logo
Popov_S_N_Fizreabilitatsia

8.2.1. Врожденный вывих бедра

Наиболее частая деформация опорно-двигательного аппа­рата из всех врожденных пороков развития встречается у 2—3 детей из каждой 1000 новорожденных. Врожденный вывих бедра чаще (в 5 раз) встречается у девочек, поражая преимуществен­но левый тазобедренный сустав. Отмечается недоразвитие всех составляющих элементов тазобедренного сустава: неглубокая вертлужная впадина, медленно окостеневающая небольшая головка бедра с укороченной шейкой, недоразвитие капсуло-связочного и мышечного аппарата, растяжение суставной сум­ки. При этом головка бедренной кости смещается кверху и кза­ди по подвздошной кости.

Клиническая картина врожденного вывиха бедра проявляется с первых дней жизни в ограничениях пассивного отведе­ния согнутых в тазобедренном и коленном суставе ног, нали­чии симптома соскальзывания или «щелчка» в момент отведе­ния и последующего сведения бедра, асимметрии ягодичных складок и складок на внутренней поверхности бедра, наружной ротации бедра со стороны вывиха, лордозе поясничного отде­ла, атрофии ягодичных мышц, снижении температуры тела со стороны повреждения. Перечисленные симптомы не всегда ярко выражены. В более поздние сроки постановки диагноза отме­чается укорочение конечности, позднее начало ходьбы и «ути­ная» походка (плавно переваливающаяся).

Раннее начало лечения приносит наиболее эффективные ре­зультаты. Лечение врожденного вывиха бедра начинают в ро­дильном доме с широкого пеленания в течение первых 3 ме­сяцев. Тактика последующего лечения может быть консерватив­ной или оперативной. При консервативном лечении осуществля­ется ортопедическое вправление тазобедренного сустава шина­ми ЦИТО, Волкова, Виленского и др., гипсовой повязкой в те­чение 3—4 месяцев с общей длительностью воздействия от 1 до 3 лет. Цель данного метода лечения — щадящее постепенное восстановление формы сустава и длительная фиксация в поло­жении максимальной коррекции. Оперативное лечение приме­няют при отсутствии положительных результатов консерватив­ного лечения. Осуществляется артротомия с артропластикой.

В реабилитации детей с врожденным вывихом бедра ле­чебная физкультура является основным средством формирова­ния здорового сустава и единственным средством поддержа­ния моторного развития ребенка. Задачи ЛФК (по В.Л. Стар­ковой) (рис. 31):

  1. профилактика и устранение контрактуры приводящих мышц бедра;

  1. формирование тазобедренных суставов, восстановление их формы, фиксация суставов в положении максималь­ной коррекции (совместно с ортопедами);

  1. укрепление мышц, производящих движение в тазобед­ренных суставах (сгибание, разгибание, отведение, вра­щение внутрь);

  1. развитие в полном объеме активных движений в тазо­бедренных суставах;

  1. коррекция вальгусного положения коленных и голено­стопных суставов, возникающих при лечении с исполь­зованием шин.

Рис. 31. Основные упражнения при врожденном вывихе бедра для

детей раннего возраста: 1 — отведение прямых ног в стороны;

2 — круговые движения ногами; 3 — отведение согнутых ног в

стороны; 4 — опускание прямых ног в стороны;

5 — приподнимание ног и опускание их разведенными;

6 — попеременное сгибание ног в разведенном положении

(проводятся 2 раза в день)

Средства реабилитации, используемые при врожденном выви­хе бедра: лечение положением, физические упражнения и мас­саж, дополненные физиотерапевтическими процедурами.

Лечение положением — одно из первых и наиболее дос­тупных средств, используется и осуществляется родителями.

  1. При незначительной дисплазии в течение первых 3 месяцев используется широкое пеленание (вчетверо сложенную пеленку кладут между согнутыми и отведенными бедра­ми).

  1. У ребенка, сидящего на коленях у матери лицом к ней, ножки разведены в стороны, спинка поддерживается. Ког­да мама стоит, ребенок, повернутый к ней лицом, ножка­ми охватывает ее туловище. При ношении ребенка исполь­зуется сумка-«кенгуру», длительное использование которой нежелательно, так как приводит к устойчивому отведению передних отделов стопы кнаружи и их вальгированию.

  1. В положении лежа на животе ноги ребенка с отведенными и согнутыми стопами должны быть вне матраца, в против­ном случае усиливается спазм мышц — аддукторов бедер.

Физические упражнения бывают общеразвивающие и спе­циальные; первые начинают использовать с начала жизни ре­бенка в качестве рефлекторных упражнений, а по мере его взрос­ления — с учетом его психомоторного развития. Специальные упражнения способствуют улучшению трофических процессов в тазобедренных суставах, мышцах бедер и ягодиц. С учетом возраста ребенка применяются пассивные (до года) и активные упражнения (от 1 до 3 лет).

На первом году жизни, как правило, физические упражне­ния сочетаются с массажем. При врожденном вывихе бедра обычно используют классический массаж с приемами погла­живания, растирания и легкое разминание мышц поясничной области, ягодиц, передней, задней и боковой поверхности бед­ра и мягкий точечный массаж ягодичных мышц у головки бед­ра в сочетании с приемами расслабления мышц, приводящих бедро. Эффективны также теплые ванны, подводный массаж, парафиновые аппликации, грязелечение.

С детьми старше 3 месяцев родители занимаются лечебной гимнастикой 3—5 раз в день по 5—10 мин. Для детей дошколь­ного возраста для закрепления результатов консервативного ле­чения, а в некоторых случаях и для долечивания используется лечебная гимнастика не реже 3 раз в неделю по 20—25 мин с применением активных физических упражнений в разгрузоч­ном и.п. Примерный комплекс ЛГ для детей дошкольного воз­раста (5—6 лет).

Вводная часть занятия (3—5 мин)

  1. Ходьба с коррекцией неправильной установки стоп.

  1. Дыхательные упражнения в ходьбе или стоя, с равномер­ной нагрузкой на обе конечности.

Основная часть занятия (15—20 мин), исходное положение лежа на спине

  1. Попеременное сгибание — разгибание стоп (4—6 раз).

  1. Попеременное сгибание — разгибание ног в коленном и тазобедренном суставах (6—8 раз).

  1. Отведение и приведение прямой ноги. Движение выполня­ется без опоры о пол (4—6 раз каждой ногой). Носок на себя, стопа удерживается вертикально. Дыхание произволь­ное.

  1. Одновременно потянуться двумя руками вверх, пятками вниз. Вернуться в исходное положение и расслабиться (3— 4 раза). Дыхание произвольное (самовытяжение).

  1. Попеременно отбивать ногами подвешенный на высоте 40— 50 см мяч, 4—6 раз каждой ногой.

  1. Ноги согнуты, стопы стоят на полу. Медленное, плавное разведение ног в стороны и возвращение назад (4—6 раз). Дыхание произвольное.

  1. Методист удерживает ноги ребенка за голеностопный сус­тав и выполняет легкую вибрацию всей конечности (3— 4 раза каждую ногу). Можно выполнить на двух конечнос­тях одновременно.

  1. Лежа на здоровом боку, отвести прямую ногу в сторону, вернуться назад (4—6 раз).

  1. В исходном положении лежа на животе: напрягать и рас­слаблять ягодичные мышцы, 6—8 раз.

  1. Движение ногами, как при ползании по-пластунски (4—6 раз каждой ногой).

  1. Как в упр. 7, но отбивать мяч пяткой (4—6 раз каждой но­гой).

  1. Легкое поколачивание пятками по ягодицам 4—6 раз. Пау­за отдыха.

  1. Стоя на четвереньках, отвести согнутую ногу до горизон­тального уровня (3—4 раза каждой ногой).

  1. Игра.

Заключительная часть — 2—3 мин.

  1. Ходьба, с попеременным потряхиванием ногами.

  1. Стоя, руки в стороны, сжать — разжать пальцы кисти (3— 4 раза).

При оперативном методе лечения в реабилитации детей с врожденным вывихом бедра выделяют 5 периодов: предопе­рационный, период иммобилизации, период пассивных движе­ний (ранний постиммобилизационный), период активных дви­жений (поздний постиммобилизационный), период обучения ходьбе (тренировочный). Лечебная гимнастика начинается с первого дня поступления ребенка в стационар на оперативное лечение. Задачи ЛГ предоперационного периода: оказать об­щеукрепляющее и тонизирующее действие; улучшить обмен веществ, функцию мышц тазобедренного сустава. Длитель­ность данного периода варьирует от 1,5 до 3 мес. Под дей­ствием физических упражнений улучшается функциональное состояние мышц тазобедренного сустава. Ребенок приобрета­ет навык расслабления мышц, что особенно важно при ис­пользовании скелетного вытяжения при высоком стоянии го­ловки бедра. Массаж области тазобедренного сустава приме­няют в течение 3—4 недель.

В послеоперационном периоде ЛГ назначается со 2-го дня. Задачи реабилитации — оказать противовоспалительное, обез­боливающее и рассасывающее действие; ускорить формирова­ние тазобедренного сустава и увеличить подвижность в нем (рис. 32). Средства данного периода: УВЧ, диадинамические процедуры, электрофорез с новокаином, теплолечение, элект­ростимуляция, ванны и лечебная гимнастика. УВЧ-терапия на­чинается со 2-го дня после операции и длится до 10-го дня. Под действием УВЧ ускоряется кровообращение, усиливаются им­мунобиологические процессы, проявляется бактерицидное, ан­тиспазматическое, обезболивающее действие, уменьшается отечность тканей.

Диадинамометрия на область тазобедренного сустава про­водится через «окошко» в гипсовой повязке в течение б мин ежедневно. Данный метод оказывает обезболивающее действие, стимулирует процессы регенерации.

Электрофорез с новокаином (выше и ниже гипсовой повяз­ки) — в течение 15—20 мин ежедневно, начиная со 2-го по 10— 11-й день. После снятия иммобилизации электрофорез приме­няют непосредственно на область тазобедренного сустава (12— 15 процедур).

Рис. 32. Упражнения для тазобедренного сустава и укрепления ягодичных

мышц после операции по поводу врожденного вывиха бедра:

1 — попеременное сгибание ног; 2 — поочередное отведение прямых ног

вверх; 3 — отведение двух ног вверх; 4 лежа на боку, отведение ноги,

согнутой в коленном суставе; 5 — отведение прямой ноги в сторону;

6,7 — лежа на животе и боку, отведение ноги с отягощением

Парафино-озокеритовые аппликации на область сустава (при температуре 44—48 °С) в течение 40—50 дней (15—20 про­цедур). Начиная с 4-го месяца применяют грязевые апплика­ции (40—42°С) длительностью 20 мин (через день в течение месяца).

Электростимуляция четырехглавой мышцы бедра — 15 мин ежедневно начиная с 21-го дня (постиммобилизационный пе­риод) проводят в течение 40 дней, затем назначают электро­стимуляцию ягодичных мышц в течение 30 дней.

У детей школьного возраста гипсовую повязку снимают через 30—35 дней после операции. Для улучшения консолида­ции проводят электрофорез с фосфором и кальцием, чередуя с ультразвуком, на область проекции головки и шейки бедра, что стимулирует репаративные процессы тканей сустава.

В ранний постиммобилизационный период при наличии выраженного болевого синдрома перед проведением пассивных движений рекомендуется использовать диадинамотерапию об­ласти сустава в течение 8—10 мин.

В восстановительном периоде широко используется ЛФК для восстановления функций нижних конечностей.