Частота дыхания у детей разного возраста и у взрослых в покое.
ВОЗРАСТ | ЧАСТОТА ДЫХАНИЯ (раз в мин) |
новорожденный | 40-45 (одышка для взрослых) |
дошкольник | 28-30 |
младший школьник | 26-27 |
средняя школа | 23-25 |
взрослый | 16-18 |
Такая частота дыхания позволяет ребенку поддерживать стабильный уровень газообмена.
Основными причинами, вызывающими различные заболевания органов дыхания у детей являются: инфекции, экология, аллергены, наследственность.
Инфекция. Доказана ведущая роль инфекции в развитии простудных заболеваний. В межсезонье, в холодную погоду возрастает длительность пребывания детей в закрытых помещениях, что вызывает ускорение эпидемического процесса.
Большинство болезней дыхательных путей ребенка вызывается вирусами. Известно около 200 респираторных вирусов. Подобное количество разных возбудителей и легкость передачи объясняет причину их широкого распространения в любое время года. Кроме того, существует большое число восприимчивых лиц. У переболевших развивается иммунитет только на серотип вызвавший данное заболевание, а новый серотип одного и того же вируса приведет к новому заболеванию. Даже болея 4-5 раз в год в течение 50 лет жизни, человек не успевает приобрести полный набор антител к известным вирусам. Следует учитывать, что многие вирусы оставляют нестойкий иммунитет и восприимчивость к ним вновь восстанавливается через какой-то период времени.
Наиболее известный способ передачи вирусов - воздушно-капельный, а также через игрушки, предметы обихода и т.д., где они могут сохраняться до 3х суток. Городские дети болеют ОРЗ в 2 раза чаще детей из сельской местности, как правило, из-за большого контакта с различными людьми.
По мере взросления происходит накопление антител, что и обеспечивает нарастающую невосприимчивость к респираторным заболеваниям. Здоровый ребенок может являться вирусоносителем. При посещении детского дошкольного учреждения у детей постепенно складывается «коллективный» иммунитет, постоянные челны группы не заболевают, а ребенок вернувшийся после перерыва или вновь поступивший легко инфицируется. В этой связи длительные перерывы в посещениях дошкольного учреждения нежелательны.
Экология. Неблагоприятное воздействие на органы дыхания оказывают промышленные загрязнения воздушной среды (особенно окислы серы и азота, постепенно превращающиеся в кислоты).
Отмечено увеличение числа детей с бронхитами, рецидивирующими заболеваниями органов дыхания в наиболее неблагоприятных экологических районах.
Одним из сильнейших элементов загрязнения воздуха является курение. Установлено, что при систематическом вдыхании дыма происходит раздражение бронхов, повышается их реактивность. Наличие на таком фоне легкой вирусной инфекции приводит к бронхоспазмам. Дети у курящих родителей являются «пассивными курильщиками» и болеют рецидивирующим бронхитом в 2-3 раза чаще, при этом негативное воздействие табачного дыма усиливается при увеличении числа курящих в помещении.
Аллергены. Ингаляционных аллергенов (вызывающих аллергическую реакцию) множество. Пыльца, бытовые аллергены (пух, перья, пыль со штор и т.д.), запахи. Ингаляционные аллергены опасны для детей имеющих повышенную чувствительность к ним. Профилактика поступления аллергенов в организма состоит в устранении провоцирующих факторов (проветривание, внешней уборке и т.д.).
Наследственность. Наследуется предрасположенность к аллергическим реакциям (бронхиальная астма). По утверждению Таточенко В.К. дети, родители которых страдают аллергическими заболеваниями, имеют относительно небольшой (5-15%) риск развития астмы. Этот риск выше при наличии аллергических заболеваний по линии обеих родителей.
Основные заболевания органов дыхания у детей: ОРЗ, бронхит, пневмония, бронхиальная астма.
Физическая реабилитация при бронхите у детей.
У детей различают три формы острого бронхита: простой, обструктивный и бронхиолит. Для большинства детей воспалительный процесс разрешается бесследно, однако у некоторых сохраняется повышенная реактивность бронхов, которая к 2-3 годам проходит.
Клиническая картина: повышение t тела до 38-390, которая держится 2-4 дня, кашель при простом бронхите быстро становится влажным и через 7-10 дней проходит, но у некоторых детей покашливание может сохранятся 2-3 недели (слизь продолжает отделяться). При 2-й и 3-й форме бронхита на фоне невысокой температуры, на 1-3 день развивается одышка (50-70 дыхательных движений в мин), выдох изменяется и становится свистящим. Дыхательная недостаточность сохраняется при разных формах бронхита от 2 до 12 дней. Бронхит редко осложняется пневмонией даже у маленьких детей.
Различные средства ЛФК можно применять со 2-3 дня начала болезненного процесса. Субфибрильная температура не является противопоказанием к назначению ЛФК.
Задачи ФР при остром бронхите:
1.Усиление крово- и лимфооращения;
2.Уменьшение и ликвидация воспалительных изменений в бронхах;
3.Восстановление дренажной функции бронхов;
4.Профилактика рецидивирующего бронхита и повышение общей сопротивляемости организма.
Средства: лечение положением, физические упражнения, массаж, закаливание.
Лечение положением используется со 2-3 дня при первых признаках улучшения состояния и снижения температуры.
Постуральный дренаж (см.Рис.28) с вибромассажем грудной клетки выводит вязкую мокроту, которая при кашле не удаляется.
Занятия ЛГ начинают в эти же сроки. Противопоказаниями к началу занятий могут быть - сохраняющаяся высокая температура, общее тяжелое состояние и одышка. Занятия проводятся ежедневно, лучше в утренние часы.
Для дошкольников и школьников занятия ЛГ надо начинать в первый день выхода ребенка в ДДУ или школу после заболевания.
Холодный воздух улучшает дыхательную функцию. Прогулки разрешаются через 1-2 дня после падения температуры.
Детей второго возрастного периода выносят 1-2 раза на 10-15 мин, постепенно увеличивая продолжительность до 1-1,5 часа (2-3 раза в день). Дети дошкольного и школьного возраста гуляют с родителями. Проводят также закаливание водой - обливание водой с постепенным снижением температур с 22 до 16-130. Зимние виды спорта, плавание, бег на открытом воздухе - будут способствовать повышению неспецифической сопротивляемости детского организма.
Хронический (рецидивирующий) бронхит.
Это хроническое неспецифическое заболевание органов дыхания наблюдается преимущественно у дошкольников болеющих острым бронхитом 3 и более раз в год. Чаще обострение возникает на фоне ОРВИ в период между обострениями здоровья.
ФР в период ремиссии хронического бронхита.
Задачи:
Нормализация крово- и лимфообращения бронхолегочной системы.
Улучшение дренажной функции бронхов.
Предупреждение развития бронхоспазма.
Устранение отставания в психомоторном развитии.
Профилактика нарушений осанки.
Средства: физические упражнения, массаж, закаливание. В комплексе ЛГ включаются упражнения для мышц грудной клетки и верхнего плечевого пояса (с целью ликвидации воспалительного процесса), специальные дренажные упражнения (эвакуация содержимого бронхов), упражнения на расслабление (предупреждение бронхоспазмов) и общеразвивающие упражнения (повышение сопротивляемости организма, снижение вероятности простудных заболеваний). Дошкольники занимаются в ДДУ, школьники - в поликлинике или в ВФД.
Массаж спины и грудной клетки выполняется в дренажных исходных положениях, сочетается с дыхательными упражнениями.
Дошкольникам можно рекомендовать сочетания локальных приемов закаливания водой и воздухом, после дневного сна. Выполнив упражнения в постели дети ходят в трусиках по массажному коврику, затем переходят в емкость с водой температурой 20-220 на 1-2 мин и продолжают ходьбу по обычному ковру до полного высыхания ножек.
ЛФК при пневмонии.
Частота острых пневмоний у детей составляет 5-15 случаев на 1000 детей, чаще болеют дети в возрасте от 1 до 3 лет.
Методика ЛГ зависит от возраста ребенка.
Задачи ЛГ при пневмонии у детей в I - III периоды жизни в подостром периоде:
Компенсация дыхательной недостаточности;
Улучшение психоэмоционального состояния ребенка;
Улучшение деятельности желудочно-кишечного тракта.
Для решения поставленных задач используются массаж и физические упражнения. Выполняется общий массаж в медленном темпе в сочетании с пассивными движениями конечностей. Основной прием - поглаживание. Длительность занятий 5-8 мин.
В период обратного развития воспалительного процесса к вышеперечисленным задачам ЛГ присоединяются задачи ускорения рассасывания патологического очага. Средствами являются активные, пассивные и рефлекторные упражнения, длительность занятий 10-12 мин. По мере ликвидации остаточных явлений пневмонии решаются задачи полного восстановления дыхательной функции и психомоторного состояния ребенка, предупреждение рецидивов и осложнений. Средства остаются теми же, но увеличивается общая нагрузка, широко используются игры, длительность занятий 15-20 мин.
Широкое распространение в практике ЛГ при работе с бронхолегочной патологией получила звуковая гимнастика. Предлагается использовать трех фазовое дыхание, которое не перегружает легкие излишним напряжением и соответствует фазам дыхания спящего человека: выдох-пауза-вдох. Различные звуковые сочетания произносятся на выдохе, что создает определенные условия для тренировки органов дыхания, так как артикуляционные органы оказывают сопротивление выдыхаемой струе воздуха. Принципиальная отличительная черта такого дыхания - фиксация внимания на паузе, которая наступает после выдоха и предваряет последующий вдох.
Первая фаза - выдох, выполняется через рот. Выдох длинный, ровный и дозированный. Не выполняется до предела.
Вторая фаза - пауза. Определяет оптимальность газообмена при различных состояниях организма. Она должна быть естественной и приятной.
Третья фаза - вдох производится автоматически носом, почти бесшумно.
При обучении начинают выполнять дыхательные упражнения с выдоха, затем ждут, когда появится естественное желание вдохнуть. И тогда воздух за счет движения ребер и диафрагмы поступает в легкие и заполняет их насколько требуется.
В звуковой гимнастике используются не только буквы, но и слоги. Мо, ме, му и т.д. После освоения приемов звуковой гимнастики, ее применяют в сочетании с физическими упражнениями. Например, стоя, ноги шире плеч, пальцы рук сцеплены в замок: 1- поднять руки вверх, потянуться - вдох, интенсивный наклон вперед, руки вниз со звуком «уух» - упражнение «дровосек».
В реабилитации детей с бронхолегочной патологией приемы звуковой динамической гимнастики включаются в основную часть занятия - 3-4 упражнения, которые выполняются в игровой форме на основе подражаний («поезд едет», подуть на свечу и т.д.).
ФР при бронхиальной астме у детей.
У детей чаще всего встречаются инфекционно-аллергическая форма бронхиальной астмы. Частота распространенности бронхиальной астмы в России - 1%, по данным американских специалистов такие дети с астматическими проявлениями составляют от 2-3% до 4-7%.
Клиническая картина: у больного ребенка периодически отмечаются приступы удушья, связанные с резким сужением просвета бронха (см.рис29).
Приступу предшествует повышенная возбудимость, раздражительность и состояние угнетенности, неприятное ощущение в области груди, свистящие хрипы. При инфекционно-аллергической форме предвестником становится инфекция дыхательных путей. Во время приступа грудная клетка расширена и приподнята, мышцы надплечий напряжены, голова втянута, дыхание шумное, сухой затрудненный изнурительный кашель. Невозможно осуществить выдох, расширены зрачки и учащен пульс. У детей с многолетней бронхиальной астмой изменяется форма грудной клетки, приобретая бочкообразный вид.
ФР при бронхиальной астме у детей. Задачи ФР:
1) уравновешивание процессов возбуждения и торможения в ЦНС;
нормализация бронхиальной проходимости;
улучшение эвакуаторной функции бронхов;
укрепление дыхательной мускулатуры и нормализация внешнего дыхания;
профилактика нарушений осанки и деформации грудной клетки;
повышение неспецифической сопротивляемости организма.
Средства: физические упражнения - ОРУ и дыхательные, упражнение на расслабление, массаж. Широкий спектр дыхательных упражнений включает: звуковую гимнастику с произношением шипящих, свистящих, которые вызывают дрожание голосовой щели и вибрацию бронхиального дерева, снижающие тонус гладкой мускулатуры, упражнения с удлиненным выдохом, с задержкой дыхания на выдохе, дренажные упражнения. В межприступный период предлагается использование метода волевого управления дыхания (модифицированный метод К.П. Бутейко), направленного на устранение психоэмоционального напряжения, подавление навязчивого покашливания. Постепенно увеличивается время задержки дыхания от 4-5 до 15-30 сек., кроме этого используется велоэргометрия: 1-2 раза в день из расчета 1,5 Вт на кг, при скорости вращения педалей 60 об/мин, по 10-20 мин. Курс лечения 2 недели. Рекомендуется вдыхание газовых смесей с пониженным содержанием О2 до 12-15%. Такой подход при легкой и средне-тяжелой формах бронхиальной астмой позволяет существенно уменьшить или полностью отменить лекарственное лечение.
Комплексное использование традиционной методики ЛГ с включением элементов релаксации, дренажной гимнастики Толкачева Б.С., йоготерапии вызывает улучшение функции внешнего дыхания.
По мнению Васильевой Т.Л. с соавт. методики волевой ликвидации глубокого дыхания, респираторно-звуковая ритмическая гимнастика с элементами аутогенной тренировки повышают эффективность восстановительного лечения до 87%.
Помимо традиционных методик ЛГ при бронхиальной астме у детей в практике физической реабилитации используют методику Бутейко К.П. и парадоксальную гимнастику Стрельниковой А.Н.
Принципиальное отличие парадоксальной гимнастики заключается в том, что вдох делается в момент, когда грудная клетка сжата, дыхательные мышцы получают наибольшую нагрузку. В традиционной методике лечебной гимнастики вдох выполняется в момент наибольшего раскрытия грудной клетки. По Стрельниковой А.Н. вдох короткий и активный, с большим количеством повторений в высоком темпе. Выдох является результатом вдоха и выполняется самопроизвольно.
По мнению Бутейко К.П. главным лечебным действием физических упражнений является не «вымывание» глубоким вдохом и выдохом углекислоты из легких, а наоборот ее сохранение при выполнении упражнений с уменьшением глубины дыхания.
- 1.2. Цели и задачи преподавания дисциплины.
- 1.3. Краткая характеристика дисциплины, ее место в учебном процессе.
- 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплин.
- 2.1. Форма контроля.
- 2.2. Критерии оценки качества знаний студентов.
- 3. Объем дисциплины и виды учебной работы.
- 4. Содержание дисциплины
- 4.1. Тематический план
- 4.2. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных (30 часов), лабораторных (60 часа), самостоятельная работа (102 часов)
- Раздел 1. Средства и методы физической реабилитации при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
- Тема 1. Физическая реабилитация при атеросклерозе и ишемической болезни сердца.
- Лекция №1 Физическая реабилитация при атеросклерозе
- Физическая реабилитацияпри ишемической болезни сердца
- Определение толерантности к физической нагрузке (тфн) и функционального класса больного ибс
- Методика физической реабилитации больных ибс на санаторном этапе
- Лабораторная работа №1
- Самостоятельная работа
- Тема 2. Физическая реабилитация при инфаркте миокарда.
- Лекция №2 физическая реабилитация при инфаркте миокарда
- Санаторный этап реабилитации больных
- Диспансерно-поликлинический этап реабилитации больных
- Лабораторная работа №2
- Лабораторная работа №3
- Самостоятельная работа
- Тема 3. Физическая реабилитация при гипертонической болезни, гипотонической болезни и нейроциркулярной дистонии.
- Лекция №3 физическая реабилитация при гипертонической болезни (гб)
- Понятие о гипотонической болезни
- Понятие о нейроциркулярной дистонии (нцд)
- Лабораторная работа №4
- Лабораторная работа №5
- Самостоятельная работа
- Раздел 2. Средства и методы физической реабилитации при заболеваниях дыхательной системы.
- Тема 1. Физическая реабилитация при бронхиальной астме.
- Лекция №4 физическая реабилитация при бронхиальной астме
- Клинико-физиологическое обоснование применения средств физической реабилитации
- Средства физической реабилитации
- Лабораторная работа №6
- Самостоятельная работа
- Тема 2. Физическая реабилитация при эмфиземе легких.
- Лабораторная работа №7
- Самостоятельная работа
- Тема 3. Физическая реабилитация при бронхите и бронхоэктатической болезни.
- Лабораторная работа №8
- Самостоятельная работа
- Тема 4. Физическая реабилитация при пневмонии, плевритах, пневмосклерозе.
- Лекция №5 физическая реабилитация при пневмонии
- Физическая реабилитация при плевритах
- Физическая реабилитация при пневмосклерозе
- Лабораторная работа №9
- Лабораторная работа №10
- Самостоятельная работа
- IX семестр
- Раздел 3. Средства и методы физической реабилитации при заболеваниях органов пищеварения.
- Тема 1. Физическая реабилитация при гастритах, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.
- Лекция №1
- Физическая реабилитация при гастритах
- Физическая реабилитация при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки
- Лабораторная работа №1
- Лабораторная работа №2
- Самостоятельная работа
- Тема 2. Физическая реабилитация при дисфункциях кишечника и желчевыводящих путей, энтероколитах и опущениях органов брюшной полости.
- Лекция №2 Воспалительные заболевания
- Дискинезии кишечника
- Дискинезии желчевыводящих путей
- Физическая реабилитация при опущении органов брюшной полости
- Лабораторная работа №3
- Лабораторная работа №4
- Самостоятельная работа
- Тема 3. Физическая реабилитация при расстройствах обмена веществ.
- Лабораторная работа №5
- Самостоятельная работа
- Раздел 4. Средства и методы физической реабилитации при заболеваниях нервной системы.
- Тема 1. Физическая реабилитация при травматической болезни спинного мозга (тбсм).
- Лекция №3 Физическая реабилитация до 12 месяцев
- Принципы реабилитации в позднем периоде тбсм
- Методика физической реабилитации в позднем периоде тбсм
- Лабораторная работа №6
- Лабораторная работа №7
- Самостоятельная работа
- Тема 2. Физическая реабилитация при остеохондрозе позвоночника.
- Лекция №4 физическая реабилитация при остеохондрозе позвоночника
- Лабораторная работа №8
- Лабораторная работа №9
- Самостоятельная работа
- Тема 3. Игры для больных при заболеваниях и повреждениях нервной системы.
- Лекция №5
- Лабораторная работа №10
- Самостоятельная работа
- X семестр
- Раздел 5. Средства и методы физической реабилитации в период беременности, в родах и послеродовый период.
- Тема 1. Особенности физической реабилитации в период беременности.
- Лекция №1
- Гимнастика в период беременности.
- Особенности методик физических упражнений в трех группах беременных женщин (по Поплавскому а.К).
- Основные задачи занятий физическими упражнениями в I триместре:
- Лабораторная работа №1
- Самостоятельная работа
- Тема 2. Физическая реабилитация в родах и послеродовый период.
- Лабораторная работа №2
- Самостоятельная работа
- Раздел 6. Средства и методы физической реабилитации при заболеваниях и повреждениях у детей и подростков.
- Тема 1. Особенности физической реабилитации детей с врожденными аномалиями развития (врожденный вывих бедра, врожденная мышечная кривошея, врожденная косолапость, пупочная грыжа).
- Лекция №2 Врожденный вывих бедра.
- Лабораторная работа №3
- Лабораторная работа №4
- Самостоятельная работа
- Тема 2. Физическая реабилитация при заболеваниях сердечно-сосудистой системы у детей.
- Лекция №3
- Лабораторная работа №5
- Лабораторная работа №6
- Самостоятельная работа
- Тема 3. Физическая реабилитация при заболеваниях органов дыхания у детей.
- Лекция №4
- Частота дыхания у детей разного возраста и у взрослых в покое.
- Лабораторная работа №7
- Самостоятельная работа
- Тема 4. Физическая реабилитация при заболеваниях и повреждениях нервной системы.
- Лабораторная работа №8
- Самостоятельная работа
- Тема 5. Подвижные игры в системе реабилитации детей.
- Лекция №5
- Лабораторная работа №9
- Лабораторная работа №10
- Самостоятельная работа
- 5. Перечень примерных контрольных вопросов к зачетам и экзамену по всему курсу
- 6. Примерная тематика рефератов, контрольных и курсовых работ, выпускных квалификационных работ
- 8. Рекомендуемая литература Основная
- Дополнительная