logo
Осн здор обр жизн

3.10.4. Организация двигательной активности

Один из обязательных факторов здорового образа жизни студентов — систематическое, соответствующее полу, возраст, состо­янию здоровья использование физических нагрузок. Они представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных за­нятиях физическими упражнениями и спортом, объединенных терми­ном «двигательная активность».

У большого числа людей, занятых в сфере интеллектуального труда, двигательная активность ограничена. Это присуще и студентам, у кото­рых соотношение динамического и статического компонентов жизнеде­ятельности составляет по времени в период учебной деятельности 1 : 3, а по энерготратам 1 : 1; во внеучебное время соответственно 1 : 8 и 1: 2. То обстоятельство, что динамический компонент деятельности студен­тов во время учебных занятий и во внеучебное время почти одинаков, указывает на низкий уровень двигательной активности значительного контингента студентов. В то же время определенная часть студентов ув­лекается спортом, уровень достижений в котором требует от них выпол­нения сравнительно высоких по объему и интенсивности физических нагрузок. Поэтому возникает важнейшая социально-педагогическая за-

152

Рис. 3.1. Схема соотношения границ различной двигательном активности: МНИ — минимально необходимая величина; МДВ — максимально допустимая величи­на; / — патология; // — гипокинезия; /// — гигиеническая норма; IVгиперкинезия; V — патология

дача — определить оптимальные, а также минимально и максимально возможные режимы двигательной активности.

Минимальные границы должны характеризовать тот объем движе­ний, который необходим человеку, чтобы сохранить нормальный уро­вень функционирования организма. Этому уровню должен отвечать двигательный режим оздоровительно-профилактического характера. Оптимальные границы должны определить тот уровень физической активности, при котором достигается наилучшее функциональное состояние организма, высокий уровень выполнения учебно-трудовой, и социальной деятельности. Такой режим носит оздоровительно-разви­вающий характер. Максимальные границы должны предостерегать от чрезмерно высокого уровня физических нагрузок, который может привести к переутомлению, перетренировке, к резкому снижению уровня работоспособности в учебно-трудовой деятельности. Назовем такой режим индивидуально адаптированным к максимальным воз­можностям студентов. Поэтому для студентов-спортсменов, ориенти­рованных на достижение высоких спортивных результатов, необходи­мо планировать индивидуальный режим обучения, жизнедеятельности, тренировки, обеспечивающий сочетание всех его компонентов (см. гл. 7). На рис. 3.1 представлена схема соотношения границ различной двигательной активности, они относительны, подвижны и определя­ются многими факторами.

Установлено, что в среднем двигательная активность студентов в период учебных занятий (8 мес.) составляет 8000—11 000 шагов в

153

сутки; в экзаменационный период (2 мес.) — 3000—4000 шагов, а в ка­никулярный период 14 000—19 000. Очевидно, что уровень двига­тельной активности студентов во время каникул отражает естествен­ную потребность в движениях, ибо в этот период они свободны от учебных занятий. Исходя из этого можно отметить, что уровень их двигательной активности в период учебных занятий составляет 50— 65%, в период экзаменов — 18—22% биологической потребности. Это свидетельствует о реально существующем дефиците движений на про­тяжении 10 мес. в году.

Учебные занятия по физическому воспитанию (два раза в неделю) в среднем обеспечивают возможность движений в объеме 4000— 7300 шагов, что не может компенсировать общий дефицит двигатель­ной активности за неделю. К сожалению, в выходные дни малоподвиж­ный образ жизни доминирует у большинства студентов, а двигательный компонент составляет менее 2% бюджета свободного времени.

У студентов-спортсменов среднесуточный объем двигательной ак­тивности составляет 16 000—24 000 шагов. Его повышение до 28 000— 32 000 шагов на учебно-тренировочных занятиях затрудняет восста­новление. Как следствие, у них существенно снижается в последую­щие дни объем повседневной двигательной активности до 2500— 4000 шагов. Такое явление отражает процесс саморегуляции двига­тельной активности, внутреннее содержание которого составляет взаимодействие процессов утомления и восстановления.

Следует учитывать сезонные колебания двигательной активнос­ти — зимой она снижается на 5—15% по отношению к лету, у студен­тов, отнесенных к основной медицинской группе, она выше, чем у тех кто распределен в специальную медицинскую группу, в среднем на 17—28%. У мужчин двигательная активность выше, чем у женщин, в среднем на 25—30%. Нейродинамические особенности (баланс между возбуждением и торможением) также влияют на объем двигательной активности. У лиц с преобладанием возбуждения наблюдается более высокий уровень двигательной активности, чем у лип с преобладани­ем торможения над возбуждением (в 2—3 раза). Лица с уравновешен­ностью этих процессов по уровню двигательной активности занимают среднее положение.

В соответствии с программой профилактики основных факторов риска среди молодежи гиподинамической считается ситуация, при ко­торой студент уделяет физическим упражнениям до 4 ч в неделю, т.е. занимается только в рамках учебных занятий по физическому воспи­танию. Оптимальным двигательным режимом для студентов является

Локомоция — наиболее энергетически емкий показатель двигательной активности.

154

такой, при котором мужчины уделяют занятиям 8—12 ч в неделю, а женщины 6—10 ч. При этом на целенаправленные занятия физически­ми упражнениями желательно затрачивать не менее 6—8 ч мужчинам и 5—7 ч женщинам. Остальное время дополняется физической актив­ностью в различных условиях бытовой деятельности. Важный фактор оптимизации двигательной активности — самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями (утренняя гимнастика, микро­паузы в учебном труде с использованием упражнений специальной на­правленности, ежедневные прогулки, походы выходного дня и т.д.). Необходимые условия самостоятельных занятий — свободный выбор средств и методов их использования, высокая мотивация и положи­тельный эмоциональный и функциональный эффект от затраченных физических, волевых, эмоциональных усилий (более подробно об этом см. гл. 6).

Таким образом, чтобы выполнять указанный двигательный режим, необходима двигательная деятельность в объеме 1,3—1,8 ч в день. За счет использования двигательной активности с относительно высокой интенсивностью можно сократить ее продолжительность. Так, двухча­совую прогулку со скоростью 4,5 км/ч заменяет 15-минутный бег со скоростью 10 км/ч или 30 мин игры в баскетбол. В качестве компонен­та двигательной активности не следует забывать и столь популярные у молодежи танцы. Их высокий эмоциональный эффект сопряжен и с хорошим функциональным эффектом (пульсовой режим 120— 140 удар/мин).