logo search
Трезвый образ жизни- книга Н

Часть 3. Практикум по теории и методике трезвенной работы (в разработке).

Цель пособия – подготовить студентов к профессиональной профилактической работе со сверстниками и школьниками. В первой части работы рассматриваются такие темы, как: семья, здоровый образ жизни, история алкоголя, табака и наркотиков, история борьбы за трезвость, теории о причинах употребления алкоголя, табака и наркотиков, теории о зависимостях, медицинские и социально-политические последствия употребления алкоголя, табака и наркотиков. Завершается первая часть рассмотрением немедицинских методик избавления от химических зависимостей, что предполагает и личное избавление от зависимостей. Последнее очень важно, т. к. эффективная профилактическая работа предполагает личную свободу от зависимостей.

Пособие имеет практическую направленность и рекомендуется для педагогов, классных руководителей, школьных психологов и социальных педагогов, а также всех тех, кого волнуют проблемы профилактики химических зависимостей.

В теоретических разработках мы опирались, прежде всего, на трезвенные идеи, выработанные на протяжении всей нашей отечественной истории и, особенно, на волне трезвеннических движений в России, пятое из которых продолжается по сей день. В числе авторов учёные, писатели, общественные деятели, педагоги, врачи (В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, Л. Н. Толстой, Ф. Г. Достоевский, С. А. Рачинский, И. П. Красноносов, Г. А. Шичко, Ф. Г. Углов, иеромонах Анатолий Берестов). В числе зарубежных авторов близкие по духу исследователи (Б. Раш, Дж. Финч, А. Форель, Х. О. Фекьяер, В. Джонсон и др.).

Авторитетными источниками являются документы Всемирной организации здравоохранения по проблемам потребления алкоголя, табака и наркотиков, доклады Общественной палаты Российской Федерации по социальной и демографической политике о табачной эпидемии и «злоупотреблении» алкоголем, соответствующие документы Российской Федерации по реализации государственной политики по снижению масштабов эпидемии курения, «злоупотребления» алкоголем и наркомании.

С более фундаментальными разработками в области теории трезвости можно ознакомиться в коллективной монографии «Собриология», выпущенной Международной академией трезвости (Н. Новгород, 2009), одним из авторов которой мы являемся.

В первой, теоретической части работы рассматриваются такие темы, как: семья, здоровый образ жизни, история алкоголя, табака и наркотиков, борьба за трезвость, теории о причинах употребления алкоголя, табака и наркотиков, теории о зависимостях, медицинские и социально-политические последствия употребления алкоголя, табака и наркотиков, немедицинские методики избавления от зависимостей. После каждой темы даются списки основной и дополнительной литературы.

Завершается первая часть учебно-методического комплекта темой, имеющей целью практический результат – личную свободу от зависимостей. Отечественный и международный опыт профилактической (собриологической) работы показывает, что педагог-превентолог (собриолог) должен быть свободен от зависимостей, иначе возникает ситуация двойных стандартов. Как говорится: «Врач, сначала исцелись сам». Первая часть учебника имеет приложения, в которые включены словарь терминов Г. А. Шичко, материалы для самоизбавления от зависимостей, мифы об алкоголе, табаке и наркотиках, высказывания великий людей.

Однако само избавление от зависимостей, прежде всего, от курения табака, можно начинать раньше – как только у студентов сформируется достаточная мотивация. Как правило, это происходит уже после прохождения первых двух тем. Студентам разъясняется методика самоизбавления от зависимостей, и под контролем преподавателя начинается процесс самоизбавления на основе речевого метода Г. А. Шичко. Заполнение анкет и дневников предлагается всем, в том числе и студентам, свободным от зависимостей. С курящими студентами в процессе работы по самоизбавлению поддерживается телефонная и электронная связь, предоставляются дополнительные текстовые, аудио- и видеоматериалы.

Вторая часть пособия посвящена методике собриологической работы: добровольческой работе в среде сверстников, педагогической работе с детьми дошкольного и школьного возраста.

Третья часть пособия – практикум, содержащий учебно-методические материалы, необходимые для эффективного усвоения курса: тесты, вопросы и задания для семинарских и практических занятий и т. п.

Изучение курса «Трезвый образ жизни» предлагается проводить по обычной схеме: лекционные и практические занятия, самостоятельная работа. Курс рассчитан на 72 часа и прошел неоднократную апробацию в Елецком государственном университете им. И. А. Бунина на ряде факультетов.