Выделение существенных признаков
Методика, как это явствует из названия, выявляет способность испытуемого дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого.
Для исследования пользуются либо специальным бланком, либо исследующий устно предъявляет испытуемому задачи, например:
Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила) ит. д.
Предварительно дается инструкция: «В каждой строчке здесь одно слово находится перед скобками, а пять — в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Однако вы должны из них выбрать два наиболее существенных, являющихся неотъемлемыми признаками слова, стоящего перед скобками. Выберите только два и подчеркните их».
Часто обследуемые приступают к заданию, невнимательно прослушав инструкцию, и решения их в этих случаях поверхностны, легкомысленны. Тогда следует обратить внимание обследуемого на то, что он не усвоил инструкцию, и повторить ее. Некоторые больные, обычно при интеллектуальной недостаточности, не сразу понимают, что от них требуется. В этих случаях желательно вместе с ними решить 1—2 задачи.
Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемому приходится продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретноситуационные признаки. Так, к слову «игра» правильное решение предусматривает такие существенные признаки, как «игроки» и «правила», в то же время некоторые обследуемые здесь выбирают слово «карты». При таком решении задания следует обязательно обсудить с больным результаты.
Иногда даже подсказка исследующего о том, что речь вдет об абстрактном значении этих понятий, не помогает обследуемому найти правильное решение. Это свидетельствует о недостаточности у него уровня процессов обобщения
- Особенности и задачи патопсихологического исследования
- Методики экспериментальной патопсихологии
- Патопсихологические синдромы
- Функциональные пробы и тесты в патопсихологии
- Деонтологический аспект деятельности патопсихолога
- II. Методы (методики) патопсихологического исследования
- Методики для исследования внимания и сенсомоторных реакций
- Корректурная проба
- Методики для исследования памяти
- Тест зрительной и слуховой памяти
- Проба на ассоциативную память
- Тест зрительной ретенции Бентона
- Понимание рассказов
- Понимание сюжетных картин
- Выделение существенных признаков
- Ассоциативный (словесный) эксперимент
- Психометрические методы исследования интеллекта
- Исследование интеллекта по методу Д. Векслера
- Методика Титце
- Шкала «домино»
- Методы (методики) для исследования личности
- Исследование уровня притязаний
- Исследование самооценки по методике Т. Дембо — С. Я. Рубинштейн
- Опросник уровня субъективного контроля (УСК) (Е. Ф. Бажин, Е. А Голынкина, А. М. Эткинд, 1993)
- Опросник для исследования акцентуированных свойств личности
- Торонтская алекситимическая шкала
- Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО)
- Опросники для скрининга неврозов
- Опросник Хека — Хесс
- Тематический апперцептивный тест (ТАТ)
- Вербальный проективный тест (ВПТ)
- Детской апперцепции тест (CAT)
- Метод исследования фрустрационной толерантности
- Тест «Рука»
- Тест выбора цвета Люшера
- Определение степени приятности отдельных хроматических цветов
- Маниакально-депрессивный психоз
- Эпилепсия
- Старческое слабоумие
- Пресенильные деменции
- Церебральный атеросклероз
- Последствия закрытой черепно-мозговой травмы
- Алкоголизм
- Умственная отсталость (олигофрении)
- Пограничные нервно-психические расстройства
- Патопсихологические исследования в детской и подростковой психиатрии
- Оглавление