Обоснование содержания экспериментальной программы адаптивной физической реабилитации и методики использования ее средств на различных формах занятий для улучшения рессорных функций стопы при плоскостопии у детей среднего школьного возраста
3.3 Заключение по III главе
Гипотеза исследования подтверждает, что эффективность процесса адаптивной физической реабилитации повысилась, так как были проведены следующие мероприятия:
1. Изучена научно-методическая литература по анализу характеристик строения и видов нарушения сводов стоп.
2. Выявлены эффективные средства и методы физической реабилитации при плоскостопии.
3. Разработана программа адаптивной физической реабилитации детей среднего школьного возраста, имеющих нарушение в опорно-двигательном аппарате (плоскостопие) и методика использования ее средств на урочных и неурочных формах занятий.
В результате проведенного педагогического эксперимента у учащихся среднего школьного возраста выявлено достаточное улучшение показателей функций стоп по сравнению с исходным уровнем.
Выводы
1. Анализ научно-методической литературы по проблеме профилактики нарушений и укреплению рессорных функций сводов стоп у детей среднего школьного возраста при плоскостопии, показал, что выявлены виды нарушений сводов стоп и причины их возникновения.
2. К наиболее существенным видам нарушений сводов стоп относится статическое плоскостопие. Основными причинами его считаются: избыточный вес, долгое стояние на ногах, слабость мышечного тонуса.
3. Анализ средств и методов физической реабилитации при плоскостопии выявил, что не было указано в научно-методической литературе использование физической реабилитации с помощью круговой тренировки и мало внимание уделено комплексам физических упражнений для коррекции рессорных функций стоп в домашних условиях.
4. Разработана программа адаптивной физической реабилитации детей среднего школьного возраста имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата (плоскостопие) и методика использования ее средств на урочных и неурочных формах занятий.
Основными документами программы являлись: пояснительная записка, цели и задачи, учебно-тематический план занятий, тематическое планирование занятий, комплексы упражнений при плоскостопии на уроках и дома.
5. Исследование состояния сводов стоп учащихся среднего школьного возраста выявило следующее: показатель подометрии (индекс Фридланда) в экспериментальной группе до эксперимента составил 26.23 мм, а после эксперимента - 28.96 мм, р < 0.05, что говорит об улучшении свода стоп.
Показатели плантографии индекса Штриттера в экспериментальной группе до эксперимента были равны 76.28%, а после эксперимента - 65.83%, р < 0.05, что позволяет нам говорить об улучшении рессорных функций свода стоп.
По анализу положения двух линий, проведенных на отпечатке плантографии по В.А. Яралова - Яралянца в экспериментальной группе до эксперимента у 25% детей было уплощение свода стоп, а у 75% - плоскостопие. После педагогического эксперимента у 75% детей наблюдалось уплощение, а у 25% - плоскостопие.
В контрольной группе по разным показателям произошли незначительные изменения.
6. Анализируя данные исследования можно отметить, что результаты улучшились. После эксперимента улучшение наблюдалось у всех учащихся экспериментальной группы, что позволяет рекомендовать нашу программу и методику для улучшения рессорных функций стопы при плоскостопии у детей среднего школьного возраста.
Таким образом, цель нашей работы достигнута. Произошло улучшение рессорных функций стоп при плоскостопии у детей среднего школьного возраста средствами адаптивной физической реабилитации на урочных и неурочных формах занятий.
Практические рекомендации
1. Для профилактики нарушений сводчатости стоп школьников учителям физической культуры включать в учебный материал комплексы упражнений по укреплению мышечно-связочного аппарата стоп.
2. Использовать данную работу в качестве методического пособия в общеобразовательных учреждениях для выявления нарушений сводчатости стоп.
3. Последовательность проведения мероприятий по профилактике нарушений сводов стоп включают в себя следующие мероприятия:
3.1 Выявление сводчатости стоп у учащихся методами определяющими уплощение стопы : плантогафии по В.А. Яралова - Яралянца и по Штритеру, методом подометрии.
Исходя из полученных данных, необходимо на дифференцированной основе разделить учащихся на группы для занятий по физическому воспитанию с учетом состояния сводчатости стоп.
3.2 Разработка учебной документации:
- тематический план занятий;
- тематическое планирование занятий с комплексами упражнений адаптивной физической реабилитации для улучшения рессорных функций стопы при плоскостопии.
4. Домашнее задание
- убедить учащихся в практической пользе домашнего задания как необходимого дополнения к занятиям адаптивной физической реабилитации для улучшения рессорных функций стопы.
- обращать внимание учащихся на организацию и методику проведения заданных на дом комплексов упражнений.
- изучать с учащимися на уроке материал заданного домашнего задания.
- обязательно сообщить сроки проверки домашнего задания.
- домашними контролерами по организации физического оздоровительного режима школьников должны выступать родители.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании ( текст): Пособие для студентов/ Б.А. Ашмарин. - М.: ФиС, 1978. - 222с.
2. Валик Б.В.Подготовка мышц, обеспечивающих правильную осанку и упругие свойства стопы (текст) / Б.В. Валик // Физическая культура в школе. - 2006. - № 8. - С. 59-62
3. Веневцев С.И., Дмитриев А.А. Оздоровление и коррекция психофизического развития детей с нарушениями интеллекта средствами адаптивной физической культуры. - М. «Советский спорт», 2004.- С. 33-36.
4. Гребова Л.П. Лечебная физическая культура при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей и подростков: учеб.пособие.-М.:Издательский центр «Академия», 2006. - С. 5-47.
5. Деименко А. Плоскостопие у детей (текст) / А. Деименко// Физкультура и спорт. - 2002.-№ 10. - С. 19-33.
6. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учебник для студентов вузов. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. - С. 454-455.
7. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура, ее философия, содержание и задачи / Адаптивная физическая культура и функционально состояние инвалидов. - СПб, 1996. - С. 23-24.
8. ЕгороваС.А., Шумакова Н.Ю. Адаптивная физическая культура №4, 2004г. «Интеграция музыки и лечебной физкультуры в комплексной реабилитации плоскостопия у детей»/ЕгороваС.А., Шумакова Н.Ю. - С. 29-32.
9. Ефимов А.П. Семейная реабилитация детей с заболеваниями органов движений (текст): Пособие для родителей / А.П. Ефимов - Н.Новгород: Изд-во Нижегородской гос. Мед. Академии - 2005. - С. 3-4.
10. Кашников В.С., Егорова С.А. Основы физической реабилитации при деформациях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата: учеб.методич.пособие.-Ставрополь: Изд-во.2007. - С. 44-46.
11. Коломенская А. Плоскостопие: предварить легче, чем вылечить (текст) / Анастасия Коломенская // Здоровье детей. - 2006. - №2 (январь).
- С. 22-24.
12. Корнева Л. Солнышко в руках ( текст): занятие для старших дошкольников и младших школьников с использованием степ-платформ / Лариса корнева, Елена Шлякина, Ирина Золотых // Здоровье детей. - 2010. - № 22 (ноябрь). - С. 30-33.
13. Кузнецова. О. Гимнастика против плоскостопия (текст) / Ольга Кузнецова // Здоровье детей. - 2010. - № 19 (октябрь). - С. 14-17.
14. Лосева В.С. Плоскостопие у детей 6-7 лет: Профилактика и лечение. М.: Издательство: «Сфера», 2004. - С. 6 -7.
15. Николайчук Л.В., Николайчук Э.В. Остеохондроз, сколиоз, плоскостопие. -- Мн.: Книжный Дом, 2004. - С. 123-125.