Качество профилактического консультирования по факторам риска сердечно-сосудистых заболеваний в первичном звене здравоохранения

курсовая работа

Список сокращений

АГ - артериальная гипертония

АД - артериальное давление

БСК - болезни системы кровообращения

ВОЗ - Всемирная Организация Здравоохранения

ГХС - гиперхолестеринемия

ДАД - диастолическое артериальное давление

ИБС - ишемическая болезнь сердца

ИМ - инфаркт миокарда

ИМТ - индекс массы тела

МИ - мозговой инсульт

МТ - масса тела

ОМС - обязательное медицинское страхование

ОХС - общий холестерин

СД - сахарный диабет

СМИ - средства массовой информации

САД - систолическое артериальное давление.

ССЗ - сердечно-сосудистые заболевания

ФА - физическая активность

ФР - факторы риска

Введение

В последние десятилетия в России по сравнению с другими развитыми странами прогрессивно растет заболеваемость, инвалидность и смертность населения от основных неинфекционных заболеваний (НИЗ), доля которых в структуре смертности достигает почти 90% и в связи с чем вопросы профилактики этих заболеваний имеют большое медико-социальное значение и оцениваются как приоритетные задачи общества в целом и, в первую очередь, службы здравоохранения не только в России, но и в других странах [1, 2, 3].

На службы здравоохранения возлагаются в первую очередь задачи медицинской профилактики, выполнение которых позволит в рамках профессиональной сферы деятельности медицинских работников повысить качество профилактической помощи населению. Вопросы качества профилактики основных НИЗ в первичном звене здравоохранения с позиции оценки и управления рассматривались в более ранних публикациях [4].

В повышении информированности пациентов по вопросам профилактики заболевания ведущая роль должна принадлежать врачам первичного звена здравоохранения наряду со СМИ. Именно в этом вопросе существует слабое звено -профессиональные знания, навыки и умения медицинских работников поликлинического звена большинством исследователей оцениваются как недостаточные для эффективной профилактической работы. [5,6].

В работе рассматриваются вопросы оценки качества медицинской профилактической помощи в первичном звене здравоохранения на примере одной технологии - профилактического консультирования. Эти задачи медицинской профилактики тесно смыкающиеся с повседневной реальной практикой медицинских работников амбулаторной службы [26].

Глава 1. Обзор и анализ литературы по проблеме

Основные ФР, влияющие на развитие ССЗ связаны с образом жизни и привычками: избыточным потреблением насыщенных жиров, соли и алкоголя, низкой ФА, курением, с избыточной МТ, психоэмоциональными и другими факторами [14,15].

Среди поведенческих ФР развития ССЗ, в том числе и АГ, в особую группу выделяют алиментарные ФР. Прежде всего, к ним относят нерациональное питание с чрезмерным потреблением животных (насыщенных) жиров и поваренной соли. Кроме того, важную роль играет недостаток овощей и фруктов в рационе, результатом чего становится недостаток ряда витаминов и микроэлементов. Несбалансированность энерготрат и энергопотребления также относятся к алиментарным ФР АГ [16,17,18].

Избыточная МТ повышает риск развития АГ приблизительно в 2--6 раз [19,20]. Избыточный (на 30-65%) вес тела определяет частоту развития АГ в популяциях многих стран.

Помимо алиментарных, важными поведенческими ФР АГ являются низкая ФА и курение.

В последние годы становятся распространёнными состояниями симптомы тревоги и депрессии, ухудшающие прогноз АГ [21, 22].

Таким образом, наряду с хорошо известными фактами в отношении развития и профилактики ССЗ, недостаточно изучена ситуация с консультированием врачами первичного звена пациентов, обращающихся за медицинской помощью в повседневной практике, по поведенческим ФР, подлежащим коррекции. Оценка именно этой ситуации может быть положена в основу ресурсного планирования объемов и направленности профилактических технологий и услуг в реальной практике.

Основными индикаторами качества профилактической медицинской помощи в здравоохранении принято считать не только количественные показатели объемов, но и такие характеристики как адекватность, действенность, эффективность, результативность, оптимальность, преемственность и непрерывность, удовлетворенность, доступность [7, 8].

Известно, что индикаторы и показатели деятельности по профилактике и укреплению здоровья зависят от уровня оценки [4, 7]. Немаловажно внедрять все уровни оценки -- от территориальных (региональных), до местных и индивидуальных. Оценка качества профилактической медицинской помощи в первичном звене здравоохранения основывается на унификации оценки профилактических технологий. Однако, если в отношении таких видом медицинской помощи как лечебная, диагностическая, реабилитационная индикаторы качества опираются на хорошо известные и реализуемые в повседневной деятельности учреждений отечественного здравоохранения виды медицинской помощи (услуги) и имеющиеся и разрабатываемые стандарты [6,7, 10] то в отношении профилактической помощи этот аспект разработан еще не достаточно. Особенно в отношении профилактики основных НИЗ требуется конкретизация технологий и услуг, формирования инструментов измерения и оценки, возможно с учетом имеющегося в этой области международного опыта [10,11,12,13,14].

Профилактическое консультирование, направленное на укрепление здоровья и профилактику основных НИЗ или в иной терминологии «гигиеническое обучение и воспитание» может быть индивидуальным или групповым - школы здоровья для пациентов или лиц с факторами риска [2, 11]. Медицинские услуги по профилактическому консультированию нашли отражение в МКБ-10 в классе XXI «Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения». Так, в частности МКБ-10 содержит большинство вопросов консультирования по поведенческим факторам риска, что считается основным в вопросах коррекции факторов риска НИЗ, например, консультирование по вопросам питания и соответствующее наблюдение (Z 71.3); консультирование и наблюдение по поводу курения (Z71.6); употребление табака (Z 72.0); недостаток физической активности (Z 72.3); неприемлемый пищевой рацион и вредные привычки в приеме пищи (Z 72.4) и др. [15].

К сожалению, наличие позиций профилактического консультирования в МКБ-10 еще не определяет возможности его реального внедрения в рутинную практику. И ключевым вопросом в данной проблеме является вопрос финансирования этого вида медицинской деятельности, что невозможно без разработанного механизма ее оценки и научно обоснованного расчета потребностей.

Известно, что потребности существенно различаются в зависимости от видом медицинской помощи -- если потребности в одних видах медицинской помощи определяются сугубо медицинскими причинами (неотложная, диагностическая, лечебная, реабилитационная помощь), то другие виды помощи определяются в большей степени психологическими, поведенческими, социальными и др. немедицинскими факторами (профилактическая, медико-социальная помощь и др.).

Любая медицинская технология, в том числе и профилактическая, должна быть ориентирована на потребителя и оцениваться также по таким параметрам, как восприятие самим пациентом, обеспечение врачебной этики и безопасности, соблюдение свободы выбора, предотвращения излишних расходов [5]. Одним из основных принципов системы общего управления качеством считается принцип формирования системы здравоохранения под влиянием нужд/потребностей пациентов. Именно поэтому в большинстве определений качества отражается позиция пациента и необходимость оценки его потребностей [5]. Сложным вопросом является вопрос понятия потребности с позиции пациентов, особенно если речь идет о профилактической помощи.

Потребности пациента могут быть объективные (связанные с болезнью, медицинские показания), которые оценивает врач и субъективные (готовность пациента к медицинским вмешательствам). Каково соотношение этих потребностей? Очевидно, что при разных состояниях оно различно. Так, например, у пациентов с инфарктом миокарда они могут практические совпадать, а у пациента с поведенческим фактором риска (ФР) существенно различаться. Поэтому проблема оценки потребностей пациентов особенно актуальна в профилактической медицине. Нужно ли оценивать эти потребности отдельно? С точки зрения ресурсного обеспечения профилактики, безусловно, да.

Одними из основных первостепенных показателей качества профилактики основных НИЗ в первичном звене здравоохранения считается наличие и доступность консультирования по вопросам коррекции ФР как технологии профилактического консультирования [6,7], а также способность удовлетворять потребность в этом виде профилактической медицинской помощи ожиданиям службы здравоохранения/общества и пациента. Индикаторами данного показателя могут быть избраны не только распространенность заболеваний и поведенческих привычек, формирующих факторы риска НИЗ и определяющих прогноз; но и такие характеристики как:

* Осведомленность об основных ФР НИЗ;

Источники получения медицинской информации о ФР;

Факт получения конкретной квалифицированной информации о ФР от медицинских работников, направленной на снижение риска осложнений;

Отношение к здоровью как жизненной ценности;

Желание оздоровления поведенческих привычек и уменьшения вреда для здоровья.

Показатели эффективности профилактической помощи (медицинской, социальной и экономической) могут быть оценены также с использованием показателей исходов, но только спустя определенный период времени, но не менее чем через 4-5 лет на популяционном уровне и не менее чем через 2-3 года на уровне отдельных категорий/групп пациентов.

Причина в том, что особенностью профилактической помощи является ее вероятностная направленность, отсроченность и малая ощутимость эффекта как для пациента, так и для врача. Иными словами профилактическая помощь в новых условиях рыночных отношений выступает как неосознанная потребность, что затрудняют и оценку профилактической помощи [4].

Цель настоящей работы: оценить качество профилактического консультирования по ФР основных НИЗ, в частности сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) в первичном звене здравоохранения на основе медико-социологического опроса лиц трудоспособного возраста, обращающихся в амбулаторно-поликлинические учреждения по месту жительства.

профилактическое консультирование сердечный заболевание

Глава 2 Материалы и методы

Проведено комплексное медико-социологическое исследование

- опрос случайной выборки амбулаторных больных с АГ (п=194, отклик 92%);

- опрос случайной выборки посетителей поликлиники трудоспособного

возраста на базе территориальных поликлиник г. Москвы и г. Иваново. В опрос были включены все лица трудоспособного возраста (мужчины 20-59 лет, женщины 20-54 лет).

Опросы проводились по самозаполняемым вопросникам, анонимно, в присутствии интервьюера.

При анализе полученных данных нами были выделены следующие четыре показателя качества профилактического консультирования (индикаторов качества профилактической помощи - наличия, доступности, удовлетворенности):

Осведомленность о ФР - доля пациентов, осведомленных об имеющихся у них ФР (в % от числа обследованных).

Потребность в профилактическом консультировании -- доля пациентов, имеющих ФР, считающих, что им необходима их коррекция и нуждающихся в помощи специалиста по их коррекции (в % от числа всех обследованных).

Охват профилактическим консультированием - доля пациентов, получивших рекомендации по коррекции основных поведенческих ФР ССЗ в ходе профилактического консультирования (в % от числа всех обследованных).

Полнота удовлетворения потребности в профилактическом консультировании - доля пациентов, получивших профилактические рекомендации (в % от числа тех, кто испытывал потребность в коррекции имеющегося у него ФР и нуждался в помощи специалиста). Статистическая обработка данных проводилась с использованием программы Statistica 6.O.

Глава 3 Полученные результаты исследования

3.1 Осведомленность пациентов о заболевании и факторах, влияющих на прогноз

Средний возраст опрошенных пациентов с АГ составил 47,3 + 7,6 лет. Большинство опрошенных составили женщины - 73,7%, мужчины - 26,3%. Из числа опрошенных 60,2%о имели среднее образование и 39,8% - высшее.

Значительная часть опрошенных пациентов (68,5%) назвала среди ФР АГ хронический стресс. Осведомленность о других ФР оказалась очень низкой -- об негативном влиянии на АГ избыточного употребления соли знали только 10,8% больных, о курении - 10,3%, низкой ФА - 7,7%.

Осведомленность больных АГ о конкретных рекомендуемых нормативах ФР также оказалась крайне недостаточной, особенно в отношении биологических ФР: нормы массы тела правильно назвали 78,9% пациентов, АД -- 78,4%, общего ХС -9,3%, глюкозы- 24,7%.

Наиболее частым источником получения пациентами медицинской информации в отношении АГ оказались СМИ (44,3%) больных, рисунок 1.

Рис. 1. Источники получения больными с АГ медицинской информации

Одна треть больных (31,4%) получают информацию от членов семьи и только 30,4% от медицинского персонала.

Большинство курящих (69,4%) выразили желание бросить курить, причем большинство их них (около 70%) нуждаются в помощи врача при отказе от курения.

Более половины пациентов, испытывающих частые психоэмоциональные напряжения (57,8%;) нуждались в помощи специалиста и поддержке. Абсолютное большинство пациентов (79,9%) выразили желание получать больше информации о заболевании и оздоровлении. Факторы риска были значительно распространены среди пациентов с АГ: курили 22,2%, ежедневно испытывают стресс 22,8%, низкая ФА отмечена у 10,1%, регулярно досаливают приготовленную пищу 34,2%, имеют избыточную массу тела 78%. Регулярность посещения врача оказалась недостаточной для обеспечения эффективного контроля АГ (почти половина пациентов (41,8%) вообще не обращались к врачу в течение последнего года, лишь 12,9% пациентов посещали участкового врача 3 и более раза в год.

Несмотря на то, что большинство пациентов (72,7%) во время посещения врача получали не только рекомендации по медикаментозному лечению, но и советы по изменению привычек, влияющих на здоровье (сокращение животных жиров и поваренной соли в пищевом рационе, увеличение ФА, отказ от курения и злоупотребления алкоголем, контроль над стрессом), выполняли их регулярно только 27,3%, не выполняли совсем -19,6%..

Ежедневно принимали назначенные препараты только 21,6% пациентов. Большинство пациентов (78,4%) принимали антигипертензивную терапию нерегулярно или курсами (либо так советовал врач, либо сам больной выбирал режим приема).

Следует подчеркнуть, что большинство опрошенных пациентов (84,3%) считают наиболее предпочтительной формой получения медицинской информации беседу с врачом. Однако, при объяснении пациентам особенностей организации группового консультирования (Школ здоровья) половина пациентов (46,1%) выразили большую заинтересованность посещать Школы здоровья. Четверть пациентов (23,5%) посчитали лекции ( в традиционной форме) подходящей для себя формой для получения информации о здоровье (рисунок 2).

Рис. 2. Предпочтительные формы получения медицинской информации о здоровье среди опрошенных

Таким образом, для реализации эффективного контроля АГ в амбулаторной практике обоснована потребность в совершенствовании уровня знаний и практических навыком пациентов с АГ в отношении как режимов приема препаратов, так и поведенческих ФР, в которых лежат корни основные ФР развития АГ. Следует отметить, что выявленные приоритеты в потребности новых знаний и навыков не могут быть обеспечены обучением традиционными методами (памятки, плакаты и пр.). Возникают требования новых форм, в частности, эффективной форма интерактивного группового консультирования (обучения) в режиме Школы здоровья, обеспечивающей реализацию форм обратной связи, обсуждения, дискуссий, обмена мнениями и пр. формы активного обучения, что наиболее эффективно при обучении взрослых пациентов.

3.2 Оценка качества профилактического консультирования по факторам риска сердечно-сосудистых заболеваний в первичном звене здравоохранения

Всего было опрошено 641 чел. (отклик 84,1%), в том числе 235 мужчин (36,7% от числа опрошенных) и 406 женщин (63,3%). Количество пациентов в каждом центре составило: в Москве 395 чел., в Иваново 246 чел.

Средний возраст обследованных лиц - 39,2±10,7 лет, в том числе обследованных в Москве 40,2±10,5 лет, в Иваново 38,5±13,8 лет,р>0,05.

Достоверных различий в возрасте всех обследованных женщин (39,9±10,3 лет) и мужчин (39,1±11,5 лет) также не было, р>0,05.

Осведомленность о ФР. В целом по выборке и по регионам изучен уровень осведомленности пациентов поликлиник о некоторых показателях здоровья и имеющихся у них ФР, определяемых по биологическим параметрам (уровне артериального давления-АД, холестерина и глюкозы), таблица 1.

Таблица 1. Осведомленность пациентов первичного звена здравоохранения о некоторых биологических параметрах.

Осведомленность пациентов о

некоторых биологических параметрах их здоровья

Москва

Иваново

ВСЕГО

абс

%

абс

%

абс

%

Оба пола

Артериальное давление

229

58,0

153

62,2

382

59,6

Общий холестерин

104

26,3*

21

8,5*

125

19,5

Глюкоза

111

28,1*

34

13,8*

145

22,6

ВСЕГО обследованных

395

100,0

246

100,0

641

100,0

Мужчины

Артериальное давление

63

46,7

54

54,0

117

49,8

Общий холестерин

34

25,2*

7

7,0*

41

17,4

Глюкоза

32

23,7*

11

11,0*

43

18,3

ВСЕГО обследованных

135

100,0

100

100,0

235

100,0

:

Женщины

Артериальное давление

166

63,8

99

67,8

265

65,3

Общий холестерин

70

26,9*

14

9,6*

84

20,7

Глюкоза

79

30,4*

23

15,8*

102

25,Г

ВСЕГО обследованных

260

100,0

146

100,0

406

100,0

*р<0,05 между регионами

р<0,05 между мужчинами и женщинами

При анализе полученных результатов выявлено, что об уровне своего АД знали 59,6% пациентов, об уровне холестерина - 19,5%, а об уровне глюкозы крови - 22,6%. Уровень осведомленности мужчин и женщин различался. Так, об уровне своего АД знали 65,3% женщин и 49,8% мужчин (р<0,05), о холестерине - 20,7% и 17,4% (р>0,05) соответственно, о глюкозе - 25,1% и 18,3% (р<0,05), таблица 1. Не выявлено существенных различий осведомленности пациентов о ФР в сравниваемых центрах об уровне артериального давления. В то же время частота осведомленности об уровне холестерина и глюкозы крови достоверно различалась в 2-3 раза, таблица 1. Так, в Москве уровень своего холестерина знали 26,3% пациентов, в Иваново - 8,5% (р<0,05). Свой уровень глюкозы крови знали 28,1% опрошенных посетителей поликлиник г. Москвы, и только 13,8% пациентов г. Иваново (р<0,05). Выявленные закономерности аналогичны как среди опрошенных мужчин, так и среди женщин. Можно предположить, что выявленные различия отражают доступность таких видов профилактического обследования, как биохимические анализы крови. Однако, для окончательного ответа на этот вопрос требуется дальнейшее специальное изучение.

Потребность в профилактическом консультировании. Проведено сопоставление доли пациентов, имеющих определенные ФР, доли пациентов, готовых к коррекции ФР и доли пациентов, нуждающихся в помощи специалиста (рисунок 3). В обследованной выборке курили 35,1%, хотели бросить курить -17,3% всех обследованных (или 48,9% всех курильщиков), нуждались в помощи специалиста - 8,6% всех обследованных (или 24,2% всех курильщиков). Избыточная масса тела и ожирение были у 54,6% обследованных пациентов, выразили готовность к снижению массы тела - 27,9% всех обследованных (или 51,1% пациентов с избыточной массой тела и ожирением), нуждались в помощи специалиста - 16,2% всех обследованных (или 29,7% пациентов с избыточной массой тела и ожирением). Высокий уровень стресса отмечали 35,4% обследованных, хотели научиться справляться со стрессом - 29,8% обследованных пациентов (84,1% пациентов с высоким уровнем стресса), нуждались в помощи специалиста - 24,7% всех обследованных пациентов (69,6% пациентов с высоким уровнем стресса).

Рис. 3. Потребность в профилактическом консультировании, в % от всех обследованных

Выявлена высокая потребность в получении врачебных рекомендаций информации по вопросам здорового питания (40,7%), физической активности (27,9%), психоэмоционального напряжения/стресса (26,0%). В то же время количество пациентов желающих получить дополнительную информацию о курении и алкоголе оказалось небольшим (7,3% и 5,1%, соответственно). Выявлены существенные региональные различия потребности в получении дополнительной информации по факторам риска. Так, в Москве пациенты первичного звена здравоохранения нуждаются в получении дополнительной информации в существенно меньшей степени, чем в Иваново. В частности, если в Москве в получении врачебных советов о питании нуждались 26,6% пациентов поликлиник, то в Иваново - 48,8%, р<0,05.

Охват профилактическим консультированием. В целом по выборке рекомендации по оптимизации питания получили 26,8% пациентов, об увеличении физической активности - 11,2%, по отказу от курения - 9,5% и по контролю психоэмоционального напряжения/стресса- 12,2%, таблица 2.

Таблица 2. Частота профилактического консультирования по основным факторам риска ССЗ в двух центрах в зависимости от пола

ФР (профилактическое консультирование)

Москва

Иваново

ВСЕГО

абс

%

абс

0/ /0

абс

%

Оба пола

Питание

99

25,1

73

29,7

172

26,8

Физ. активность

44

11,1

28

11,4

72

11,2

Курение

35

8,9

26

10,6

61

9,5

Стресс

56

14,2*

22

8,9*

78

12,2

ВСЕГО обследованных

395

100,0

246

100,0

641

100,0

4ужчины

Питание

33

24,4

27

27,0

60

25,5

Физ. активность

13

9,6

11

11,0

24

10,2

Курение

19

14,1

16

16,0

35

14,9

Стресс

16

11,9

6

6,0

22

9,4

ВСЕГО обследованных

135

100,0

100

100,0

235

100,0

Женщины

Питание

66

25,4

46

31,5

112

27,6

Физ. активность

31

12,0

17

11,6

48

11,8

Курение

16

6,2

10

6,8

26

6,4

Стресс

40

15,4

16

10

56

13,8

ВСЕГО обследованных

260

100,0

146

100,0

406

100,0

*р<0,05 между регионами

р<0,05 между мужчинами и женщинами

При анализе частоты профилактического консультирования в зависимости от

региона не выявлено достоверных различий по таким ФР как питание, физическая активность и курение. Консультирование по коррекции стресса и психоэмоционального напряжения чаще (р<0,05) проводилось в поликлиниках в г. Москве (14,2%), чем г. Иваново (8,9%), что может быть связано с особенностями условий проживания в мегаполисе по сравнению с небольшим городом. По отказу от курения консультирование чаще получали мужчины (14,9%), чем женщины (6,4%),р<0,05.

Сопоставление частоты профилактического консультирования с

распространенностью анализируемых ФР в обследованной выборке отчетливо выявляет недостаточный охват профилактическим консультированием лиц, обращающихся в поликлинику, как указано выше (рисунок 3).

Таким образом, полученные данные убедительно свидетельствуют о низком охвате профилактическим консультированием амбулаторных пациентов и о не использовании в реальной практике имеющихся ресурсов первичного звена здравоохранения, а именно прямого контакта пациента с врачом, для обеспечения полноты профилактического консультирования, что может рассматриваться и как невыполнение прямых функциональных обязанностей медицинскими работниками, предусматривающих профилактику и коррекцию основных ФР среди наблюдаемого ими контингента населения поликлиники [24]. Причин такого низкого охвата может быть множество как объективного, так и субъективного характера. Однако в рамках настоящей статьи этот вопрос не рассматривается, так как требует специального изучения с учетом многообразия факторов, формирующих показатель охвата профилактическим консультированием населения, обращающегося по различным поводам в амбулаторные учреждения.

Полнота удовлетворения потребности в профилактическом консультировании. На рисунке 4 представлена доля пациентов получивших рекомендации по модификации образа жизни из числа обследованных, которые имели соответствующий ФР и хотели его изменить (получить врачебный совет).

Рис. 4. Полнота удовлетворения потребности в профилактическом консультировании, в % от числа пациентов, имеющих ФР и желающих получить врачебный совет но его коррекции.

Таким образом, только каждый пятый курильщик, готовый к отказу от курения, получал соответствующую рекомендацию терапевта. Аналогичные соотношения частоты удовлетворения потребности выявлены и в отношении избыточной массы тела и стресса - только каждый четвертый пациент, желающий снизить массу и каждый пятый пациент, желающий научиться справляться со стрессом, получали соответствующие рекомендации терапевта.

Выводы

Предложены количественные показатели качества профилактического консультирования, отражающие наличие и удовлетворенность профилактической помощью, которые оценены в условиях реальной практики первичного звена здравоохранения - осведомленность пациентов об имеющихся у них ФР, потребность, охват и полнота удовлетворения потребности в профилактическом консультировании.

Показана высокая потребность пациентов в профилактическом консультировании - хотели бросить курить 48,9% курильщиков, причем каждый второй из них нуждался в помощи специалиста; выразили желание снизить вес 51,1% пациентов с избыточной массой тела и ожирением, также каждый второй не мог сделать этого самостоятельно, без врачебной помощи; хотели научиться справляться со стрессом 84,1% пациентов с высоким уровнем стресса и 69,6% из них нуждались в помощи специалиста.

Полученные данные убедительно свидетельствуют о низком охвате профилактическим консультированием амбулаторных пациентов и о не использовании в реальной практике имеющихся ресурсов первичного звена здравоохранения, а именно прямого контакта пациента с врачом, для обеспечения полноты профилактического консультирования. Так, рекомендации врача по оптимизации питания получили только 26,8% пациентов, об увеличении физической активности - 11,2%, по отказу от курения - 9,5% и по контролю психоэмоционального напряжения/стресса - 12,2%, что значительно ниже распространенности этих ФР в обследованной выборке.

Полнота удовлетворения потребности пациентов в профилактическом консультировании в реальной практике оказалась около 20% от числа пациентов, выразивших желание получить конкретные врачебные рекомендации (профилактическое консультирование).

Список литературы

Оганов Р.Г. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний: возможности практического здравоохранения. - Кардиоваскулярная терапия и профилактика. - 2002. - 1:5-10.

Руководство по медицинской профилактике. Под ред. Оганова Р.Г., Хальфина Р.А. М.:ГЭОТАР-Медиа. - 2007. - 464 с.

Укрепление здоровья и профилактика неинфекционных заболеваний в России и Канаде. Опыт и рекомендации. Под ред. Глазунова И.С, S.Stachenko.- Public Health Agency of Canada. -HP5-16/2006Ru. - 149 c.

Оганов Р.Г., Калинина A.M. Управление качеством профилактики основных хронических неинфекционных заболеваний в первичном звене здравоохранения. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 2003. - № 2: 3-8.

Balm T.J., Cronau H.R., Way D.P. A comparison of family medicine and internal medicine experiences in a combined clerkship. Fam Med. 2003 Jul-Aug;35(7):499-503.

Lidfeldt J., Nyberg P., Nerbrand C, et al. Biological factors are more important than socio- demographic and psychosocial conditions in relation to hypertension in middle-aged women. The Womens Health in the Lund Area (WHILA) study.Blood Press. 2002;l l(5):270-8.

Гришин В.В., Киселев А.А., Кардашев В.Л. и др. Контроль качества оказания медицинской помощи в условиях медицинского страхования в ведущих странах мира. Аналитический обзор. -М.- 1995.-62 с.

Руководство по управлению качеством. Россия-США. - Изд-во «Макроцентр». -- 2000. - 88 с.

Укрепление здоровья и профилактика заболеваний. Основные термины и понятия. Под ред. Вялкова А.И., Оганова Р.Г. - М.- ГЭОТАР-Медиа. - 2001. - 17 с.

Приказ Минздрава России от 16.07.2001г. № 268. Классификатор сложных и комплексных медицинских услуг.

Guide to Clinical Preventive Services. US, Prev. Services Task Force, 1996.

Rolls L. National Occupational Standarts for Health Promotion and Care., 1999, p 356.

Spellev V. etc. Development Quality assurance standards for health promotion practice in the UK., 1999,252 р.

Кишларь Л.Л. Риск развития и профилактика ХНИЗ. // Здравоохр Рос Федерации 1994; 3:21- 23.

Guidelines Subcommittee. 1999 World Health Organization -- International Society of Hypertension guidelines for the management of hypertension//Blood Press. -- 1999. --Vol. 8 (Suppl 1). -- P. 1-36.

Appel L.J., Moore T.J., Obarzanec E. et al. For the DASH Collaborative Research Group. A clinical trial of the effects of dietary patterns on blood pressure//N. Engl. J. Med. -- 1997. -- Vol. 336.-P. 1117-1124.

Arabidze G., Oschepkova E., Skvortsov A., et al. Ultrasound imaging of carotid arteries for detection of preclinical arteriosclerosis in mild hypertension // Eur. Heart J. - 1991. -Vol. 12.-P. 256.

Hertog M.G., Kromhout D., Aravanis C. et al. Flavonoid intake and long-term risk of coronary heart disease and cancer in the Seven Countries Study. Arch Intern Med 1995; 155:381-6.

Kromhout D., Nedeljkovic S.I., Grujic M.Z. et al. Changes in major risk factors for cardiovascular diseases during 25 years in the Serbian cohorts of the Seven Countries Study. Int J Epidemiol 1994; 23:5-11.

Kromhout D. Dietheart issues in a pharmalogical era. Lancet 1996; 348 (Suppi 1): S20 - S22.

Смулевич А.Б. Депрессии в общемедицинской практике: -- М.: Издательство "Берег", 2000. - 160 с.

Lesperance F., Frasure-Smith N. Negative emotions and coronary heart disease: getting to the heart of the matter//Lancet. -- 1996.-Vol. 374.-P. 414-415.

Stachenko S. Preventive Guidelines: Their Role in Clinical Prevention and Health Promotion. Canada, 2000, 124 p.

Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. Десятый пересмотр.- ВОЗ. Женева. - 1995. - Том 1 (часть 2): 514-557.

Калинина A.M., Шатерникова И.Н., Еганян Р.А. и др. Маркетинг медицинских профилактических услуг в территориальной поликлинике крупного города. - Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 2005. - 2:3-9.

Приказ МЗ РФ № 765 от 07.12.2005 года "Об организационной деятельности врача - терапевта участкового"

Делись добром ;)