logo
Коммуникативная компетентность фармацевтов-провизоров аптеки с разным уровнем профессиональной успешности

1.2 Особенности профессиональной деятельности и профессиональной успешности фармацевтов-провизоров аптек

Латинское слово «provisor» буквально означает «предвидящий»; также оно имело значения «поставщик», в Кратком словаре иностранных слов переводится как «тот, кто запасает съестные припасы» [33, с. 311].

В Российской империи звание провизора рассматривалось как фармацевтическая учёная степень, выше аптекарского ученика и аптекарского помощника и ниже магистра фармации. Обычной аптекой разрешалось управлять только фармацевту, имеющему степень магистра или провизора, возрастом не ниже 25 лет. В сельской местности аптеками могли управлять не только провизоры, но и помощники провизоров. Для получения степени провизора нужно было проработать в аптеке в качестве ученика не менее двух лет, сдать экзамен на аптекарского помощника, проработать в этом качестве не менее трех лет, прослушать университетский фармацевтический курс и сдать экзамен на степень провизора.

Сегодня фармацевт-провизор - это специалист с высшим фармацевтическим образованием, работающий в сфере производства, хранения и продажи лекарственных препаратов. Провизор - это профессионал в области знаний о лекарственных средствах (фармакология, фармакокинетика, фармакотерапия, фармацевтическая опека), технологий их приготовления (аптечная и заводская технологии), экономики (организация экономики фармации, менеджмент и маркетинг лекарственных средств, технологии продаж), контроля качества, и, наконец, психологии общения.

В соответствии с Международным стандартом надлежащей аптечной практики (Good Pharmacy Practice) фармацевт-провизор современной аптеки осуществляет такие функции: пропаганда здорового образа жизни; профилактика заболеваний; влияние на рациональное применение рецептурных лекарственных средств; консультирование населения по грамотному и ответственному самолечению.

В классификации профессий, выделенных по основанию предмета труда, разработанных Е.П. Климовым, А.К. Марковой [28; 29; 30; 39], определены пять основных типов профессий: «человек - живая природа», «человек - техника (и неживая природа)», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ» и «человек - человек». По этой классификации деятельность фармацевта-провизора аптеки относится к профессии типа «человек - человек».

Анализ указанных трудов показал, что авторы в виде методологических оснований для выделения типов профессий используют следующие положения: возможность рассматривать любую профессию как сложное явление, при этом строго относящееся по тому или иному признаку к определенному роду сходных профессий, легкость использования, обеспечиваемая непротиворечивостью оснований и четкостью описания. Актуальность и необходимость всестороннего изучения профессий типа «человек - человек» связана с широким распространением социономических профессий в современном обществе: с представителями этих профессий люди имеют дело в различных сферах социальной практики.

В большинстве профессий типа «человек - человек» нет жестких требований к результату и процессу деятельности. Критерии успеха или неуспеха деятельности часто субъективны, варьируются в зависимости от решаемых профессионалом задач. Формальные показатели успешности (если они существуют) могут не входить в систему субъективных критериев, т.к. не соответствуют специфике деятельности. Отсутствие единых, четких и непротиворечивых объективных критериев может вести к тому, что одна и та же ситуация будет оцениваться как успешная и как неуспешная разными наблюдателями, самим субъектом труда и потребителями.

В социономических профессиях особенно высока роль социальных ожиданий, которые и выступают в качестве идеала деятельности. Социальная (внешняя) оценка деятельности профессионалов основывается на обобщенном идеальном представлении не только о деятельности, но и о самом профессионале, эту деятельность осуществляющем. Идеальные представления имеют характер социальных стереотипов и используются в качестве субъективных критериев успешности профессиональной деятельности. Выявление представлений об идеале успешности профессиональной деятельности получает особую значимость по сравнению с профессиями других типов.

Профессии типа «человек - человек» отличаются особенностями предмета, средств, условий, продукта деятельности, что достаточно подробно описано Е.П. Климовым [30, с. 67]. Деятельность в социономических профессиях ориентирована на других людей (или их группы), обладающих собственной активностью, оценивающих, содействующих (или противодействующих) действиям субъекта труда. Для обозначения второго участника процесса деятельности используется понятие «потребитель труда» - это люди, непосредственно взаимодействующие с профессионалом в ходе профессиональной деятельности, на которых направлены профессиональные усилия субъекта труда.

Данные исследования В.А. Толочека [62] позволяют выделить следующие признаки совместной деятельности: общая цель участников; соподчинение индивидуальных мотивов деятельности; распределение действий, функций, ролей между участниками в ходе планирования деятельности; необходимость согласования индивидуальных действий; единый конечный результат деятельности; обращение к другим участникам за оценкой индивидуальных действий. Эти характеристики в разной степени имеют место в деятельности представителей различных профессий типа «человек - человек». Данное положение относится и к деятельности субъекта и потребителя труда в социономических профессиях.

Еще несколько лет назад в объявлениях о приеме на работу фармацевтов и провизоров доминировали всего два пожелания: профильное образование и отсутствие вредных привычек. Сегодня требования работодателей существенно расширились: им нужен аккуратный, общительный и добросовестный работник. Дополнительными психологическими требованиями для личности таких работников являются: уравновешенность, собранность, острота ощущений и восприятий, скорость реакции, хорошая память, внимание и наблюдательность.

Проведя анализ объявлений о вакансиях, выставленных в сети Интернет, удалось составить перечень качеств, которые работодатели хотят видеть у фармацевта-провизора аптеки: коммуникабельность, обаяние, контактность, образованность и обучаемость, расторопность, выносливость, точность и аккуратность, честность, порядочность, любовь к людям и к своей профессии.

В торговом зале аптеки должна царить уютная и спокойная атмосфера, благоприятный психологический климат - покупатели должны быть довольны. Умение найти общий язык с любым клиентом - обязательное качество для хорошего фармацевта. Умение общаться и устанавливать отношения пригодятся и при коммуникации в коллективе аптеки.

Хороший фармацевт-провизор аптеки должен успевать усваивать информацию об инновационных лекарственных средствах, следить за новинками фармацевтики и с удовольствием делится своими знаниями, как с покупателями, так и с коллегами. Причем для успешной работы аптечному сотруднику недостаточно профильных знаний. Иногда требуются умения психолога, иногда - менеджера, в другой ситуации - юриста. Большинство крупных аптек уже компьютеризированы, и знание современных информационных технологий вкупе с навыками пользователя сети Интернет фармацевту необходимы. Очень часто работодатель желает принять на работу специалиста со знанием английского языка.

Деятельность фармацевта-провизора разнообразна и обширна: он должен принимать товар, вести внутреннюю документацию, поддерживать порядок и чистоту на рабочем месте, следить за правильностью выкладки, общаться с медицинскими представителями компаний-производителей, поддерживать безупречный внешний вид. Причем необходимо помнить, что работа с покупателями - его главная обязанность. Все это предполагает выносливость и работоспособность фармацевта-провизора.

Внешний вид фармацевта-провизора должен соответствовать имиджу организации: если руководство ввело обязательное ношение униформы, приказ един для всех. Безупречно отглаженный халат, всегда чистые руки, точные выверенные движения - отличия настоящего профессионала. Порядочный и честный фармацевт не только сам не станет предпринимать каких-либо действий, наносящих материальный вред аптеке или ее посетителям, но и не позволит это делать своим коллегам.

Как уже говорилось выше, основная обязанность фармацевта-провизора - работа с людьми. Какое-либо конкретное лекарственное средство спрашивает треть от общего числа покупателей. Вместо вопроса о наличии препарата обычно звучат жалобы: болит зуб, болит голова, расстроился желудок, ослаб иммунитет, течет нос, появился кашель и так далее. Аптечный сотрудник слушает и предлагает те или иные препараты, различные по цене и производителю. Идеальный (с точки зрения работодателя) фармацевт умеет грамотно предложить лучшие, и (желательно) дорогие препараты. Умелая презентация товара - один из высших показателей профессионализма фармацевта-провизора.

Хороший фармацевт видит проблему клиента и предлагает дополнительные пути ее решения. Покупатель чувствует заботу и радуется, что ему напоминают о нужном, предвосхищая его вопросы. Руководитель рад, что средняя стоимость покупки, как и оборот аптеки в целом, растет, а число клиентов увеличивается.

Не менее важны для фармацевта-провизора аптеки терпимость и доброжелательность. Посетители аптек часто бывают раздраженными, нервничают, ведут себя агрессивно. Это неудивительно: у них проблемы со здоровьем, провоцирующие законный страх за свое будущее, часто - желание выплеснуть накопившиеся негативные эмоции. Задача фармацевта - развеять страхи, помочь, проявить сочувствие, предложить эффективное лекарство. Пригодится тут и умение сопереживать - поставить себя на место обратившегося посетителя аптеки.

Какие бы слова не произносил фармацевт-провизор, убедить покупателя в своем к нему расположении можно только совокупностью искренних вербальных, вокальных и невербальных сигналов. Несмотря на то, что наши соотечественники достаточно доверчивы, «надетой» вышколенной улыбкой и ложными эмоциями их не обмануть - покупатель тонко чувствует, насколько расположен к нему фармацевт-провизор. В ответ на искреннюю заботу, умение слушать и сопереживать такой посетитель аптеки станет постоянным покупателем, и даже в том случае, если фармацевт-провизор сменит место работы, будет обращаться исключительно к нему.