Организация работы информационно-статистического отделения

дипломная работа

1.3 Организация статистической работы медицинского учреждения

Статистика помогает контролировать деятельность учреждения, оперативно управлять им, судить о качестве и эффективности лечебно-профилактической работы. Руководитель при составлении текущих и перспективных планов работы должен основываться на изучении и анализе тенденций и закономерностей развития, как здравоохранения, так и состояния здоровья населения своего района, города, области и т. д.

Традиционная статистическая система в здравоохранении основана на получении данных в виде отчетов, которые составляются в низовых учреждениях и затем суммируются на промежуточных и высших уровнях.

План статистического исследования составляется по организации работы в соответствии с намеченной программой. Основными вопросами плана являются:

· определение объекта наблюдения;

· определение срока проведения работы на всех этапах;

· указание вида статистического наблюдения и метода;

· определение места, где будут проводиться наблюдения;

· выяснение, какими силами и под чьим методическим и организационным руководством будут проводиться исследования.

Организация статистического исследования делится на несколько стадий:

· 1) стадию наблюдения;

· 2) статистическую группировку и сводку;

· 3) счетную обработку;

· 4) научный анализ;

· 5) литературное и графическое оформление данных исследования.

Организация статистического учета и отчетности

Функциональным подразделением ЛПУ, отвечающим за организацию статистического учета и отчетности, является отделение медицинской статистики, структурно входящее в организационно-методический отдел. Возглавляет отделение заведующий - врач-статистик.

В структуру отделения могут входить следующие функциональные подразделения в зависимости от формы ЛПУ:

1) отделение статистики в поликлинике - отвечает за сбор и обработку информации, получаемой от амбулаторно-поликлинической службы;

2) отделение статистики стационара - отвечает за сбор и обработку информации, получаемой из подразделений клинической больницы;

3) медицинский архив - отвечает за сбор, учет, хранение медицинской документации, ее подбор и выдачу по требованиям.

На основе полученных данных ОМО разрабатывает предложения и мероприятия по улучшению качества медицинской помощи, организует ведение статистического учета и отчетности во всех ЛПУ области.

Кабинеты учета и статистики в ЛПУ проводят работу по организации системы первичного учета, отвечают за текущую регистрацию деятельности, правильное ведение учетной документации и обеспечение руководства учреждения необходимой оперативной и итоговой статистической информацией. Они составляют отчеты и работают с первичной документацией.

В отделении медицинской статистики стационара осуществляется работа по сбору, обработке первичной учетной документации и составлению соответствующих отчетных форм по результатам работы клинической больницы. Основными первичными учетными формами являются медицинская карта стационарного больного (ф.003/у), карта выбывшего из стационара (ф.066/у), листок учета движения больных и коечного фонда стационара (ф.007/у). Первичные учетные формы отделение получает из приемного отделения и клинических отделений. Ежедневно проводится обработка получаемых форм по нескольким видам.

1. Движение больных в отделениях и по стационару в целом:

1) проверка достоверности данных, указанных в форме 007/у;

2) корректировка данных в сводной таблице движения больных (форма 16/у);

3) пофамильный учет движения больных в многопрофильных отделениях, отделениях реанимации и кардиореанимации;

4) внесение данных по движению больных за сутки в сводную таблицу с использованием программного обеспечения статистики;

5) передача сводки в городское бюро госпитализации.

2. Внесение данных в журнал по онкологическим больным с выдачей соответствующих учетных форм (027-1/у, 027-2/у).

Внесение данных в журнал по умершим пациентам. Статистическая обработка форм 003/у, 003-1/у, 066/у:

1) регистрация историй болезни, поступающих из отделений в ф.007/у, с уточнением профиля и сроков лечения;

2) проверка достоверности и полноценности заполнения форм 066/у;

3) изъятие из историй талонов к сопроводительному листу ССМП (ф.114/у);

4) проверка соответствия шифра истории болезни (потоки финансирования) порядку поступления, наличию направления, тарифному соглашению с ТФ ОМС;

5) кодирование историй болезни с указанием кодов.

5. Ввод информации в компьютерную сеть: для пациентов ОМС и ДМС и для пациентов, финансируемых из нескольких источников, осуществляется по прямым договорам, гарантийным письмам.

6. Разбор обработанных историй болезни с изъятием формы 066/у и сортировка их по профилям отделений и датам выписки. Сдача историй болезни в медицинский архив.

7. Постоянный контроль за своевременностью сдачи историй болезни из клинических отделений по листкам учета движения больных с периодическим докладом заведующему отделением.

Деятельность ЛПУ учитывается первичной статистической документацией, разделенной на семь групп:

1. используемая в стационаре;

2. для поликлиник;

3. используемая в стационаре и поликлинике;

4. для других лечебно-профилактических учреждений;

5. для учреждений судебно-медицинской экспертизы;

6. для лабораторий;

7. для санитарно-профилактических учреждений.

Медико-статистический анализ медицинских учреждений

Анализ деятельности ЛПУ проводится по данным годового отчета на основании государственных статистических отчетных форм. Статистические данные годового отчета используются для анализа и оценки деятельности ЛПУ в целом, его структурных подразделений, оценки качества медицинской помощи и профилактических мероприятий.

Годовой отчет (ф. 30 «Отчет лечебно-профилактического учреждения») составляется на основе данных текущего учета элементов работы учреждения и форм первичной медицинской документации. Форма отчета утверждена ЦСУ РФ и едина для всех типов учреждений.

При разработке первичной документации вычисляют различные показатели, которые применяют при анализе и оценке деятельности учреждения. Величина любого показателя зависит от многих факторов и причин и связана с различными показателями деятельности. Поэтому, оценивая деятельность учреждения в целом, следует иметь в виду всевозможные влияния различных факторов на результаты работы учреждений здравоохранения и диапазон взаимосвязи между показателями деятельности.

Суть анализа заключается в оценке величины показателя, сопоставлении и сравнении его в динамике с другими объектами и группами наблюдений, в определении связи между показателями, их обусловленности различными факторами и причинами, в интерпретации данных и выводов.

Показатели деятельности ЛПУ оценивают на основе сравнения с нормами, нормативами, официальными указаниями, оптимальными и достигнутыми показателями, сопоставления с другими учреждениями, коллективами, совокупностями в динамике по годам, месяцам года, дням с последующим определением эффективности работы.

При анализе показатели объединяются в группы, характеризующие ту или иную функцию ЛПУ, раздел работы, подразделение или обслуживаемый контингент, разделы.

1. Общая характеристика.

2. Организация работы.

3. Специфические показатели деятельности.

4. Качество медицинской помощи.

5. Преемственность в работе учреждений.

Годовой отчет объединенной больницы состоит из следующих основных разделов:

1. общая характеристика учреждения;

2. штаты;

3. деятельность поликлиники;

4. деятельность стационара;

5. деятельность параклинических служб;

6. санитарно-просветительная работа.

Экономический анализ деятельности ЛПУ в условиях страховой медицины следует проводить параллельно по следующим основным направлениям:

1. использование основных фондов;

2. использование коечного фонда;

3. использование медицинской техники;

4. использование медицинского и прочего персонала.

На основании отчетных данных вычисляются показатели, характеризующие работу учреждения, по которым проводится анализ каждого раздела работы. Используя полученные данные, главный врач учреждения пишет объяснительную записку, в которой дает полный и подробный анализ всех показателей и деятельности учреждения в целом.

Укомплектованность врачами (по занятым должностям и физическим лицам):

число занятых врачебных должностей (физ. лиц)х х100 / число штатных врачебных должностей (в норме (N) = 93,5).

Делись добром ;)