Христианство
Понятие таинства, чуждое другим религиям, существует только в христианстве. Важнейшие из христианских таинств – крещение (в котором умирает «ветхий» человек и рождается бессмертное существо, предназначенное к спасению) и Евхаристия или Причастие (вкушение хлеба и вина, мистически представляющих Тело и Кровь Христа, ради соединения верующего со Христом – чтобы Христос жил в нём). Это так называемые евангельские таинства, установленные самим Спасителем.2;3;4 Именно таинство Евхаристии часто становится камнем преткновения в спорах о допустимости употребления вина. Из этого таинства обычно делают заключение, что Христианство поддерживает винопитие. Что же есть на самом деле?
Первый новомученик земли Русской, Митрополит московский Владимир (Богоявленский) в докладе «Противъ ли нас (абстинентов) Библія?»,5 сделанном на противоалкогольном Съезде в Москве 6 августа 1912 года, показал и доказал, что на самом деле Священное Писание на стороне тех людей, которые стоят на позиции полного воздержания от алкоголя. Оно не осуждает употребление только того вина, которое не претерпело брожения (т. е. являлось виноградным соком).
Владыка Владимир привёл в своём докладе ряд ценных рассуждений и аргументов, обосновывающих выбор христианином трезвости с нравственной точки зрения.5
Современные исследователи Библии доктор Эвинг, Уильям Пэттон, Самюэль Баккиоки утверждают, что, что вином в Библии называли и виноградный сок, и виноградную гроздь, и любой другой продукт, полученный из винограда. Ферментированное, перебродившее вино, было принято было принято разбавлять водой (1:3; 1:4). Получался напиток немногим крепче кваса (3–4%). Но даже такое винопитие в Библии осуждается. Например, «Книга Притчей Соломоновых» на алкогольное вино ссылается как на насмешника и обманщика, который ведёт к насилию (23:29–30), бедности (23:21), печали (23:29–30), безнравственности (23:33), незащищённости (23:34), бесчувственности (23:35) и даже сравнивают с ядовитой змеей (23:32).
С другой стороны, воздержание от вина представлено в христианстве как великая добродетель. Бог почтил пророка Даниила за отказ от королевского вина (Книга пророка Даниила 1:5,8,16, 10:3). Величие Иоанна Крестителя в глазах Бога было напрямую связано с фактом, что «он будет велик перед Господом: не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей» (Лк. 1:15). Когда умирал сам Иисус, Он отказался от вина, которое было ему предложено для облегчения страданий: «И привели его на место Голгофу. И давали ему пить вино со смирною; но Он не принял» (Мк. 15:23).
Сомнительно также распространённое мнение о том, что именно в алкогольное вино превратил воду Христос на брачном пире в Кане Галилейской: все гости признали, что новое вино лучше предыдущего. Иисус с точки зрения морали не мог сотворить опьяняющее вино и предложить его и без того уже изрядно подвыпившим гостям. Более того, он знал, что пьянство осуждается в Священном Писании. Поэтому исследователи приходят к выводу, что в этом месте, как и в Главе 40 книги Бытия (Быт. 40:9–11), слово «вино» обозначает свежий виноградный сок.
Грех пьянства, должно быть, не был редкостью в библейские времена, т. к. в Библии он упоминается более 70 раз:6;7;8
Ветхий завет:
Вино глумливо, сикера – буйна, и всякий, увлекающийся ими, не разумен. (Притч. 20:1)
Не будь между упивающимися вином. (Притч. 23:20)
У кого вой, у кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причины? У кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином… (Притч. 29:30)
Вино и женщины развратят разумных. (Сир. 19:2)
Большая досада – жена, преданная пьянству, и она не скроет своего срама. (Сир. 26:10)
Против вина не показывайся храбрым, ибо многих погубило вино. (Сир. 31:29)
И т. д.
Новый завет:
Смотрите за собою, чтобы сердца Ваши не отягчались объядением и пьянством. (Лк. 21:34)
Будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям. Ни пьянству. (Рим. 13:13)
Я писал Вам не сообщаться с тем, кто называясь братом, остаётся блудником, или пьяницею. (1Кор. 5:11)
Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы… царства Божия не наследуют. (1Кор. 6:10)
Дела плоти суть: прелюбодеяние… пьянство. (Гал. 5:19–21)
Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство. (Ефес. 5:18)
И т. д.
В современном Христианстве точки зрения на алкоголь можно разделить на модерационизм, абстенционизм и прогибиционизм.
Модерационизм (умеренность). Этой позиции придерживаются Римская католическая Церковь, Англиканская Церковь внутри Протестантизма. Эта концепция также принимается большинством лютеранских церквей и Свидетелями Иеговы.
Модерационисты утверждают, что вино – это дар Божий, и его не нужно запрещать.
Абстенционизм. Этой позиции придерживаются многие баптисты, пятидесятники, методисты и другие евангелические и протестантские группы.
Абстенционисты утверждают, что в давние времена употребление вина было оправдано, во-первых, для того, чтобы обеззараживать питьевую воду. Во-вторых, вино в библейские времена было слабее и разбавлялось водой, поэтому пьянство не было таким распространённым. Изобретение дистилляционных технологий привело к появлению крепкого и дешевого алкоголя, который уменьшил экономические барьеры для пьянства. Абстенционисты утверждают, что умеренность – причина пьянства, поэтому в современных условиях ответственность христиан должна быть иной: лучше полное воздержание.
Прогибиционизм – это движение за полный запрет алкоголя. Этой точки зрения придерживаются Конвенции Южных баптистов, адвентисты 7-го дня и др. прогибиционисты.
Отношение к вину в православии можно отнести и к модерационизму, и к абстенционизму.
После раскола Христианской Церкви 1054 года наименование «православная» закрепилось за восточной церковью. Православное вероучение базируется на Священном Писании (Библии) и Священном Предании (включающем постановления первых семи Вселенских соборов, решения поместных соборов, сочинения отцов церкви и т. д.). В таинстве причастия здесь используются квасный хлеб и вино. Важной частью православного образа жизни являются посты, всего до 200 дней в году. В числе основных принципов – воздержание и умеренность.
Св. отцы и учителя Церкви также осуждали винопитие:
Св. Василий Великий: «Как вода противится огню, так вино потопляет умные мысли».
Как дым прогоняет пчел, так пьянство удаляет духовные дарования. Когда вино управляет пьяным, он уподобляется лошади без узды.
Св. Иоанн Златоуст: «Дьявол никого так не любит, как пьяниц, потому что никто так не исполняет его злой воли, как пьяница. Убегай от вина, как от змия… Пьяный хуже бесноватого, потому что он по своей вине беснуется».
Св. Григорий Богослов: «Пьянство, плотская любовь, ревность и бес равны между собою. К кому они пришли, у того погубят ум».
«Вода – прекрасный напиток, она не нарушает ясности мыслей, а выпитая чаша вина мутит ум».
Климент Александрийский: «Всякий человек, напившись вина, делается раздражительным, ослабевает умом, бывает многоречив».
Ефрем Сирин: «Кто любит упиваться, тот утратит многое: ибо говорит и делает он, что не должно, богатство своё. Как чужое, расхищает и отдаёт врагам, потому что упоение омрачило его ум».
Св. Тихон Задонский: «Есть две дороги, выбирай любую: одна служит врагу, а другая – Богу. Хочешь служить врагу – пей сам вино, пиво, водку, угощай людей, справляй крестины, свадьбы, похороны с угощением – и послужишь врагу. Хочешь служить Богу, то первое: брось сам пить пиво, вино и водку; ни много и мало, а совсем брось, для того, чтобы не подавать соблазна людям. Второе: брось обычай угощать других на проводах, свадьбах, крестинах; не бойся того, что осудят тебя за это люди. Бойся не людей, а Бога».
Св. Серафим Саровский: «Вот вам мое завещание: не имейте в дому своём не только вина, но даже и посудины винной».
На волне трезвеннических движений в России в XIX – начале XX столетий Православная Церковь находилась на передовых рубежах борьбы за трезвость (см. Главу 5). До революции в Российской империи действовало около 3000 парафиальных братств трезвости, которые объединяли более полумиллиона человек, принявших обет полного воздержания от алкоголя.
Однако в современной Православной Церкви единой точки зрения на употребление алкоголя нет, и лишь небольшая часть православных священников участвует в трезвенническом движении.
- Трезвый образ жизни
- Часть 1. Теория трезвости;
- Часть 2. Методика трезвенной работы;
- Часть 3. Практикум по теории и методике трезвенной работы (в разработке).
- Глава 1. Семья. Традиция и современность
- Семья в православной культуре
- Существует ли эволюционная предрасположенность к половым ролям?
- Кризис современной семьи
- Целомудрие
- Как воспитать будущего семьянина?
- Как воспитать будущую жену и мать?
- Как воспитать будущего мужа и отца?
- Как выбрать будущего супруга?
- Как создать крепкую семью?
- Трезвая семья
- Русские пословицы и поговорки
- Выводы к главе 1
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Глава 2. Здоровье и здоровый образ жизни
- Отношение к здоровому образу жизни в древних цивилизациях
- Отношение к здоровому образу жизни в религиозных учениях
- Христианство
- Иудаизм
- Индуизм
- Понятие здоровья в наши дни
- Концепции здоровья
- Информационная медицина о проблеме сохранения здоровья
- Доктрина о здоровом образе жизни а. М. Карпова
- Педагогические концепции здоровья
- Здоровый образ жизни – это трезвый образ жизни!
- Как сохранить здоровье?
- Духовное здоровье
- Физическое здоровье
- Социальное здоровье
- Выводы к главе 2
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Глава 3. История употребления алкоголя, табака и наркотиков
- Алкоголь
- Наркотики
- Выводы к главе 3
- Основная литература
- Лава 4. История борьбы c пьянством, курением и наркоманией
- Естественная трезвость
- Религиозные запреты и ограничения
- Христианство
- Буддизм
- Индуизм
- Трезвые религии и страны, живущие трезво или в условиях строгих ограничений
- Из истории борьбы с пьянством и алкоголизмом Юридические меры
- Медицинские меры
- Педагогические (образовательные) меры
- Из истории борьбы с табаком
- Юридическая модель профилактики
- Информационно-педагогическая модель профилактики
- Медицинская модель профилактики
- Рамочная конвенция по борьбе против табака (ркбт)
- Борьба с курением в России
- Из истории борьбы с наркоманией
- Афганский героин
- Опыт борьбы с наркоманией в Швеции
- Выводы к главе 4
- Основная литература
- Глава 5. Борьба за трезвость
- Международное трезвенническое движение
- Первое трезвенническое движение в России
- Второе трезвенническое движение в России
- Третье трезвенническое движение
- Четвёртое трезвенническое движение
- Пятое трезвенническое движение
- Антиалкогольная кампания 1985–1987 гг.
- Борьба за трезвость в Липецкой области Святой Тихон Задонский
- Рождественское Аргамаченское общество трезвости
- Михаил Сергеевич Соломенцев
- «Сухие законы»
- Великие трезвенники
- Выводы к главе 5
- Основная литература
- Глава 6. Причины употребления алкоголя, табака и наркотиков
- Что такое причина?
- Взгляд на причины потребления алкоголя и пьянства в традиционных религиях
- Научные представления о причинах употребления алкоголя, табака и наркотиков
- Наркотические свойства атн – фактор
- Наркотические свойства атн – причина их употребления
- Факторы, способствующие приобщению к употреблению атн
- Мотивы употребления алкоголя, табака и наркотиков
- Общая схема приобщения к атн
- Выводы к главе 6
- Основная литература
- Глава 7. Медицинские последствия употребления алкоголя, табака и наркотиков
- Что такое наркотики?
- Алкоголь и его свойства
- Медицинские последствия употребления алкоголя
- Влияние алкоголя на центральную нервную систему
- Влияние алкоголя на детородные органы и генофонд
- Влияние алкоголя на развитие сердечнососудистых заболеваний
- Прочие медицинские последствия употребления алкоголя
- Особенности влияния алкоголя на детей и подростков
- Особенности влияния алкоголя в зависимости от вида изделий
- Коктейли
- «Энергетические напитки»
- Малые дозы алкоголя
- Опасность приобщения к «культурному» употреблению алкоголя
- Выводы об алкоголе и последствиях его употребления
- Состав табака и табачного дыма
- Медицинские последствия употребления табака
- Сердечно-сосудистые заболевания, рак и бронхит
- Влияние табака на детородную функцию и генофонд
- Опасность пассивного курения
- Другие последствия курения
- «Альтернативные» табачные изделия
- Электронные сигареты
- Выводы о табаке и последствиях его употребления
- Виды нелегальных наркотиков
- Последствия употребления наркотиков Производные конопли – марихуана, гашиш
- Опиум и его производные
- Кокаин и другие психотропные вещества
- Наркомания и преступность
- Выводы о наркотиках и последствиях их употребления
- Выводы к главе 7
- Основная литература
- Глава 8. Теории зависимостей от алкоголя, табака и наркотиков
- Основные понятия и термины
- Виды зависимостей
- Зависимость от алкоголя
- Никотиновая зависимость
- Наркотическая зависимость
- Стадии развития зависимостей
- Алкогольная зависимость
- Первая стадия алкоголизма
- Вторая стадия алкоголизма
- Третья стадия алкоголизма
- Третья стадия никотинизма
- Наркотическая зависимость
- Первая стадия наркомании
- Вторая стадия наркомании
- Третья стадия наркомании
- Кризис современной наркологии
- Теория г. А. Шичко
- Другие теории химической зависимости
- Нехимические зависимости
- Созависимость
- Выводы к главе 8
- Основная литература
- Глава 9. Социально-политические последствия употребления алкоголя, табака и наркотиков
- Понятие ситуации
- Алкогольная ситуация Уровень употребления алкоголя
- Структура потребления алкогольных изделий
- Алкогольный капитал
- Возраст приобщения к алкоголю
- Распределение потребления алкоголя по возрастному, социальному и половому признакам
- Алкогольная смертность
- Прочие последствия
- Виноват ли суррогатный алкоголь?
- Смертность от табака
- Прочие последствия потребления табака
- Наркотическая ситуация Уровень потребления наркотиков
- Демографическая катастрофа в России
- Отрезветь или погибнуть?
- План Аллена Даллеса
- Социально-политические последствия употребления алкоголя, табака и наркотиков в России
- Выводы к главе 9
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Глава 10. Немедицинские методы и методики избавления от зависимостей
- Термины и понятия
- Метод и методика г. А. Шичко
- Сущность методики г. А. Шичко
- Принципы построения очных занятий по методике г. А. Шичко
- Структура занятия
- Содержание занятий
- Научные основы методики
- Организация занятий
- Результативность метода
- Опыт Елецкого учебного центра избавления от вредных привычек (методика в. И. Гринченко)
- Опыт клубной деятельности Фонда им. Г. А. Шичко (г. Екатеринбург)
- Теоретические основы деятельности клуба
- Программа реабилитации наркозависимых
- Рекомендации родителям наркомана:
- Притчи и выдержки из сочинений Притча о немилосердном заимодавце (для наркоманов)
- Боль, которую мне принесли (из дневника наркомана)
- Кому принёс боль я (из дневника наркомана)
- Притча о материнской любви (для родителей)
- Альтернативный подход в использовании метода г. А. Шичко
- Почему избавление от вредных привычек является платным?
- Зависимость – порок души
- Метод духовно ориентированной психотерапии в форме целебного зарока на православной основе
- Опыт Душепопечительского Православного Центра реабилитации наркозависимых (г. Москва)
- Методика ю. М. Орлова (обучение саногенному мышлению)
- Метод г. Н. Сытина
- Метод избавления от курения с. Н. Зайцева
- Зарубежный опыт. Метод Аллена Карра
- Выводы к главе 10
- Основная литература
- Часть 2. Методика трезвенной работы
- Глава 1. Проблема профилактики употребления алкоголя, табака и наркотиков
- 1.1. Основные понятия и термины
- 1.2. Юридическая модель профилактики
- 1.2.1. Государственный уровень: основные документы
- 1.2.1.3. Федеральный Закон «Технический регламент на табачную продукцию» № 268-фз. Принят Государственной Думой 3 декабря 2008 г. Одобрен Советом Федерации 17 декабря 2008 г.
- 1.2.1.6. Указ Президента Российской Федерации №690 от 9 июня 2010 года «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»
- Раздел IV. Совершенствование системы мер по сокращению спроса на наркотики:
- 1.2.2. Региональный уровень профилактики
- 1.3. Медицинская модель профилактики (наркологическая служба)
- 1.4. Психосоциальная модель профилактики
- 1.4.1. Центры психологической и социальной помощи
- 1.5. Образовательная (педагогическая) модель профилактики
- 1.5.1. «Концепция антинаркотической профилактики в образовательной среде»
- 1.5.1.1. Цели и задачи профилактики
- 1.5.1.2. Принципы активной профилактики в образовательной среде
- 1.5.1.3. Этапы системы профилактики:
- 1.5.1.4. Показатели эффективности профилактики
- 1.5.2. Профилактика употребления пав в образовательной среде на региональном уровне
- 1.5.2.1. Профилактика употребления пав в образовательных учреждениях
- 1.5.2.2. Профилактика употребления пав в семье
- 1.5.2.3. Профилактика употребления пав в сфере досуга
- Выводы к главе 1
- Основная литература
- Глава 2. Подходы к трезвенному воспитанию в образовательном процессе
- 2.1. Методологические подходы к образовательному процессу
- 2.2. Общепедагогические подходы
- 2.2.1. Формирующий подход
- 2.2.2. Культурологический подход
- 2.2.3. Социализирующий подход
- 2.2.4. Синергетический подход
- 2.2.5. Герменевтический подход
- 2.2.6. Аксиологический (ценностный) подход
- 2.2.7. Антропологический подход
- 2.2.9. Личностно-ориентированный подход
- 2.2.10. Деятельностный подход
- 2.2.11. Гуманистический подход
- 2.2.12. Компетентностный подход
- 2.2.13. Другие подходы
- 2.3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
- 2.3.1. Кризис духовности и национальная русская идея
- 2.3.2. Религиозный компонент духовно-нравственного воспитания
- 2.3.3. Особенности православного воспитания
- 2.3.4. Ценностный компонент духовно-нравственного воспитания
- 2.3.5. Условия усвоения духовно-нравственных ценностей
- 2.3.6. Концепция развития и воспитания безопасной/жизнеспособной личности
- 2.4. Специальный (профилактический) подход к трезвенному воспитанию
- 2.4.1. Зарубежные модели школьных профилактических программ
- 2.4.1.1. Подходы к предупреждению табакокурения учащихся
- 2.4.2. Отечественные модели школьных профилактических программ
- 2.4.2.1. Дореволюционный этап
- 2.4.2.2. Ранний послереволюционный этап
- 2.4.2.3. Современный этап
- 2.4.2.3.1. Модель «свободы выбора»
- 2.4.2.3.2. Модель нравственного здоровья
- 2.4.2.3.3. Модель личностной и социальной компетентности
- 2.4.2.3.4. Эко-психотерапевтическая модель
- 2.4.2.3.5. Модель улучшения нравственного и физического здоровья
- Выводы к главе 2
- Основная литература
- Глава 3. Концепции профилактики употребления алкоголя, табака и наркотиков
- 3.1. Аддиктология, превентология или собриология?
- 3.2. Подходы к профилактике употребления алкоголя, табака и наркотиков
- 3.2.1. Религиозный подход
- 3.2.2. Научное обоснование трезвости
- 3.2.2.1. Превентивный подход (стратегия «уменьшения вреда»)
- 3.2.2.2. Собриологический подход
- 3.3.Собриологическая концепция профилактики
- 3.3.1. Актуальность собриологической концепции профилактики
- 3.3.2. Отказ плюс запрет плюс профилактика в образовательной среде
- 3.3.3. Профилактическая деятельность по ограничению доступности
- 3.3.4. Пропаганда трезвого здорового образа жизни
- 3.3.5. Профилактика в семейной среде
- 3.3.5.1. Зарубежный опыт
- 3.3.5.2. Отечественный опыт
- 3.3.6. Профилактика в системе образовательных учреждений
- 3.3.6.1. Деятельность образовательного учреждения по формированию трезвенного мировоззрения
- 3.3.6.2. Деятельность образовательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию
- 3.3.6.3. Деятельность образовательного учреждения по воспитанию безопасной/жизнеспособной личности
- 3.3.6.4. Формирование трезвой воспитательной среды в образовательном учреждении
- 3.3.7. Профилактика в досуговой среде
- 3.3.7.1. Эффективные формы и методы работы в сфере досуга
- Выводы к главе 3
- Основная литература
- Лава 4. Трезвенное воспитание детей на ранних ступенях развития
- 4.1. Возрастные особенности развития
- 4.1.1. Младенчество
- 4.1.2 Раннее детство (от 1 года до 3 лет)
- 4.1.3 Дошкольное детство
- 4.2. Цель, задачи, принципы и содержание раннего трезвенного воспитания
- 4.2.1. Актуальность раннего трезвенного воспитания
- 4.2.2. Цель и задачи раннего трезвенного воспитания
- 4.2.3. Принципы раннего трезвенного воспитания детей
- 4.2.4. Содержание раннего трезвенного воспитания
- 4.3. Диагностика ранней антинаркотической устойчивости
- 4.3.1. Методы опроса дошкольников
- 4.3.2. Методы опроса родителей дошкольников
- 4.4. Методы раннего трезвенного воспитания
- 4.4.1. Общие методы воспитания
- 4.4.2. Трезвенное воспитание в младенческом и преддошкольном возрасте
- 4.4.2.1. Трезвая воспитательная среда
- 4.4.2.2. Метод условного рефлекса
- 4.4.3. Методы трезвенного воспитания дошкольников (старше 3 лет)
- 4.4.3.1. Метод активной трезвости
- 4.4.3.2. Программа «Борьба со злом»
- 4.4.4. Рекомендации родителям дошкольников
- 4.4.4.1. Классификация заботливых родителей
- 4.4.4.2. Рекомендации родителям, которые позволяют себе выпить и закурить
- 4.4.4.3. Рекомендации родителям, которые живут трезво
- Выводы к главе 4
- Основная литература
- Глава 5. Трезвенное воспитание в школе
- 5.1. Возрастные особенности развития в школьном возрасте
- 5.1.1. Младший школьный возраст
- 5.1.2. Подростковый возраст/отрочество
- 5.1.3. Юность
- 5.1.4. Половые особенности развития в школьном возрасте
- 5.2. Цели, задачи и содержание трезвенного воспитания в школе
- 5.2.1. Начальная школа (1-4 классы)
- 5.2.2. Основная школа (5-9 классы)
- 5.2.3. Старшая школа (10-11 классы)
- 5.3. Принципы профилактической работы в школе
- 5.3.1. Обзор отечественных и зарубежных источников
- 5.3.2. Собриологические принципы построения профилактических образовательных программ
- 5.4. Методы трезвенного воспитания
- 5.4.1. Образовательная (информационно-педагогическая) модель трезвенного воспитания
- 5.4.1.1. Трезвенное воспитание на уроках
- 5.4.1.2. Трезвенное воспитание во внеурочной деятельности
- 5.4.2. Психолого-коммуникативная модель трезвенного воспитания
- 5.4.2.1. Упражнения на коррекцию эмоционально-волевых качеств
- 5.4.2.2. Игры-активаторы
- 5.4.2.3. Другие психологические и коммуникативные упражнения и игры
- 5.4.3. Социальная модель трезвенного воспитания
- 5.5. Диагностика антинаркотической устойчивости
- 5.5.1. Методы диагностики
- 5.5.1.1. Наблюдение
- 5.5.1.2. Устный опрос
- 5.5.1.3. Анкетирование
- 5.5.1.4. Метод «незаконченный рассказ»
- 5.5.1.5. Метод незаконченных предложений
- 5.5.1.6. Метод рисуночных тестов
- 5.5.1.7. Метод «баллотирования»
- 5.5.1.8. Метод атн
- 5.5.2. Анализ и обработка результатов исследования
- 5.5.3. Диагностика на разных ступенях развития
- Выводы к главе 5
- Основная литература
- Глава 7. Организация профессиональной собриологической подготовки будущего учителя
- 7.1. Цели, задачи и содержание подготовки будущего учителя к трезвенной деятельности
- 7.2. Понятие готовности. Основные компоненты и уровни готовности
- 7.3. Диагностика и самодиагностика готовности будущего учителя к трезвенной деятельности
- 7.3.1. Мотивационно-волевой компонент готовности
- 7.3.2. Содержательный компонент готовности
- 7.3.3. Процессуальный компонент готовности
- 7.3.4. Рефлексивный компонент готовности
- Выводы к главе 7
- Основная литература