logo
Эффективность комплекса ЛФК при заболеваниях пневмонией у детей

1.4 Методы и средства ЛФК, используемые при лечении пневмонии у детей

Как отмечалось в первом и втором параграфе данной главы, лечение бронхолёгочных заболеваний включает в себя как медикаментозное воздействие, так и воздействие средствами адаптивной физической культуры, которой принадлежит достаточно важная роль. Основным средством ЛФК являются физические упражнения, они активизируют крово- и лимфообращение, способствуют нормализации нарушенной легочной вентиляции, ускорению процесса рассасывания воспалительного очага, предупреждают образование плевральных спаек, улучшают отток мокроты, укрепляют дыхательную мускулатуру.

Задачи ЛФК при пневмонии:

ускорение ликвидации очага воспаления, улучшение бронхиальной проходимости и дренажной функции бронхов;

восстановление равномерности вентиляции легких;

устранение мышечного дисбаланса;

улучшение деятельности нейрогуморальных механизмов регуляции функции внешнего дыхания;

восстановление или повышение функции внешнего дыхания;

улучшение вентиляционно-перфузионных отношений (устранение диссоциации между альвеолярной вентиляцией и легочным кровотоком);

улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и защитных свойств организма;

повышение психологического статуса и толерантности к физическим нагрузкам.

Механизм лечебного действия физических упражнений основан на рефлекторном и гуморальном возбуждении дыхательных центров. Это оказывает положительное влияние на дыхательную функцию, тонизирует центральную нервную систему, способствует взаимодействию коры и подкорки головного мозга. В результате происходит восстановление здоровья и адаптация людей с ослабленным здоровьем к условиям современной жизни.

Физические упражнения способствуют увеличению вентиляции легких, которое достигается при повышении подвижности нижнего легочного края и экскурсии легких, устранении краевых ателектазов, ускорении рассасывания в очаге воспаления благодаря активизации лимфотока и кровотока по системе бронхиальной артерии, дренированию бронхов. Используют упражнения: статические (локализованное дыхание), динамические дыхательные, дренирующие и растягивающие спайки. Улучшение трофических процессов в ткани легких способствует профилактике пневмофиброза.

Дыхательные упражнения и движения для мышц шеи, плечевого пояса, рук и ног влияют на деятельность сердечно-сосудистой системы, повышая функциональные резервы миокарда, увеличивая мышечный кровоток, снижая общее периферическое сосудистое сопротивление, повышая оксигенацию крови и утилизацию кислорода.

Противопоказания к назначению ЛФК: специфическая пневмония, тяжелая сердечная и легочная недостаточность.

Общие критерии назначения ЛФК: улучшение общего состояния, снижение температуры до субфебрильных или нормальных цифр, уменьшение лейкоцитоза, исчезновение острофазных реакций периферической крови. Определению срока назначения ЛФК в конкретном случае помогает знание возбудителей заболевания, морфологических и патофизиологических нарушений, которые они вызывают в организме.

Существуют разные комплексы упражнений, направленных на восстановление дыхательной функции. Среди них можно выделить комплексы М.Ф. Гриненко, М.Л. Лазарева, А.Н. Стрельниковой. Так же можно обратить снимание на комплексы дыхательных упражнений из йоги и китайской дыхательной гимнастики цигун.

В приложении 1 представлен комплекс упражнений, предложенный Гриненко М.Ф. [11, с. 26-28]. При выполнении данного комплекса выдох должен быть продолжительнее вдоха. В упражнениях с произношением звуков выдох составляет 5-7 сек. в первые дни занятий и до 10-20 сек. - в дальнейшем. Противопоказаны натуживания, задержка дыхания на вдохе. Вдох не должен быть чрезмерным, максимальным, напряжённым. Все упражнения надо стремиться делать спокойно, по возможности расслабляя мышцы после каждого их сокращения. В занятиях ЛФК используются специальные упражнения:

дыхательные упражнения с удлинённым выдохом;

дыхательные упражнения с произношением гласных и согласных звуков, способствующие рефлекторному уменьшение спазмов бронхов и бронхиол;

упражнения на расслабление мышц пояса верхних конечностей; диафрагмальное дыхание;

упражнения для укрепления мышц брюшного пресса, способствующие улучшению выдоха.

Таким образом, Гриненко М.Ф. в предлагаемом комплексе сочетает физические упражнение со звуковыми.

М.Л. Лазарев дополняет свой комплекс дыхательной музыкотерапией, что позволяет эмоционально воздействовать на больного, а это чрезвычайно значимо в процессе оздоровления дыхательной функции (Приложение 2).

Лазарев М.Л. [21, с. 96-97] большую значимость придаёт дыхательной музыкотерапии в системе реабилитации больных бронхитом и бронхиальной астмой. В его системе дыхательная музыкотерапия занимает центральное место. Он обосновывает это тем, что музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора:

1. Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменных процессов на уровне клетки.

2. Физиологический фактор способен изменять различные функции организма - такие, как дыхательная, двигательная, сердечно-сосудистая. Это особенно важно при бронхолёгочных заболеваниях.

3. Психологический фактор способен значительно менять психическое состояние ребёнка.

Основной задачей дыхательной музыкотерапии является дозированный эмоционально - дыхательный тренинг. «Дыхательное удовольствие» является чрезвычайно значимым в процессе оздоровления дыхательной функции. Кроме этого, дыхательная гимнастика тренирует совершенно конкретные дыхательные качества - силу дыхательных мышц, объёмную скорость дыхания, жизненную ёмкость лёгких и т.д.

Цикл занятий дыхательной музыкотерапии решает следующие задачи:

- отработка певческого дыхания;

- нормализация ритма дыхания:

- освоение дыхательных вибраций;

- постепенная выработка дыхательной выносливости;

- увеличение силы дыхательных мышц;

- создание баланса между дыханием и движением;

- повышение эмоционального тонуса.

Каждая из задач решается с учётом данных медико-педагогической диагностики. Например, объём занятий по отработке певческого дыхания определяется показателями жизненной ёмкости лёгких, нормализация ритма дыхания зависит от показателей числа дыханий в минуту, длины выдоха и способности организма находиться в состоянии гипоксии.

Кроме того, занятия дыхательной музыкотерапией необходимо сочетать с психопластикой, дыхательной гимнастикой и кинезиопластикой. По мнению автора данной методики, сочетание различных видов занятий позволяет сбалансировать энергию, правильно распределить нагрузку на различные системы организма ребёнка.

А.Н. Стрельникова [45] в своей дыхательной гимнастике исходит из того, чтобы тренировать активно только вдох. Объясняет она это тем, что вдох - первое, следовательно, независимое действие, выдох - второе, следовательно, зависимое от вдоха. Если одновременно со вдохом сделать движение внешних мышц, сжимающих грудную клетку, внутренняя мускулатура, мускулатура органов движения будет вынуждена мешать воздуху расходиться, сопротивляться ему и развиваться за счёт этой нагрузки. Поэтому вдох тренируется строго одновременно с движениями, сжимающими грудную клетку.

Все дыхательные упражнения в её гимнастике идут на дыхательных движениях, сжимающих верхушки лёгких, чтобы воздух, войдя внутрь, не мог исказить форму лёгких, и чтобы человек, делающий упражнения, мог тренировками восстановить её, если она искажена и активизировать мускулатуру оснований органов дыхания.

Все движения необходимо делать ритмично. Ритм правильных вдохов налаживает ритмичность газообмена всего организма, и подчиняясь ему, рано или поздно восстанавливаются разорванные болезнью связи и утраченные из-за неё функции.

В комплекс гимнастики входят такие упражнения, как:

- движение - вдох «руки». Тренируют плечевой пояс, т.е. мускулатуру, окружающую органы дыхания сверху, и автоматически восстанавливает или активизирует подвижность бронхов;

- движение - вдох «наклон назад». Доводит до предела активность плечевого пояса и налаживает координацию движений от брюшного пресса до плечевого пояса во время вдохов, включая в работу очень активно грудные и рёберные мышцы; - движение - вдох «присядь». Сокращает мускулатуру брюшного пресса и таза. Это мешает диафрагме опуститься во время вдоха, следовательно, на самом дне органов дыхания организуется сопротивление воздуха. Но так как руки делают встречные движения, воздух не может подняться в узкие верхушки лёгких и исказить их: там тоже организовано сопротивление ему.

Следовательно, мускулатура органов дыхания сопротивляется воздуху на всём своём протяжении. Все упражнения надо делать энергично, но легко.

Таким образом, А.Н. Стрельникова строит свою методику на естественном для человека процессе вдоха, так как именно с него начинается жизнь, тренирует короткий, активный вдох, выдох появляется как закономерность.

Так же в приложении 3 представлен комплекс упражнений, рекомендованных В.А. Силуяновой [33] при лечении пневмонии.

В приложении 4 представлены несколько комплексов лечебной гимнастики при разных стадиях острой пневмонии, рекомендуемые И.И. Воробьевой[8].

В приложении 5 приведен комплекс упражнений, рекомендуемый Милюковой И.В. и Евдокимовой Т.А.[28]при наиболее частой локализации очаговой пневмонии - в нижней доле правого легкого. При левосторонней пневмонии упражнения, описанные для правой руки, надо выполнять соответственно с участием левой руки.

Кашель - это весьма эффективная защитная реакция организма, призванная, как уже говорилось, «Изгнать» из дыхательных путей то, чего там быть не должно. Однако для того чтобы кашель был продуктивным (то есть привел к той цели, для которой предназначен), необходимы определенные условия. Например, сохранение нормального кашлевого рефлекса, способность дыхательных мышц к сокращению, достаточная эластичность грудной клетки и ткани легкого, хороший тонус мышечной ткани бронхов и высокая скорость потока воздуха. При соблюдении этих условий дыхательные пути благодаря кашлю действительно освобождаются от мокроты, которая продвигается по бронхиальному дереву со скоростью примерно 1 - 1,5 см в минуту[28].

Существуют специальные дыхательные упражнения, воздействующие на тот или иной компонент кашлевого акта. В целом же продуктивность кашля можно повысить методом так называемого постурального дренажа («Дренажа положением тела»).

Показаниями к постуральному дренажу и дренажной гимнастике являются бронхит и пневмония в стадии разрешения, бронхоэктазы - то есть заболевания, при которых образуется мокрота. При сухом кашле эти процедуры не имеют смысла.

Постуральный дренаж. Этот метод заключается в том, что больной принимает такое положение, при котором зона поражения легких находится выше места разветвления трахеи на два главных бронха. При таком положении тела мокрота продвигается под воздействием силы тяжести к главным бронхам и быстро (со скоростью 1 - 2,5 см в минуту) достигает места разветвления трахеи (или, можно сказать, сияния главных бронхов в трахею), а именно в этом месте отмечается наиболее высокая чувствительность кашлевого рефлекса. В результате возникает непроизвольный рефлекторный кашель, и мокрота выводится из дыхательных путей.

Общая продолжительность постурального дренажа составляет не менее 20 - 30 минут.

Для дренажа нижних отделов легких надо лечь на живот или на спину на наклонную плоскость (специальную кушетку или столик), установленную под углом 30 - 45о к полу. Можно лечь на обычную кровать, свесив туловище и голову примерно под тем же углом. Угол, собственно, может быть и больше 45о, если позволяет общее состояние. Идеальное положение - это положение «перочинного ножа». Из дыхательных упражнений выполняется глубокое диафрагмальное дыхание. Чтобы увеличить давление на органы брюшной полости, на верхний отдел живота можно положить мешочек с песком или солью весом 1 - 3 кг либо использовать эластичный пояс. Сам больной или помощник может ритмично (в соответствии с фазами дыхания) надавливать руками на нижние отделы грудной клетки.

Дренаж средней доли легкого проводят в положении полулежа на левом боку с опущенной вниз головой, слегка откинувшись назад. Идеальное положение - на спине с прижатыми к груди ногами и запрокинутой назад головой.

Для дренажа верхних долей легких эффективны положения сидя, особенно на низкой скамейке, и стоя. В этих положениях выполняют круговые движения руками, согнутыми в локтях.

Дренированию верхних отделов легких способствует и такое положение, когда человек, лежа на спине на кровати с опущенным изголовьем, поочередно подкладывает подушку под правый и левый бок. Есть и другие положения тела, способствующие отхождению мокроты. Каждый раз, меняя положение, больной вначале делает 4 - 5 глубоких медленных вдохов и выдохов, вдыхая воздух через нос, а выдыхая через сжатые зубы, а затем - после медленного глубокого вдоха - 3 - 4 раза неглубоко покашливает. Процедура повторяется 4 - 5 раз в каждом положении.

Обязательное условие для отделения мокроты во время процедуры постурального дренажа - удлиненный форсированный выдох. Это необходимо для того, чтобы создать мощный воздушный поток, который «увлекает за собой» бронхиальный секрет.

Постуральный дренаж должен быть прерван, если во время процедуры возникает значительная одышка или удушье.

Дренажная гимнастика (Приложение 7) направлена в основном на то, чтобы улучшить выведение мокроты. Для этого выполняют упражнения для различных групп мышц, используют частую смену исходных положений и приемы постурального дренажа. Большинство упражнений выполняют из исходного положения лежа на спине или животе на кушетке без подголовника. Дренажу нижних долей легких лучше всего способствуют физические упражнения, связанные с напряжением мышц брюшного пресса: сгибание ног в коленях и тазобедренных суставах при одновременном надавливании на живот; «ножницы» (разведение и скрестное сведение выпрямленных приподнятых ног в положении лежа на спине); движения обеими ногами, как при плавании кролем; «велосипед».

Однако, как указывают Милюкова И.В. и Евдокимова Т.А., «постуральный дренаж и дренажная гимнастика противопоказаны при легочном кровотечении (но не при кровохарканье), остром инфаркте миокарда, выраженной сердечно-сосудистой недостаточности, инфаркте легкого, повторной тромбоэмболии легочной артерии, гипертоническом кризе, гипертонической болезни IIа - III стадий, а также при любых заболеваниях и состояниях, при которых следует ограничить или исключить положение тела с опущенной головой и верхней частью туловища. К таковым относятся глаукома, катаракта, ожирение 3 - 4-й степени, головокружение и т.п.» [28].

В заключение данной главы можно сделать следующие выводы

- физические упражнения обязательно входят в комплекс реабилитации больных лёгочными заболеваниями:

- они способствуют улучшению вентиляции и газообмена в лёгких;

- улучшаются окислительные процессы и утилизация кислорода в организме;

- специальные физические упражнения, совпадающие с фазами дыхания, помогают уменьшить или полностью ликвидировать спазм бронхов;

- улучшается крово- и лимфообращение в лёгких и плевре;

- упражнения помогают рассасыванию и растягиванию спаек, ликвидации болевых ощущений;

- способствуют удалению из бронхов и альвеол слизи и гноя;

- содействуют укреплению сердечной мышцы.

Дозированная тренировка ведёт к улучшению функционального состояния больных.