1. Лекарственный сектор Новых Независимых Государств (ННГ)
С начала 90-х годов ХХ века ННГ переходят на рыночную систему лекарственного обеспечения, при этом сокращаются бюджетные ассигнования на здравоохранение. Различаются лишь темпы этих процессов. Переход к рыночной системе приводит к росту импорта, поскольку рынки становятся открытыми, а также к увеличению количества оптовиков, аптек и номенклатуры лекарственных препаратов. Однако дефицит бюджета оказывает серьезное влияние на обеспечение бесплатными лекарствами.
Снижение доходов в сочетании с увеличением доли стоимости лечения, оплачиваемой пациентами, делает ЛС все менее доступными. Пересматриваются старые механизмы финансирования и медленно развиваются новые (основанные на страховании).
Тенденции реформирования здравоохранения в ННГ
Переходный период сопровождается резким ухудшением состояния здоровья населения.
Ухудшаются основные показатели здоровья:
§ сокращение продолжительности жизни (средняя продолжительность жизни в ННГ почти на 15 лет меньше, чем в странах Западной Европы);
§ повышение уровня заболеваемости бронхитом, астмой, инфекционными болезнями, заболеваниями органов кровообращения;
§ обнищание населения, что приводит к повышению спроса на медико-санитарную помощь и к снижению ее экономической доступности;
§ низкий уровень финансирования здравоохранения;
§ недостаточное развитие системы медицинского страхования или системы возмещения затрат на лечение, что приводит к значительным платежам со стороны пациента.
В странах ННГ происходит фундаментальное реформирование здравоохранения. Реформы нацелены на:
- внедрение систем медицинского страхования;
- введение новых систем оплаты услуг;
- децентрализацию;
- приватизацию;
- сокращение мощностей;
- признание права выбора пациента.
Реформирование фармацевтического сектора в ННГ описано в стратегическом документе «Фокус на пациента», авторами которого являются Ната Менабде и Frans Stobbelaar, сотрудники Специального проекта для ННГ в рамках Программ ЕРБ ВОЗ по фармацевтическим препаратам. Без финансового стимулирования невозможно добиться кардинальных изменений в реструктуризации фармотрасли. Реально эти изменения происходят при недостаточном финансировании, когда необходимо добиться большего меньшими средствами. Это требует внедрения эффективных стратегий, которые позволили бы предотвратить переход здравоохранения в высоко затратную категорию. Претворение в жизнь этих реформ требует значительных инвестиций и пристального внимания со стороны организаторов здравоохранения. В некоторых странах складывается ситуация, когда фармацевтическому сектору не уделяется должного внимания. Однако для пациентов лекарства -- это важный элемент медицинской помощи, и ограниченный доступ к ЛС снижает доступность здравоохранения в целом.
Очевидно, что в ННГ переходный период продлится несколько лет. Поэтому для предотвращения отрицательных тенденций необходимо стратегически верное развитие фармацевтического сектора.
Переходный период
Во всех ННГ органы власти, политические деятели, фармацевтические компании и специалисты здравоохранения сталкиваются с проблемами, вызванными отсутствием соответствующей нормативно-правовой базы по вопросам фармации. Это связано с тем, что в ННГ отсутствует традиция установления законодательных рамок для фармацевтического сектора -- в отличие, например, от стран Западной Европы. В бывшем Советском Союзе практическая деятельность регулировалась множеством нормативных актов, разработанных в централизованном порядке. Разработка нового законодательства в этой области требует осознания основных проблем и времени. В течение последних нескольких лет реформа фармацевтического сектора в ННГ проходит интенсивно и сосредоточена в первую очередь на решении неотложных и текущих проблем. В настоящее время реформа подошла к этапу стратегического совершенствования, когда необходимо задуматься о создании фармацевтической практики будущего. Таким образом, проблемы, которые будут стоять перед фармацевтическим сектором ННГ в будущем, принципиально отличаются от тех, которые приходилось решать в предыдущие годы. На данном этапе в большинстве стран уже подняты основные вопросы и созданы основные необходимые структуры.
Положение дел с общедоступными аптеками
Согласно публикации ВОЗ проблемы в фармотрасли во многих ННГ можно резюмировать следующим образом:
§ недостаточно контролируемая ситуация в оптовом секторе;
§ недостаточное производство отечественных фармацевтических препаратов;
§ несоответствие цен на лекарства уровню доходов населения;
§ отсутствие доступа к объективной информации о ЛС;
§ практически неконтролируемая реклама и продвижение лекарств на рынок;
§ после периода неограниченной свободы получили развитие некоторые нежелательные виды деятельности;
§ в некоторых ННГ управление аптеками могут осуществлять лица без специального фармацевтического образования;
§ во всех ННГ имеется огромный накопленный опыт и интеллектуальный потенциал, но профессиональные знания и навыки зачастую устарели или не соответствуют новым условиям;
§ в большинстве ННГ все ЛС можно приобрести в частных аптеках без рецепта. Этой возможностью пользуются многие пациенты, поскольку им не по средствам посетить врача;
§ складывается противоречие -- с одной стороны, много новых лекарств и, с другой -- очень мало объективной информации о них. Это касается как рецептурных, так и безрецептурных ЛС;
§ профессионализм находится не на должном уровне: либо во главу угла ставится получение прибыли, либо мотивация работников недостаточна для предоставления надлежащих услуг.
Препятствия для дальнейшего более быстрого развития отчасти обусловлены длительными экономическими трудностями, а отчасти -- проблемами формирования новой нормативно-правовой базы, касающейся аптечной практики и фармацевтических услуг. Кроме того, длительное время профессионализм приносили в жертву коммерческим интересам.
Разработка и внедрение стандартов НАП позволит сочетать профессиональную этику с коммерческими интересами аптеки, ставя превыше всего интересы пациента.
2. Значение надлежащей аптечной практики (НАП) для ННГ
Внедрение руководства по НАП может стать инструментом изменения аптечной практики, поскольку оно:
· направлено в большей степени на профилактику, а не на лечение заболеваний;
· ориентировано на удовлетворение потребностей пациента;
· требует соблюдения профессиональной этики;
· акцентирует внимание на информировании пациентов о правильном применении лекарств;
· поощряет рациональное прописывание и использование ЛС;
· пропагандирует обеспечение качества профессиональной работы.
- Введение
- 1. Лекарственный сектор Новых Независимых Государств (ННГ)
- 3. Концепция надлежащей аптечной практики
- 4. Стандарты качества аптечных услуг
- 4.1 Основные принципы GPP
- 4.2 Основная философия GPP
- 4.4 Основные элементы GPP
- 5. Руководство по разработке и внедрению стандартов
- 6. Разработка и применение национальных стандартов НАП
- 7. Национальные стандарты для основных элементов GPP
- 8. Обеспечение качества и управление им
- 9. Достижения НАП на практике
- 10. Роль фармацевтического работника в системе НАП
- 11. Термины и определения
- 1. Правила работы с биотехнологическими объектами (glp, gmp, gpp.
- 10. Стандарты надлежащих практик.
- Надлежащие практики в фармации
- Требования к информации, помещаемой в аннотациях, вкладышах и брошюрах. Упаковка и маркировка
- Основные термины и определения
- 2) Основные направления создания новых лекарственных средств. Доклинические и клинические исследования (фаза I–IV). Функции Государственного експертного (фармакологического) центра мз Украины.
- Биоэтика: проблема взаимоотношения с биологией, философией, этикой, психологией, деонтологией, правом.