Место адаптивной физической культуры в реабилитации инвалидов

курсовая работа

1.2 Использование средств и методов системы адаптивного физического воспитания при работе с инвалидами

В физическом воспитании инвалидов должны широко использоваться все средства системы физического воспитания. Вместе с тем они должны быть разработаны в строгом соответствии с коррекционно-компенсаторными задачами с учетом особенностей занимающихся.

Так, в работе со здоровыми не выделяют специальные упражнения на включение в движение, на координацию, влияющие на вестибулярный аппарат. Считается, что любое физическое упражнение в какой-то мере используется в этих целях. Но у инвалидов настолько значительные дефекты при включении в движение координации движений и сохранения равновесия, восстановить их общими упражнениями не удается. Необходимы специальные упражнения для коррекции и компенсации этих нарушений.

В физическом воспитании инвалидов выделяют две группы упражнений; обще-подготовительные (общеразвивающие упражнения, используемые в малых формах физического воспитания, зарядки, физкультминутки и т.д.) и специальные (ходьба, бег, плавание и т.д.).

Основными формами физического воспитания инвалидов являются:

- самостоятельные занятия физическими упражнениями (утренняя гигиеническая гимнастика, прогулки, ближний туризм, коррекционные занятия с использованием методических материалов);

- организованные групповые и секционные занятия физической культурой и спортом (АФК и коррекционные занятия в лечебно-санаторных учреждениях и реабилитационных центрах, занятия доступными видами спорта в группах и секциях общественных физкультурных организаций, производственная гимнастика для лиц, занятых в сфере материального производства и службы быта, и др.);

- инваспорт (организация и проведение соревнований по доступным видам спорта).

Утренняя гигиеническая гимнастика проводится ежедневно до завтрака в течение 10-20 мин., в зависимости от характера, степени и уровня патологии, функционального состояния и возраста инвалидов. Цель утренней гимнастики - подготовка организма к переходу от состояния физиологического покоя к повседневным физическим нагрузкам, связанным с бытовой и трудовой деятельностью. Утренняя гигиеническая гимнастика, как правило, проводится в палатах, холлах, залах ЛФК, на спортивных площадках под руководством инструктора ЛФК групповым методом в специальных лечебных и санаторно-курортных учреждениях, а также в домашних условиях с помощью родственников или самостоятельно.

Занятия проводят сидя на стуле, в кресле-каталке или стоя в фиксирующих аппаратах. Дозировка упражнений зависит от степени и уровня повреждений, возраста, функционального состояния организма занимающихся или от уровня их физической подготовленности.

Адаптивная физическая культура рассматривается как часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц, которые имеют отклонение в состоянии здоровья в двигательной активности, возобновлении, укреплении и поддержании здоровья, личного развития, самореализации физических и духовных сил с целью улучшения качества жизни, социализации и интеграции в общество.

За счет разнообразных видов АФК имеет широкий спектр влияния на личность инвалида.

Каждый вид адаптивной физической культуры имеет свое значение:

- адаптивное физическое воспитание предназначено для формирования базовых основ физического образования;

- адаптивная двигательная рекреация - для оздоровительного досуга, активного отдыха, игр, общения;

- адаптивный спорт - для совершенствования и реализации физических, психических, эмоционально-волевых качеств;

- физическая реабилитация - для лечения, восстановления и компенсации потерянных возможностей.

Бегидова Т.П. также рассматривает креативные (художественно-музыкальные), телесно-ориентованные практики АФК и экстремальные виды двигательной деятельности. Все эти виды АФК тесно связаны между собой.

Аспект реабилитации средствами АФК включает возобновление, коррекцию и компенсацию потерянных и нарушенных функций в процессе учебы, воспитания и развития.

Концепция личности Мясищева В.Н., (подтвержденная в исследованиях Бодалева А.А., Вацлавик П.И., Платонова К.К. и др.) понимает человека как единую био-психо-социальную систему. По мнению Корневой Е.Н., качество социальности человека остается неизменной в течение всей жизни. Изменяются лишь формы его взаимодействия с социумом и мера соответствия ожиданиям и требованиям последнего. Таким образом, социализация инвалида заключается не в увеличении меры его социальности, а в изменении форм его взаимодействия с социальным окружением и повышения самооценки.

Именно адаптивная физическая культура является таким социальным явлением, которое отвечает всем требованиям влияния на развитие личность, как целостной системы.

Необходимо выделить основные принципы, отражающие специфику применения АФК:

1. Четкая дифференциация целей и задач АФК на основании анализа возможностей, обеспечивающих восстановление мышечной силы и координации движений, предупреждения и устранения контрактур, выработки самостоятельного передвижения, развитие способностей к манипулятивным действиям, приобретение навыков бытового самообслуживания, нормализацию обмена веществ, дыхания, установление контролируемых основ мочеиспускания и дефекации, приобретение новых профессиональных навыков.

2. Интерактивное использование в комплексе АФК различных методик.

3. Дифференциация методики по применениею гимнастических упражнений, спортивных и подвижных игр, упражнений прикладного характера.

4. Гимнастические упражнения, включаемые в комплекс, должны определяться клиническим синдромом двигательных расстройств, типом нарушения мышечного тонуса и состояния координации. Целесообразно выполнять активные, пассивные и активно-пассивные упражнения с помощью методиста, из оптимальных исходных положений, с применением резиновых бинтов, тренажерных систем.

Особенно важны упражнения по восстановлению функций кистей, способности к манипулятивным действиям.

5. Четкая дифференциация применения различных видов массажа - классического сегментарного, точечного, их сочетание, вибро-, гидро- и самомассажа, электро- и вибростимуляции пораженных мышц.

6. Упражнения прикладного типа должны включать комплексную систему развития и обучения ходьбе как способу самостоятельного передвижения. Наиболее эффективно последовательное применение упражнений:

- в постели с переменным расположением у угла постели;

- с применением укороченных костылей;

- с использованием подвесов и резиновых бинтов;

- ходьба между параллельными брусьями в зале и в бассейне;

- передвижение с помощью монорельса, костылей;

- ходьба по лестнице с перешагивания, с ношей, в темноте, падения и вставания.

7. Эффективным является включение в комплекс спортивных игр и соревнований. Индивидуальные и групповые занятия АФК проводятся в течение 10-30 мин. один-два раза в день в залах стационарных лечебных и санаторно-курортных учреждений, поликлиник, на спортивных площадках, в бассейнах и др..

Производственную гимнастику как самостоятельные занятия физическими упражнениями в условиях быта необходимо включать ежедневно в режим двигательной активности инвалидов. В течение дня целесообразно проводить 3-4 занятия продолжительностью 15-30 мин. С целью повышения эффективности физических упражнений на функциональное развитие организма и уровень физической подготовленности рекомендуется использование в индивидуальных занятиях различных тренажерных систем, приспособлений и снарядов (гантели, эластичные, резиновые бинты, эспандеры, блочные системы и др.), что позволит облегчить задачу нормирования физических нагрузок, создания программ локального воздействия на отдельные группы мышц и системы организма.

Прогулки, ближний туризм - формы физического воспитания, не требующие длительной подготовки и использования сложного оборудования и приспособлений. Прогулки включают в ежедневный двигательным режим на всех этапах реабилитации. Продолжительность прогулок зависит от температуры окружающей среды, функционального состояния инвалидов, возможности использования этого вида самостоятельных занятий в домашних условиях. Ближний туризм может быть организован группой инвалидов, занимающихся в одной секции или объединении по территориальному принципу (специальные районы, дома для инвалидов, лечебные учреждения санаторного типа), а также самостоятельно проводится, как правило, в течение одного дня.

Включение ближнего туризма в недельный двигательный режим инвалидов позволяет обеспечить сочетание активного восприятия окружающей среды с дозированной физической нагрузкой, способствует снижению напряжения нервной системы, улучшению функционального состояния основных систем организма, повышению уровня физической подготовленности инвалидов.

При занятиях с инвалидами могут быть использованы следующие организационные методы:

1. Индивидуальный, т.е. метод, определяющий возможность организации занятия тренером с инвалидом. В этом случае методика подбирается строго индивидуально, с учетом особенностей патологии спортсмена-инвалида, его функциональных возможностей и подготовленности. Индивидуальный метод организации занятий является наиболее эффективным.

2. Групповой, т.е. метод, при котором тренер работает с группой инвалидов до 10 человек. Как правило, в этом случае целесообразно присутствие ассистентов, выполняющих в основном чисто вспомогательные функции по организации занятия и установке оборудования и инвентаря.

3. Индивидуально-групповой, т.е. метод, при котором методически занятия организует и ведет тренер, а ассистенты работают индивидуально со спортсменами под руководством тренера.

Эффективность этого метода также очень высока. Кроме того, в этом случае в занятии участвуют сразу несколько инвалидов, что повышает эмоциональный тонус, формирует навыки общения в коллективе. Особенно важно участие здоровых ассистентов, что является мощным фактором социальной адаптации инвалидов.

4. Метод самостоятельных занятий подразумевает организацию занятий по рекомендации тренера или самостоятельно; использование этого метода позволяет повысить эффективность занятий за счет непрерывности воздействия независимо от внешних факторов.

При систематических занятиях инвалиды достаточно эффективно осваивают навыки, а также получают оптимальную функциональную подготовку. Наряду с постепенным усложнением заданий от занятия к занятию увеличивается и физическая нагрузка. Поэтому специалист должен регулировать величину физических нагрузок изменением интенсивности выполняемых упражнений, темпа их выполнения, продолжительности отдыха между упражнениями и т.д.

Таким образом, применение физических нагрузок различного содержания в профилактических, коррекционных и тренировочных целях двигательной сферы инвалидов должно быть реализовано специалистом на основе руководства следующими закономерностями: глубокое знание функционального состояния нервной системы инвалидов; физические нагрузки различного характера, применяемые локально и интегрально в профилактике и коррекции двигательной сферы инвалидов, в каждый момент проведения занятий должны быть оптимальными с учетом функционального состояния их нервно-мышечной системы и системы внутренних органов.

Делись добром ;)