logo
Поражения миокарда, вызываемые токсинами микробов

ГИПЕРТРОФИЯ МИОКАРДА

Гипертрофия мышцы сердца при экспериментальных пороках его. При воспроизведении недостаточности аортальных клапанов у собак (см. пороки сердца) А. В. Тимофеев (1899) установил, что заметная гипертрофия левого желудочка развивается уже через 15--20 дней после образования дефектов в полулунных клапанах. В ряде опытов отношение веса сердца к весу тела увеличивалось до 1 : 65 (при норме 1 : 138 для крупных собак и 1 : 96 для маленьких), а толщина стенки левою желудочка примерно в 0 раза превышала толщину правого. Стюарт (1911, 1912) установил, что уже через 7--10 дней после образования у собак Юртальной недостаточности вес сердца увеличивается на 80--50°/о, главным образом, за счет гипертрофии левого желудочка. Выраженная гипертрофия миокарда развивается и при экспериментальном стенозе аорты. Ф. 3. Меерсоном (1954) установлено, что значительное увеличение веса сердца у кроликов имеет место уже через 10--14 дней после наложения суживающей лигатуры па восходящую аорту, а через 3--4 месяца после операции вес сердца составляет 200--220% от веса нормального сердца. Выраженная гипертрофия миокарда наблюдается у животных после повреждения межжелудочковой перегородки (см. пороки сердца). .По данным Холмана и Бека (4 925), спустя 2 месяца после операции у всех без исключения собак имеет место утолщение стенок обоих желудочков, особенно правого (примерно в 2--3 раза).

Гипертрофия миокарда у животных сартерио - венозной фистулой. Для того чтобы в результате образования артерио-венозной фистулы создалась значительная нагрузка на сердце, следует соблюдать ряд условий. Операция должна проводиться на крупных сосудах (аорта -- нижняя полая вена; подвздошные, бедренные артерии и вены); длина соустья должна быть не менее 3--4 см: лучше накладывать две фистулы (между подвздошными или бедренными сосудами с обеих сторон). Холман (1940) изучил закономерности развития гипертрофии миокарда после образования сосудистого соустья (рис. 10). Последнее накладывалось у собак между аортой и нижней полой веной. Рентгенологическое исследование показало, что в течение первых 24--48 часов после наложения артерио-венозного соустья сердце уменьшается в размерах; в течение этого периода животное может погибнуть от шока. Если собака выживает, сердце достигает нормальных размеров, а затем начинает постепенно увеличиваться. Друри и Уайтман (1940) получали выраженную гипертрофию сердца у собак при наложении искусственного соустья между сонной артерией и наружной яремной веной.

Гипертрофия миокарда, развивающаяся у животных под влиянием пониженного барометрического давления. Хайман и др. (1949) помещали крыс ежедневно на 4 часа в камеру с пониженным атмосферным давлением («подъем» на высоту 7620 м). Опыт продолжался в течение 100--200 дней. Одной из наиболее постоянных находок на вскрытии являлась гипертрофия сердца. Она была значительной у всех животных. При гистологическом исследовании обнаружена гипертрофия мышечных волокон, жировая дистрофия их и множественные мелкие и крупные рубцы.

Гипертрофия сердца, возникающая при экспериментальной гипертонии, нарушении функции почек или перевязке крупных сосудов. В условиях длительного повышения кровяного давления (каолиновая, рефлексогенная, почечная гипертония) у животных, как правило, развивается

гипертрофия левого желудочка сердца . Левинский (1880), например, наблюдал у собак гипертрофию левого желудочка уже через 2 недели после зажатия почечных артерий.

Утолщение сердечной мышцы развивается и в тех случаях, когда лигатура накладывается не па почечные артерии, а на другие крупные сосуды. Так, А. Г. Полотебнов (1867/68) перевязывал у собак и течение 8 месяцев 4 артерии: обе сонные и обе бедренные (каждые 2 месяца перевязывалось по одному сосуду). На артерию накладывались лигатуры, между которыми сосуд перерезался. У собак, забитых через 10 месяцев, Полотебнов наблюдал резкую гипертрофию левого желудочка сердца, правый же являлся как бы придатком к нему. Гипертрофия сердца может быть получена также путем нарушений функции почек, связанных с перевязкой мочеточников. Штраусе (1882), перевязывая у собак оба мочеточника, наблюдал у них через некоторое время развитие гипертрофии левого желудочка сердца.