logo
Popov_S_N_Fizreabilitatsia

8.1. Анатомо-физиологическая характеристика детского организма в разные возрастные периоды

В настоящее время в различных отраслях науки о человеке существуют разнообразные возрастные периодизации. Перио­дом принято считать промежуток времени, охватывающий ка­кой-либо законченный процесс. Каждому возрастному перио­ду характерны ярко выраженные, специфические особенности. Смена периодов происходит скачкообразно, периоды ускоре­ния развития сменяются периодами замедления. Особенности развития ребенка в каждый период имеют количественные и качественные отличия от предыдущего. Знание особенностей возрастной периодизации необходимо для правильного пост­роения индивидуальной программы физической реабилитации ребенка, имеющего отклонения в состоянии здоровья.

Возрастная периодизация:

В педагогической практике по гигиене санитарными врача­ми используется классификация детского возраста, принятая в 1965 г. на Международном симпозиуме в Москве, в которой выделены 7 периодов взросления и созревания, длительность которых колеблется от нескольких дней до нескольких лет:
  1. — период новорожденности с рождения до 10 дней;

  1. — грудной возраст 10 дней — 1 год;

  1. — раннее детство 1—3 года;

  1. — первое детство 4—7 лет;

  1. — второе детство: мальчики от 8 до 12 лет, девочки от 8 до 11 лет;

  1. — подростковый возраст: мальчики 13—16 лет, девочки 12—15 лет;

  1. — юношеский возраст: юноши 17—21 год, девушки 16— 20 лет.

В основе периодизации лежат особенности физического, не­рвно-психического и социального развития ребенка.

I—II. Период новорожденности и грудной возраст (от рож­дения до года). Период новорожденности протекает без ослож­нений у большинства детей, родившихся от здоровых матерей. Такие дети в постнатальном периоде легче адаптируются к но­вым для них условиям внешней среды. К внешним признакам адаптации можно отнести неустойчивость температуры тела новорожденного, выраженную в транзиторной лихорадке (3— 4 дня).Температура повышается до 38—40°С и удерживается несколько часов. Физиологическая желтуха присутствует у 50% новорожденных. На 3—4-й день жизни ребенка отмечается физиологическое снижение массы тела на 5—7%, которая воз­вращается к исходному уровню к 10—11-му дню. В этот период все системы организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Пассивный иммунитет предохраняет новорожден­ного от острых вирусных инфекций (корь, скарлатина, красну­ха и т. д.), но вместе с тем дети восприимчивы к стафилокок­кам, сальмонеллам.

Длительность периода грудного возраста — 11 месяцев до конца первого года жизни. Данный период характеризуется по­вышенной интенсивностью обменных процессов на фоне фун­кциональной незрелости основных систем организма. Пассив­ный иммунитет ослабевает, а приобретенный еще достаточно слаб, поэтому во второй половине года возрастает вероятность заболеваний вирусными инфекциями, острыми желудочно-ки­шечными болезнями, пневмонией, кожными заболеваниями, рахитом.

III период — раннее детство, или преддошкольный (от 1 года до 3 лет), характеризуется заметным снижением энергии рос­та, но более быстрым развитием центральной и периферичес­кой нервной системы, расширяются условно-рефлекторные свя­зи, происходит становление второй сигнальной системы. Дети подвижны, любознательны, активно контактируют с внешним миром. У них совершенствуется речь, быстро развивается психика, расширяются границы эмоциональных проявлений: ра­дости, обиды, удивления, страха, застенчивости, которым свой­ственна лабильность. Продолжает созревать двигательный ана­лизатор, центральное звено которого расположено рядом с цен­тром речи и письма. Под действием сигналов из двигательных центров стимулируется развитие близлежащих областей, по­этому, давая ребенку задания на развитие мелкой моторики (мозаика, игры с конструкторами и др.), можно совершенство­вать его речь, учить счету, формировать обобщающие функции мозга. Задержка созревания движений повлечет задержку речи и общее отставание в психомоторном развитии. Не следует ограничивать двигательную активность ребенка и различаю игры, в которых закладываются бытовые и трудовые навыки.

IV период — первое детство, или дошкольный (от 4 до 7 лет), характеризуется качественным и функциональным совершенствованием головного мозга, органов и систем. Большинство детей начинают посещать детские дошкольные учреждения. В контактах со сверстниками расширяется кругозор ребенка, его взаимодействие с окружающим миром. Продолжает укрепляться опорно-двигательный аппарат, увеличивается объем активных движений. К концу периода начинается смена молочных зубов.

До 4 лет дети не могут сочетать четкие движения с ходь­бой. Бег похож на семенящий шаг. Дети легко играют с мя­чом, но им еще трудно ловить его и бросать. Внимание неустойчиво, ребенок быстро утомляется от однообразных движе­ний. К 5 годам улучшается координация движений, осваива­ются прыжки. К 6 годам дети бегают легко, исчезают боковые раскачивания. В этом возрасте у детей часто развиваются ин­фекционные болезни, связанные с низким иммунитетом и воз­растными контактами. К концу пребывания в детских садах увеличивается количество детей, часто болеющих или имею­щих слабое физическое развитие. Завершается период первым физиологическим вытяжением — значительным увеличением длины конечностей, отставание в развитии сердечно-сосудис­той системы приводит к появлению в это время функциональ­ного изменения сердца.

V период — второе детство, или младший школьный воз­раст, длится до 11—12 лет и характеризуется равномерным ростом и развитием ребенка. Ежегодная прибавка в росте состав­ляет 5 см, в массе — 2—3 кг. С позиции физиологов это один из наиболее скоростных периодов в развитии высшей нервной деятельности. Продолжает улучшаться память, повышается ин­теллект, концентрация внимания.

К этому возрасту закончил свое формирование позвоноч­ник, но он остается подвижным и легко поддается негативным воздействиям, поэтому требуется постоянный контроль за осан­кой. Впервые проявляется половой диморфизм физического развития. У мальчиков формируется характерное мышечное сложение. У детей совершенствуются кистевые и пальцевые движе­ния, отмечается их легкость и естественность.

VI период — подростковый (переходный) возраст, или старший школьный возраст, наблюдается у девочек с 12 до 15 лет, у мальчиков — с 13 до 16. Это один из самых трудных и ответственных периодов в жизненном цикле человека. Его основная особенность — половое созревание, связанное со сложными физическими и психическими состояниями ребенка. Дети еще не становятся взрослыми, но уже перестают быть детьми. На этот период приходится второй «пик» скелетного вытяжения, называемой пубертатным скачком роста: у мальчиков — до 9,5 см в год, у девочек — до 8. Затем скорость роста резко снижается и доходит до нуля.

Продолжают совершенствоваться функции основных сис­тем организма. У девочек в этот период наблюдаются так на­зываемые вегетативные вспышки и взрывы: возникают нео­жиданные сердцебиения, одышка, сосудистые расстройства; они часто жалуются на болевые ощущения в области сердца. От­меченные явления — результат временного расстройства регу­ляции работы внутренних органов. По этой же причине у дево­чек отмечается и повышенная возбудимость: резкая смена на­строения, склонность к слезам... Все отмеченные изменения в высшей нервной деятельности у мальчиков выражены менее, чем у девочек. Это объясняется тем, что у мальчиков значи­тельно больше объем двигательной активности, что частично и смягчает отмеченные изменения. В период наибольших «труд­ностей» для ребенка необходимо создать оптимальные условия для дальнейшего роста и развития, уменьшить по возможнос­ти патогенные воздействия.

VII период — юношеский возраст: 17—21 год — для юно­шей, 16—20 лет — для девушек. Организм начинает перехо­дить на взрослый уровень функционирования. Увеличивают­ся размеры тела в ширину; за исключением крупных трубча­тых костей, завершается окостенение. По уровню суточных энерготрат юноши и девушки приближаются к мужчинам и женщинам. В этот период возрастает уровень этических, эс­тетических и интеллектуальных эмоций, самосознания. Осо­бенности психики в юношеском возрасте во многом связаны с появляющимся чувством полового влечения. Дети по-преж­нему очень ранимы.

Рациональный режим дня, оптимальная двигательная ак­тивность станут основой нормального функционирования раз­ных систем организма, а своевременная коррекция (средства ЛФК) развивающихся отклонений в состоянии здоровья позво­лит ребенку переходить в каждый новый период жизни с опре­деленным запасом прочности. Главной особенностью физичес­кой реабилитации больных и ослабленных детей является то, что после болезни они страдают от гипокинезии, на фоне кото­рой к страданиям патологическим добавляются нарушения физического, психического и моторного развития. Средства ЛФК, используемые в детском возрасте, — лечение положе­нием, массаж, физические упражнения, естественные факто­ры природы. ЛФК показана при абсолютном большинстве за­болеваний как общеразвивающая, общеукрепляющая и патоге­нетическая терапия. Противопоказания те же, что и у взрос­лых, но добавляются временные противопоказания по приме­нению отдельных видов двигательных заданий.

Общие методические указания по реабилитационным меро­приятиям в работе с детьми:

  1. Принимать во внимание характер патологического процес­са, его стадию.

  1. Учитывать уровень психомоторного развития ребенка.

  1. Наблюдать (начиная с 4—5-го периодов и старше) за осо­бенностями реакции на лечебную гимнастику

  1. Осуществлять строгий медико-педагогический контроль за детьми всех возрастных периодов.

  1. Учитывать признаки утомления (недовольство, ухудшение качества выполнения, вялость, отказ от выполнения).

  1. Переход к занятиям по комплексу с большей психофизи­ческой нагрузкой необходимо осуществлять постепенно, до­бавляя новые упражнения в старый комплекс.

  1. Проводить занятия минимум за 30 мин до еды или через 45—50 мин — после.

  1. Хорошее проветривание и санитарная обработка помеще­ний для занятий.

  1. Ребенку в среднем назначают 3—4 курса ЛФК, с переры­вом в 1—1,5 месяца. Число занятий ЛГ за один курс со­ставляет 10—20.

  1. Моторная плотность занятия ЛГ к концу курса возрастает до 80—90% независимо от возраста ребенка.

  1. Использование музыкального сопровождения: для возбу­димых детей — тихая, мелодичная, для флегматичных, за­торможенных — бодрая, ритмичная музыка.

  1. Своевременное назначение ЛГ в период ранних нарушений.

  1. Занятия должны проводиться ежедневно или через день, с обязательным выполнением упражнений несколько раз в день.