английского –м. Медицина, 1995 г.
- Ситуационные задачи.
- Тестовые задания порубежного контроля
- 1. Социальная гигиена является наукой, изучающей
- Раздел 12
- Раздел 13
- Раздел 14
- Раздел 16
- Раздел 20
- Раздел 24
- Раздел 12 АнестезиЯ, реанимациЯ и интенсивнаЯ терапиЯ в нейрохирургии и патологии нервной системы
- Раздел 13 АнестезиЯ и интенсивнаЯ терапиЯ при заболеваниЯх эндокринной системы
- Раздел 14
- АнестезиЯ и интенсивнаЯ терапиЯ
- При операциЯх у больных
- С сопутствующими заболеваниЯми
- Раздел 16 АнестезиЯ, интенсивнаЯ терапиЯ и реанимациЯ в акушерстве и гинекологии
- Раздел 20 РеанимациЯ и интенсивнаЯ терапиЯ у детей
- Раздел 24 Основы радиационной медицины
- Образцы тестовых вопросов прИведены
- Вопросы к контрольно – семинарским занятиям «Анестезия в плановой абдоминальной хирургии»
- «Анестезия в экстренной абдоминальной хирургии»
- «Наркозно – дыхательная аппаратура»
- Особенности анестезии при сопутствующем сахарном диабете
- «Анестезия при эндоскопических операциях. Амбулаторная анестезия. Анестезия в стоматологии и оториноларингологии»
- «Ит в послеоперационном периоде»
- «Искусственная вентиляция легких в реаниматологии»
- «Острые отравления и методы детоксикации»
- «Осложнения катетеризации центральных вен.»
- «Плановая анестезиология»
- «Экстренная анестезиология»
- «Методы реаниматологии».
- «Интенсивная терапия»