logo
Современные исследования в области синдрома выгорания

Введение

В отечественной и зарубежной психологии проблема стресса занимает одно из ведущих мест. Стресс изучается с позиций физиологического, психологического и поведенческого уровней. Одним из наиболее актуальных направлений является изучение профессиональных стрессов. Развитие стресса на рабочем месте выделено как важная научная проблема в связи с его влиянием на работоспособность, производительность, качество, здоровье работника. Согласно концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности в целях сохранения профессионального долголетия специалистов необходимо знание общих и специальных факторов риска для конкретных видов профессий и категорий людей. На основе этих знаний может строиться поиск путей возможного устранения или снижения их негативного влияния на субъектов труда. Важным аспектом современных исследований должно стать выявление отдельных видов профессиональных стрессов и их последствий. Проблема последствий профессиональных стрессов, к сожалению, часто остается вне зоны рассмотрения.

В переходный период на рынке труда появилось много новых профессий (торговый агент, брокер, дилер, менеджер, дистрибьютор и т.п.). Освоение данных профессий связано не только с приобретением новых профессиональных знаний и умений, но также с перестройкой системы самоотношений и отношений к трудовой деятельности.

Исследователи в области профессиональных стрессов пришли к выводу о том, что интенсивные межличностные взаимодействия, свойственные коммуникативным профессиям, могут представлять собой риск развития синдрома профессионального «выгорания». Имеются данные о том, что «выгорание» является следствием переживания хронических стрессов в таких профессиях, как учителя, менеджеры, продавцы, социальные, медицинские работники и др. При этом «выгоранию» способствуют не столько экстремальные воздействия, сколько хронические рабочие стрессоры средней интенсивности. Специалисты в области стресса полагают, что пролонгированный стресс, связанный с хроническим воздействием негативных факторов, действует на человека тяжелее, чем сильные, но однократные стрессоры. Эмоциональные нагрузки и связанное с ними переутомление, свойственные коммуникативным профессиям, могут стать причиной развития «выгорания».

Проблема «выгорания» становится все более актуальной для современных организаций из-за своих негативных последствий: ухудшение психологического и физического здоровья, нарушение системы отношений, развитие негативных установок по отношению к организации, снижение качественных и количественных показателей профессиональной деятельности и др. Поэтому одной из важных проблем практической психологии является изучение закономерностей проявления данного синдрома с целью разработки научно обоснованных программ его профилактики и преодоления.

Цель исследования: изучить подверженность стрессу студентов фармацевтического факультета Воронежского государственного медицинского университета.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

- провести анализ данных литературы современных зарубежных и отечественных исследований по проблеме синдрома выгорания и обозначить основные методологические и инструментальные подходы к его изучению;

- провести исследования по выявлению поведения типа А у студентов 3 курса фармацевтического факультета Воронежской государственной медицинской академии;

- провести исследования по определению вероятности развития стресса по методике Т.А. Азарных и И.М. Тыртышникова у студентов 3 курса фармацевтического факультета Воронежской государственной медицинской академии;

- провести исследования по определению вероятности развития стресса по методике Т.А. Немчина и Тейлора у студентов 3 курса фармацевтического факультета Воронежской государственной медицинской академии.

Объекты исследования: анкеты, студенты фармацевтического факультета.

Методы исследования: статистический, логический, графический, сравнения, социологический.