Место адаптивной физической культуры в реабилитации инвалидов

курсовая работа

2.1 Организация занятий адаптивной физической культурой для инвалидов с психическими патологиями

Необходимо особо отметить значимость социально-оздоровительной реабилитационной среды, физической культуры и спорта в системе реабилитации психически больных, находящихся в стационарных психоневрологических учреждениях социального обслуживания.

Эндогенные психические патологии нередко сопровождает моторная заторможенность, обусловленная как нейрофизиологическими причинами, так и угнетением побудительных мотивов, В результате этого формируется гиподинамия (гипокинезия), в свою очередь создает негативное влияние на функции различных органов и систем.

Моторная деятельность больных с выраженной умственной отсталостью также убыточна, в процессе онтогенеза развитие двигательных функций и познавательной деятельности взаимосвязано, в связи с чем задержку психических функций сопровождают и двигательные нарушения в виде заторможенности движений, а также и нарушений тонкой моторики пальцев кистей рук и пр.

Гиподинамия и гипокинезия как проявление низкого уровня двигательной активности в результате кумулятивного воздействия приводят к негативным изменениям в организме, которые проявляются в снижении функциональной активности органов и систем, в нарушениях регуляторных механизмов.

Гиподинамия психически больных, находящихся в психоневрологических интернатах, носит еще и ситуационный характер: скученность, недостаточные санитарные площади, наличие "границ" территории учреждения, нередкое отсутствие спортивных залов и площадок - все это определяет ограниченные возможности развития физической культуры в этих учреждениях. Имеющиеся спортивные залы в психоневрологических интернатах не соответствуют архитектурно-строительным требованиям, недостаточно оснащены спортивным оборудованием и инвентарем, которое позволяло бы широко организовывать физкультурно-оздоровительную работу.

Между тем необходимость использования физической культуры очевидна. В настоящее время общепризнано положительное терапевтическое воздействие двигательной активности, в том числе адаптивной физической культуры и спорта на психическое и соматическое состояние здоровья человека. Адекватная по нагрузкам, рационально подобранная физическая активность для душевнобольных способствует стимуляции деятельности центральной нервной системы больного, дезактуализации патологических переживаний больных, повышению их социальной активности и коммуникативных способностей.

Применение средств физической культуры с целью медицинской реабилитации позволяет снизить число и частоту обострений хронических заболеваний. Отмечено профилактическое и терапевтическое воздействие физической культуры при предотвращении патологических реакций в стрессовых ситуациях на развитие и течение атеросклеротического процесса.

В процессе физического воспитания на основе многократного повторения движений идет формирование и совершенствование моторного и сенсорного ориентирования, тренировки нервно-мышечного аппарата. Развивается мышечно-суставное чувство, ориентировка в пространстве и времени, память на последовательность движений, умение выполнять движение по словесной инструкции, анализ движения по качеству их выполнения.

Физические упражнения, правильно подобранные и дозированные, являются мощными афферентации, адресованными в различные отделы центральной нервной системы, отвечающих за соотношение возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга. Они могут быть направлены на перестройку патологических, условных рефлексов, возникших в процессе заболевания.

Перед органами социальной защиты населения, руководителями и специалистами стационарных психоневрологических учреждений встает важная задача по определению и разработке принципиально новых недавно нетрадиционных форм и методов реабилитации больных, а именно широкое привлечение больных в занятия физической культурой и спортом с учетом медицинских, первую очередь психиатрических, показаний и противопоказаний.

Практический опыт организации мероприятий по привлечению больных, проживающих в стационарных психоневрологических учреждениях социального обслуживания, к адаптивной физкультуре, свидетельствует о необходимости определенной систематизации и установления этапности в использовании средств физической культуры и спорта в рамках мероприятий по реабилитации больных.

Для назначения больному тех или иных форм и видов занятий физической культурой врачи психоневрологических интернатов должны иметь определенную подготовку и знания в вопросах физической культуры. Необходимо обеспечить учреждения методической помощью по данным вопросам:

- методы дозирования физических нагрузок;

- показания и противопоказания к занятиям теми или иными видами физической культуры и спорта;

- система контроля за занятиями больных с психическими расстройствами физкультурой и спортом;

- критерии оценки влияния физических нагрузок по отдельным видам спорта и физической культуры на психосоматическое состояние здоровья и др..

Врач учреждения должен при участии специалистов по спортивной медицине и врачебного контроля решать вопрос о включении в реабилитационную программу больного адаптивной физической культуры и спорта как самостоятельного конкретного вида реабилитации.

На специалистов по лечебной физкультуре, преподавателей по физической культуре учреждений, как имеющих специальные, профессиональные знания и практический опыт, должны быть возложены обязанности организации занятий физической культурой больных. При этом методическое руководство проведения оздоровительных мероприятий средствами адаптивной физической культуры и спорта должны осуществлять территориальные лечебно-физкультурные диспансеры, которые, как и другие лечебно-профилактические учреждения органов здравоохранения приказом территориального органа управления здравоохранения должны быть прикреплены к стационарной психоневрологического учреждения социального обслуживания.

Такая организация врачебного контроля с участием больных и инвалидов в занятиях физической культурой и спортом позволит наиболее полно реализовать возможности каждого учреждения по привлечению больных в занятия физической культурой как конкретную форму реабилитации.

Второй компонент - второй этап физкультурно-оздоровительного среды - массовый спорт для инвалидов. Если физическое воспитание создает начальную базу для развития физических способностей и двигательных навыков, формирует предпосылки для их развития, то массовый спорт способствует полному раскрытию этих возможностей, позволяет испытать удовольствие от обладания телом, от преодоления определенных трудностей. Спорт дает возможность установления контактов с другими людьми, взаимодействие с общественными организациями.

Делись добром ;)