logo search
Осн здор обр жизн

3.3. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье

Охрана и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявля­ется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образова­ния, воспитания.

Образ жизни студента есть не что иное, как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности, со­провождающих ее переживаний. Структура образа жизни выражается в тех отношениях субординации и координации, в которых находятся разные виды жизнедеятельности. Это проявляется в той доли бюджета времени личности, которая на них тратится; в том, на какие виды жиз­недеятельности личность расходует свое свободное время, каким видам отдает предпочтение в ситуациях, когда возможен выбор. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его уровень снижается. Одни студенты больше используют свободное время для чтения, другие — для занятий физическими упражнениями, третьи — на общение. Сознательно планируя затраты времени и уси-

134

лий, студент может либо включаться в широкую сеть таких связей, либо обособляться.

Образ жизни студенту нельзя навязать извне. Личность имеет ре­альную возможность выбора значимых для нее форм жизнедеятель­ности, типов поведения. Обладая определенной автономностью и цен­ностью, каждая личность формирует свой образ действий и мышле­ния. Личность способна оказывать влияние на содержание и характер образа жизни группы, коллектива, в которых она находится.

Выражением саморегуляции личности в жизнедеятельности явля­ется ее стиль жизни. Это поведенческая система, характеризующаяся определенным постоянством составляющих ее компонентов и вклю­чающая приемы поведения, обеспечивающие достижение студентом намеченных целей с наименьшими физическими, психическими и энергетическими затратами. Становясь привычкой, стиль жизни при­обретает некоторую свободу от сферы сознательного контроля. Но для сферы самоуправления личности могут быть характерны и целена­правленные волевые акты самовоздействия. Этот уровень саморегуля­ции становится возможен при развитости иерархии мотивов личности, наличии мотиваций высокого уровня, связанного с общей направлен­ностью интересов и ценностных ориентации, обобщенных социальных установок.

Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует, о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевремен­ный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной рабо­ты во время, предназначенное для сна, курение и др. В то же время ус­тановлено, что влияние отдельных компонентов образа жизни студен­тов, принятого за 100%, весьма значимо. Так, на режим сна приходится 24—30%, на режим питания — 10—16%, на режим двигательной актив­ности — 15—30%. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболе­ваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 5—6 лет обу­чения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов. Так, по данным обследования 4000 студентов МГУ (Б.И. Новиков) зафиксировано ухудшение состояния их здоровья за время обучения. Если принять уровень здоровья студентов I курса за 100%, то на II курсе оно снизилось в среднем до 91,9%, на III — до 83,1, на IV курсе — до 75,8%.

135

Эти факты позволяют сделать вывод, что практические занятия по физическому воспитанию в вузе не гарантируют автоматически сохра­нение и укрепление здоровья студентов. Его обеспечивают многие со­ставляющие образа жизни, среди которых большое место принадле­жит регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также оздоровительным факторам.