logo
Аннотации 2012

«Социально-гигиеническая характеристика стоматологического здоровья младших школьников»

Дудченко Елены Владимировны

Научный руководитель: В.А. ПЛАКСИН, доцент, к.м.н.

АктуальностьОбщеизвестно, что недостаточное внимание к медицинским, гигиеническим и социальным проблемам детей в значительной мере снижает общий уровень здоровья населения.

Высокая стоматологическая заболеваемость детского населения РФ остается одной из актуальных проблем отечественного здравоохранения.

Актуальность работы определяется высокой распространенностью стоматологических заболеваний и возможностью получения медицинского и социального эффекта при проведении научно обоснованных мероприятий по формированию у младших школьников высокого уровня мотивации к сохранению здоровья полости рта.

Цель работы:Цель исследования оценить знания и навыки в области профилактической стоматологии учащихся младших классов одной из школ города Северодвинска и определить влияние на заболеваемость факторов риска.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить позиции школьников и их родителей в отношении основных аспектов стоматологического здоровья.

  2. Определить уровень санологической культуры взрослого населения (родителей школьников)

  3. Оценить знания и навыки в области профилактической стоматологии у школьников.

Практическая значимость. На основании полученных результатов исследования сформулированы конкретные рекомендации для повышения общего уровня здоровья, в том числе стоматологического, создания благоприятных условий для адаптации ребенка к новым условиям и овладения школьной образовательной программой.

Объект исследования:учащиеся младших классов средней школы г. Северодвинска .

Предмет исследования:знания и навыки в области профилактической стоматологии у школьников и их родителей.

ВЫВОДЫ

По результатам исследования стоматологического здоровья у детей установлено:

  1. Заболеваемость кариесом зубов детей 7-10 летнего возраста в городе Северодвинске как высокая. Структура интенсивности кариозной болезни: декомпенсированная форма кариозной болезни выявлена у 56,7%, детей компенсированная форма наблюдается у 28,2%, пациенты с интактными зубными рядами составили 15,4%. У детей 7-10 лет высокая распространенность (58,1% молочных зубов) и интенсивность кариеса постоянных зубов (с 0,97 по 1,17 по КПУ). Потребность детей школьного возраста в лечении передней группы зубов с применением современных светоотверждаемых пломбировочных материалов составила 9,3%. Более трети (38,4%) кариозных поражений у школьников в возрасте 10- 11 лет были расположены на трех и более поверхностях зубов и требовали применения пломбировочных материалов повышенной прочности.

Проведенное социологическое исследование показало, что подавляющее количество пациентов характеризуются не высокой стоматологической активностью (36,9%), посещают врача-стоматолога только по необходимости.

  1. Уровень санологической культуры: население лечиться в государственных медицинских учреждениях. Увеличилось число детей с плохим уровнем гигиены полости рта (с 16% в 2010 до 20,5 % в 2011г.). Только каждый второй знает о значении профилактической роли зубных паст. Более четверти учащихся не умели правильно чистить зубы.

  2. В качестве проблемы требующей дальнейшего изучения выделяется страх перед визитом к стоматологу (63,4% школьников).

4. Наблюдается кадровый дефицит детских врачей-стоматологов в области школьной стоматологии, что приводит к снижению объема стоматологических услуг, в большей степени за счет профилактической составляющей. Укомплектованность штатов врачей-стоматологов детских составила 3,1 на 10000 населения.

Таким образом, анализ отечественных исследований и полученных мною данных доказательно демонстрируют необходимость диспансерного наблюдения детей для повышения здоровья детей, в частности снижения показателей распространенности и интенсивности кариеса как временных, так и постоянных зубов. Проведенные исследования доказали необходимость не только лечебных, но и профилактических мер. Оказывается значительно меньшее психоэмоциональное воздействие на ребенка, формируется стойкая мотивация на профилактические мероприятия. Весь объем мероприятий по улучшению ситуации в полости рта детей силами лишь стоматологических манипуляций решить невозможно: совместными усилиями врачей-стоматологов, врачей–педиатров, узких специалистов в процессе тесного взаимодействия, возможно, оздоровить нацию, а не лечить болезни.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для повышения общего уровня здоровья, в том числе стоматологического, создания благоприятных условий для адаптации ребенка к новым условиям и овладения школьной образовательной программой необходимо:

  1. Первичную и вторичную профилактику проводить в полном объеме в дошкольном возрасте в детских стоматологических поликлиниках, отделениях, кабинетах.

  2. Для формирования у ребенка потребности в соблюдении гигиены полости рта следует использовать зрительную, слуховую и тактильную мотивацию (ощущение гладкой поверхности зубов после чистки).

  3. В воспитании прочных гигиенических навыков у детей принадлежит родителям, педагогам и медицинским работникам школ.

  4. Для повышения уровня санитарной культуры родителей, воспитателей, педагогов и медицинских работников детских дошкольных и школьных учреждений врачи-стоматологи, гигиенисты должны профессионально проводить санитарно-просветительную работу.

  1. Выпускная квалификационная работа студентки ЯРУНИЧЕВОЙ НИНЫ ВАЛЕРЬЕВНЫ

  2. Тема работы:СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАЧЕСТВА РАБОТЫ МЕДСЕСТРЫ ОТДЕЛЕНИЯ АНЕСТЕЗИОЛОГИИ-РЕАНИМАЦИИ.

  3. Научный руководитель: Плакидин Виктор Геннадьевич

  4. Актуальность.Качество предоставления сестринских услуг не подкреплено законодательными актами, не определены достаточные критерии качества, разработанные стандарты сестринской деятельности носят рекомендательный характер, поэтому проблема качества оказания сестринской помощи звучит достаточно актуально на сегодняшний день. От того, на сколько качественно выполнена медицинская услуга, зависит и эффективность лечебных мероприятий, количество затрат на лечение пациента, его психологический комфорт.

  5. Цель работы:Изучить деятельность медсестры в отделении анестезиологии-реанимации и наметить пути совершенствования ее работы для повышения качества оказываемой сестринской услуги.

  1. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: Проанализировать деятельность отделения и кадровый состав отделения в плане качества оказания сестринских услуг;

  2. Провести анкетирование кадрового состава отделения для выявления отношения к качеству сестринской помощи;

  3. Проанализировать проводимую в отделении работу по оценке качества сестринской помощи;

  4. На основании проведенного исследования наметить пути совершенствования качества работы медсестры.

  1. Научная новизна.Впервые проводиться комплексное изучение качества оказания сестринской помощи в отделении анестезиологии –реанимации ГБУЗ АО «АОКБ».

  2. Практическая значимость. На основании полученных результатов исследования сформулированы конкретные рекомендации по совершенствованию качества работы медсестер в отделении анестезиологии - реанимации.

  3. Объект исследования:Медицинские сестры, работающие в отделении анестезиологии-реанимации ГБУЗ АО «АОКБ».

  4. Предмет исследования:Качество работы сестринского персонала.

  5. Материалы и методы исследования.Исследование проведено на базе ГБУЗ АО «Архангельская областная клиническая больница»,

г. Архангельска.

Были применены следующие методы исследования:

1.Анализ годового отчета отделения анестезиологии-реанимации ГБУЗ АО «Архангельской областная клиническая больница» за 2011г.;

2. Анкетирование врачей, медицинских сестер;

3. Изучение нормативной документации;

4. Статистическая обработка результатов.

ВЫВОДЫ

1. Отделение анестезиологии-реанимации на 12 коек является важным структурным подразделением ГБУЗ АО «АОКБ». За 2011 год через отделение анестезиологии-реанимации прошло 7% пациентов от общего количества поступивших в больницу, что свидетельствует о высокой интенсивности работы отделения. За исследуемый промежуток времени показатель летальности по отделению снизился с 12,9% до 11,1%. По структуре заболеваний у пациентов, пролеченных в отделении в 2011 году отмечается большее количество пациентов с заболеваниями сердечнососудистой системы – 20,2%, с заболеваниями центральной нервной системы 17,5% и 12,1% с заболеванием дыхательной системы. Причем, пролеченных мужчин на 28% было больше, чем пролеченных женщин.

Основной процент пребывания пациентов в отделении приходится на первые трое суток (79,8%), а наименьший показатель – более 20 суток (0,1%). 60,5% от всех поступивших приходится на пациентов после оперативных вмешательств (плановых и экстренных).

2. Укомплектованность отделения врачами составляет 52,3%, сестринским персоналом - в среднем 92,5 %, а младшим медперсоналом – 76,9 %. Весь сестринский персонал отделения работает по совместительству. 38,8% врачей имеют высшую квалификационную категорию, 11,1% - первую и 16,6% - вторая категория. Соответственно у медсестер – 28,3% - высшая, 22,6% - первая и 9,4% - вторая квалификационная категория.

3. Для того чтобы улучшить качество оказываемой помощи медсестры считают, что нужно повысить заработную плату 72%, пересмотреть функциональные обязанности 18%, снизить нагрузку 6% и 4% компьютеризировать рабочее место. К концу рабочего дня 16% медицинских сестер ощущают резкое падение работоспособности, у 66% опрошенных она снижается незначительно и отсутствие снижения работоспособности указали 18% респондентов, 82 % испытывают физические и психические перегрузки. 83% врачей полностью удовлетворены качеством сестринского ухода.

4. В отделении анестезиологии-реанимации в основном сложилась благоприятная обстановка по улучшению качества оказания медицинской помощи, что выражается в позитивном настрое врачей и медсестер. Все медицинские сестры ответственно относятся к работе, положительно оценивает качество их работы старшая медицинская сестра отделения по 8 параметрам «Карты контроля качества работы медсестры». Качество работы зависит от стажа, нагрузки, распределения функциональных обязанностей, компьютерных технологий, современных знаний.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Пересмотреть и составить новые должностные инструкции, определяющие объем работы медсестер и позволяющие оценить качество ухода;

2. Разработать критерии материального стимулирования;

3. Разработать лист регистрации выполнения медсестрой процедур, предусматривающий обязательный контроль и анализ причин осложнений.

4. Продолжить совершенствование оценки качества работы медсестер «Карты контроля качества работы медсестры».

По сохранению и укреплению сестринской помощи, развитию сестринского дела в Российской Федерации первоочередными считаем следующие мероприятия:

— разработка национальной программы здравоохранения (охраны здоровья);

— разработка (в рамках национальной программы здравоохранения) программы развития сестринского дела в стране;

— определение пределов компетенции медицинской сестры в зависимости от уровня образования и квалификации,

— пересмотр норм нагрузки и нормативов работы медицинских сестер разных специальностей, номенклатуры должностей и закрепление их законодательными правовыми документами;

— пересмотр уровня оплаты труда медицинских сестер, акушерок, фельдшеров, улучшение социальных условии:

— строгая регламентация и контроль безопасности труда на рабочем месте медиков:

— развитие профессиональных ассоциаций в регионах и утверждение статуса ассоциаций в законодательном порядке.

Парфеновой Надежды Васильевны

Руководитель: к.м.н., доцент Плакидин Виктор Геннадьевич

Тема:КАЧЕСТВО СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ КАРДИОХИРУРГИЧЕСКИМ БОЛЬНЫМ В ОЦЕНКАХ МЕДСЕСТЕР И ПАЦИЕНТОВ(на примере кардиохирургической реанимации ГБУЗ АО «Первая городская клиническая больница им. Е.Е. Волосевич»).

Роль и значение медицинской сестры возрастают вместе с общим развитием и совершенствованием медицинской науки. В настоящее время средний медицинский персонал должен обладать все более сложными медицинскими, педагогическими, психологическими, техническими познаниями и навыками.

Обязанностями медицинской сестры являются полноценный уход за больным, четкое выполнение врачебных назначений, необходимо, чтобы ее человеческие качества сочетались с высокими профессиональными навыками. Она должна быть человеколюбивой, доброй, отличаться чувством милосердия и сострадания, компетентностью, быть постоянно готовой прийти на помощь, облегчить боль и страдание.

Сестринский уход – это особый и совершенно специфический вид помощи больным людям, а также их родственникам, который совмещает в себе как сугубо медицинские и социальные вопросы помощи больным, так и психологические и духовные аспекты. Тем самым, больной и его близкие оказываются окруженными не только квалифицированной медицинской помощью, но и ощущением всесторонней заботы и внимания, как своего рода комплексной защитой и опекой.

Актуальность работыобусловлена тем, что современные сестринские технологии вносят новое понимание роли медицинской сестры в уходе за пациентами после операций на сердце, требуя от нее не только наличия хорошей технической подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентами, умения работать с пациентом как с личностью, а не как с объектом манипуляций.

В настоящее время в российском сестринском деле нет единого алгоритма деятельности медсестры (стандарта) при реализации ухода за кардиохирургическими пациентами, так же нет единой методики, утвержденной Законом, по оценке сестринской помощи. Однако понятно, что на современном этапе необходима целостная система профессионального ухода за пациентом, с оперированным сердцем – «сестринский процесс», «высокотехнологичные сестринские клинические вмешательства».

Цель работы:изучить качество сестринской помощи кардиохирургическим больным на примере кардиохирургической реанимации ГБУЗ «Первая городская клиническая больница им.Е.Е.Волосевич», отношение среднего медицинского персонала к этому процессу и мнение пациентов о его результатах.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. дать характеристику отделения кардиохирургической реанимации ГБУЗ АО «Первая городская клиническая больница им.Е.Е.Волосевич»;

  2. рассмотреть особенности сестринского ухода за больными после операций на сердце в кардиохирургической реанимации ГБУЗ АО «Первая городская клиническая больница им.Е.Е.Волосевич»;

  3. исследовать уровень знаний сестринского персонала об особенностях ухода за кардиохирургическими больными, а также степень готовности медсестер к внедрению современных сестринских технологий в сестринский уход за больными после операций на сердце в кардиохирургической реанимации ГБУЗ АО «Первая городская клиническая больница им.Е.Е.Волосевич»;

  4. проанализировать мнение кардиохирургических пациентов о качестве сестринской помощи в отделении и степень удовлетворенности качеством ухода в кардиохирургической реанимации ГБУЗ АО «Первая городская клиническая больница им.Е.Е.Волосевич»;

Объект исследования:средний медицинский персонал и пациенты отделения кардиохирургической реанимации ГБУЗ АО «Первая городская клиническая больница им.Е.Е.Волосевич».

Предмет исследования: качество сестринской помощи больным после операции на сердце в кардиохирургической реанимации ГБУЗ АО «Первая городская клиническая больница им.Е.Е.Волосевич»

Научная новизнаработы состоит в том, что впервые на базе ГБУЗ АО «Первая городская клиническая больница им.Е.Е.Волосевич» будут исследованы особенности и качество сестринского ухода за кардиохирургическими больными, готовность сестринского персонала к внедрению современных сестринских технологий в сестринский уход за больными, прооперированными на сердце, а также мнение пациентов о качестве сестринской помощи в отделении.

Практическая значимость. На основании полученных результатов исследования сформулированы рекомендации по повышению качества сестринского ухода за кардиохирургическими больными и создание системы профессионального ухода в отделении.

Гипотеза исследования: выявление уровня знаний и умений сестринского персонала в области сестринского ухода за кардиохирургическими больными, соблюдение рекомендаций по совершенствованию ухода позволит повысить качество этого процесса в ГБУЗ АО «Первая городская клиническая больница им.Е.Е.Волосевич».

Материалы и методы:

  1. Теоретическое и научное обоснование особенностей сестринского ухода за кардиохирургическими больными (аналитический метод).

  2. Исследование практических аспектов сестринского ухода за больными после операции на сердце в отделении кардиохирургической реанимации ГБУЗ АО «Первая городская клиническая больница им.Е.Е.Волосевич» (клинический анализ).

  3. Анкетирование медсестер и пациентов кардиохирургической реанимации ГБУЗ АО «Первая городская клиническая больница им.Е.Е.Волосевич» (социологический метод).

  4. Выкопировка и обработка данных, включенных в наблюдение (статистический метод).

  5. Формулировка предложений по улучшению качества сестринского ухода за больными прооперированными на сердце в отделении кардиохирургической реанимации ГБУЗ АО «Первая городская клиническая больница им.Е.Е.Волосевич» (прогностический метод).

На основании обзора литературы, оценки основных показателей работы отделения в целом, анализа деятельности сестринского персонала отделения, а также проведенного анкетирования медицинских сестер и пациентов сделаны следующие выводы и предложения:

ВЫВОДЫ

1. Отделение кардиохирургической реанимации ГБУЗ АО «Первая ГКБ им.Е.Е.Волосевич» оснащена современным оборудованием, но периодически возникают проблемы с расходным материалом;

укомплектованность врачебным персоналом - 43,2%, сестринским – 50%, младший медперсонал -62%;

по количеству проведенных операций превалируют АКШ и АКШ+резекция клапанов (более 75%), в тоже время осваиваются новые виды сложных операций (операция Росса, операция Бентала);

в связи с уменьшением квот на операции общее количество больных снизилось с 2008 по 2011 годы на 29 %, а количество операций практически не изменилось, также за анализируемый период показатели летальности уменьшились с 3,1% до 2,5%.

2. Пациенты после операции в кардиохирургической реанимации проводят 3-4 дня, до восстановления стабильной гемодинамики. Адаптационный вариант КСН включает: реанимационную карту с 3 блоками, лист сестринского наблюдения со сведениями о проблемах пациента и методах их устранения , лист сестринского ухода со сведениями сестринских манипуляций и частота их выполнения.

3. По результатам анкетирования сестринский персонал грамотный, ответственный, хорошо знает особенности сестринского ухода за больными после операции на сердце (97,4%), систематически пополняют свои знания и умения (97,4%), ответственно относятся к работе и к внедрению высокотехнологичных сестринских вмешательств (80%). При достаточно небольшом стаже работы (58% до 5 лет) 90% медсестер отделения кардиохирургической реанимации сделали выбор осознанно и 100% считают, что уход за пациентами организован качественно и в полном объеме.

4. Подавляющее большинство опрошенных пациентов (87,8%) оценили профессиональное мастерство медсестер в отделении как хорошее, полностью удовлетворены качеством сестринского ухода во время лечения в кардиохирургической реанимации 87,9%. Также основная масса опрошенных пациентов (96,5%) высказали мнение о необходимости использования алгоритмов деятельности медсестры при уходе за больными после операций на сердце, но в тоже время только 22,7% положительно относятся к внедрению высокотехнологичных сестринских манипуляций, а 33,7% считают наиболее важным сочетание личностных и профессиональных качеств медицинской сестры.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Зав. отделением контролировать и своевременно обеспечивать отделение расходным материалом:

-системы ЭКМО

-оксигенаторы с набором магистралей

-наборы для инвазивного мониторинга и другой не менее необходимый материал.

2. Довести комплектацию отделения врачебным, сестринским, младшим персоналом отделения до 100%.

3. Рекомендовать при реализации сестринского ухода за больными после операции на сердце соблюдение алгоритмов деятельности медсестры с отражением сестринского ухода в разработанных документах.

4.В системе обучения сестринского персонала отделения продолжить совершенствование практических навыков по уходу за больными, с выходом на аттестацию и повышение квалификационной категории.

5. Разработать систему стимуляции и поощрения медицинских сестер, успешно выполняющих уход за кардиохирургическими больными.

«КАЧЕСТВО СЕСТРИНСКОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ (В ОЦЕНКАХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР И ПАЦИЕНТОВ)».

  1. Выпускная квалификационная работа студентки

Бушуновой Натальи Анатольевны

  1. Тема работы:«Качество сестринской стоматологической помощи пациентам в условиях городской поликлиники (в оценках медицинских сестер и пациентов).

  2. Научный руководитель: В.А. Плаксин, доцент, к.м.н.

4. Актуальность. Обеспечение качества и доступности медицинской помощи является актуальной задачей как отечественного, так зарубежного здравоохранения на протяжении всей истории его развития. Согласно современной концепции развития сестринского дела медицинская сестра должна быть высококвалифицированным специалистом – партнером врача и пациента, способным к самостоятельной работе в составе единой команды. В связи с этим, важнейшим вопросом является разработка и внедрение системы управления качеством сестринской помощи, позволяющей оценить эффективность профессиональной деятельности специалистов со средним медицинским образованием по повышению удовлетворенности населения качеством предоставляемых медицинских услуг. Вместе с тем, современная экспертиза качества медицинской помощи в России в основном базируется на оценке работы врачей, в то время как вопросы оценки сестринской помощи и сестринского ухода не имеют должного отражения в имеющихся системах контроля качества.

5. Цель работы:Дать характеристику качества сестринской стоматологической помощи пациентам в условиях городской поликлиники и предложить рекомендации по ее совершенствованию.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Дать характеристику ресурсов, обеспечивающих качество сестринской стоматологической помощи на базе поликлиники ФГБУЗ СМКЦ им. Н.А.Семашко ФМБА России.

  2. Охарактеризовать факторы, влияющие на качество стоматологической помощи с точки зрения медицинских сестер.

  3. Изучить мнение пациентов о качестве работы стоматологической службы поликлиники.

  4. Разработать рекомендации по совершенствованию качества сестринской помощи в поликлиники.

  5. Научная новизна. Впервые проводится комплексное изучение качества оказания сестринской помощи стоматологической службы ФГБУЗ СМКЦ им. Н. А. Семашко ФМБА России.

  6. Практическая значимость. На основании полученных результатов исследования сформулированы конкретные рекомендации по улучшению качества работы медсестер в стоматологической службе.

  7. Объект исследования: медицинские сестры и пациенты, получающие медицинскую помощь в стоматологической службе.

  8. Предмет исследования: качество работы медицинских сестер.

  9. Материалы и методы исследования. Исследование проведено на базе ФГБУЗ СМКЦ им. Н. А. Семашко ФМБА России.В работе применены следующие методы исследований: исторический, санитарно-статистический,социологический, аналитический.

ВЫВОДЫ

  1. Стоматологические кабинеты оборудованы современной аппаратурой импортного и российского производства, оснащены всем необходимым инструментарием, пломбировочным материалом импортного и российского производства. Укомплектованность врачами составляет 89%, средним медицинским персоналом 92,3%, младшим медицинским персоналом 83,3%. Сертифицировано 100 % медицинских сестер стоматологической службы. 92% медицинских сестер имеют квалификационную категорию: 15% -высшую, 46% - первую, 31% - вторую.

  2. С точки зрения сестринского персонала к факторам, отрицательно влияющим на качество сестринской помощи относятся: неустройство рабочего места (93%), недостаточное обеспечение медикаментами (85%), загруженность (54%). В рейтинге профессиональных качеств медицинские сестры считают значимыми для оказания сестринской помощи пациентам: профессионализм, четкое выполнение врачебных назначений, учитывая индивидуальные особенности пациентов (77%), ответственность (69%), внимательность (54%). Медицинские сестры удовлетворены условиями работы (62%), Среди медицинских сестер, которые не полностью неудовлетворенны и неудовлетворенны условиями работы считают, что причиной является большая нагрузка, низкая заработная плата

  3. Пациенты удовлетворены (65%), оказанной сестринской медицинской помощью. Факторы, повышающие качество работы медицинских сестер: увеличение заработной платы, непрерывное повышение квалификации, улучшение материально – технического оснащения, систематический контроль работы медицинской сестры, сокращение работы с медицинской документацией. В рейтинге наиболее значимых личностных качеств медицинские сестры пациенты ставят на первое место – доброжелательность (80%), на второе место – профессионализм, четкое выполнение врачебных назначений, учитывая индивидуальные особенности пациентов (78%), на третье место – ответственность (74%).

  4. Для улучшения эффективности деятельности сестринского персонала и повышения качества сестринской помощи необходимо ввести контроль качества работы среднего медицинского персонала с использованием экспертных карт. Формирование мотивации к повышению качества услуг с использованием моральных (предоставление возможности карьерного роста, участие в инновациях и др.) и материальных стимулов (премирование, материальное вознаграждение за участие в инновациях и др.). Улучшение физического (медицинские осмотры) и психического здоровья (организация психологической помощи, тренинги и др.),

Практические рекомендации

В соответствии с результатами проведенного для повышения качества сестринской стоматологической помощи сформулированы следующие рекомендации.

  1. Разработать методику проведения экспертизы качества сестринской помощи, включающую набор критериев качества сестринской помощи.

  2. Заведующему стоматологической службы доукомплектовать штаты среднего и младшего медперсонала.

  3. Старшей медицинской сестре стоматологической службы проводить контроль и оценку деятельности сестринского персонала.

  4. Постоянно повышать квалификацию медицинских сестер.

  5. Использовать в деятельности медицинской сестры «Карту экспертной оценки качества сестринской помощи».

  6. Применять систематический мониторинг удовлетворенности пациентов качеством сестринской помощи.

  1. Выпускная квалификационная работа студентки Черепановой Ольги Сергеевны

  2. Тема работы:«Влияние обучения в «Школе матери» на психо-эмоциональное состояние беременных» (на примере ГБУЗ АО «Архангельский родильный дом им. К.Н. Самойловой).

  3. Научный руководитель: Т.Б. Лебедева, доцент кафедры акушерства и гинекологии СГМУ.

  4. Актуальность: Одной из важнейших проблем акушерства является охрана здоровья матери и ребенка, заключающаяся в снижении и профилактике перинатальной заболеваемости и смертности. Повышение уровня здоровья женщин, особое отношение к беременности как процессу, формирующему потенциал общества, уровень его возможностей и определяющий перспективы развития всего социума, является одной из основных и определяющих целей национального политики. Снижение у женщин репродуктивного здоровья ставит перед программами по дородовой подготовке на первый план задачу по урегулированию психо-эмоционального состояния, мероприятия направленные на коррекцию тревоги, страхов у беременных женщин, которые, приводят к хроническому стрессовому состоянию у будущих матерей. В этой связи, задача обеспечения оптимальных условий течения беременности, устранение факторов риска, формирование здорового поколения, в том числе и в течение антенатального периода развития, становится актуальной и своевременной.

  1. Цель работы:разработать рекомендации по совершенствованию психологической подготовки беременных женщин к родам.

  2. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. изучить историю становления и современного состояния школы психопрофилактики для беременных женщин;

  2. проанализировать состояние психики и тревожности будущих матерей во время беременности;

  3. рассмотреть систему обучения в «Школе матери», как способ усовершенствования психопрофилактических занятий для снижения уровня тревожности у беременных женщин;

  4. определить оптимальные пути снятия тревожности у беременных при помощи занятий в «Школе матери».

  1. Научная новизна. впервые в г. Архангельске на базе ГБУЗ АО «Архангельский родильный дом им. К.Н.Самойловой» в «Школе матери» проводится изучение психо-эмоционального состояния будущих матерей с целью моделирования алгоритмов решения по снижению неблагоприятного эмоционального фона среди беременных женщин и влиянии обучения на положительное восприятие беременности.

  2. Практическая значимость. Сравнение результатов исследования женщин с опытом и без опыта предродовой подготовки даст нам право утверждать о преимуществах психопрофилактической работы с данной группой женщин. Результаты исследования могут быть полезны для медицинского персонала женских консультаций, а также для медицинских психологов, работающих с беременными женщинами.

  3. Объект исследования:беременные женщины.

  4. Предмет исследования:изучение аспектов психо-эмоционального состояния будущих матерей.

  5. Материалы и методы исследования.Исследование проведено на базе ГБУЗ АО «Архангельский родильный дом им. К.Н. Самойловой». Были применены следующие методы исследования:

  1. анкетирование – получение информации на основании подготовленных вопросов;

  2. метод тестирования – позволяет быстро оценить психолого-личностные характеристики:

  1. опрос – получение информации при общении с беременной женщиной;

  2. Статистический метод определения критерия Хи-квадрат – который позволяет сравнивать распределения частот вне зависимости от того, распределены они нормально или нет.

ВЫВОДЫ

После проведенного изучения психо-эмоционального состояния будущих матерей, мы можем сделать выводы по поставленным в начале исследования задачам.

  1. После изучения истории становления и современного состояния школы психопрофилактики для беременных женщин, мы можем сказать, что «Школы матери» - это новая медико-профилактическая технология, цель которой – обеспечить благополучное вынашивание беременности, благоприятные роды, рождение здорового ребенка, сформировать позитивное отношение к беременности, что весьма актуально, если учесть состояние здоровья населения в стране.

  2. После обучения в «Школе матери» количество женщин тревожно и депрессивно настроенных в большинстве анализируемых категорий уменьшились в среднем с 15,6 до 9,9% и 2,4 до 1,2% соответственно. При статистической достоверности частот по критерию Хи-квадрат = 729,1; р≤0,05.

  3. При анализе типа ПКГД, во всех трех блоках увеличивается количество женщин эйфорично настроенных, в среднем с 22,8% до 30,2%. Хи-квадрат= 729,1; р≤0,05.

  4. Увеличилось число женщин с депрессивным настроем в категории «отношение к образу жизни во время беременности» с 0,9% до 3,7% (Хи-квадрат=134,9 / 85,8; р≤0,05); и тревожно настроенных в категории «отношения к беременной родственников и посторонних людей» с 5,5 / 4,6% до 10,1% соответственно(Хи-квадрат=252,5 и 145,81 / 190,4 и 81,8; р≤0,05), что может свидетельствовать о неблагоприятных взаимоотношениях в семье и незаинтересованности общества. Данная группа обязательно нуждается в индивидуальном наблюдении у психотерапевта.

  5. Современные женщины во многом утратили способность прислушиваться к своему телу и чувствам, они больше доверяют рациональным доводам и суждениям. Основные причины, побуждающие женщин пройти обучение в «Школе матери» - это недостаток информации о родах, послеродовом периоде, уходе за новорожденным. Чувства тревоги будущие матери ощущают на протяжении всей беременности и ждут помощи от медперсонала и окружающих близких людей.

  6. При помощи занятий в «Школе матери» определены оптимальные пути снятия тревожности у беременных в виде проведения занятий с наиболее ранних сроков беременности, включающих программы физического и психологического компонента.