1. Структура и содержание физической культуры и спорта для инвалидов
Физическая культура — это особая и самостоятельная область культуры, которая приобретает ряд специфических черт в приложении к инвалидам различных групп, занимающихся физическими упражнениями и массовым спортом. Обеспечивая развитие двигательного аппарата, укрепляя здоровье, повышая работоспособность организма, физические упражнения способствуют сглаживанию и преодолению множества отклонений. Именно движение осуществляет ту непосредственную связь ребенка с окружающим миром, которая лежит в основе развития его психических процессов и организма в целом. Физическая культура имеет большие возможности для коррекции и совершенствования моторики инвалида. Большое число физических упражнений и вариативность их выполнения позволяют производить отбор целесообразных их сочетаний для каждого отдельного случая. Это и обусловливает преимущество средств физического воспитания перед восстановительной трудотерапией.
Инвалидность сопряжена не только с потерей трудоспособности, но и ограничением двигательной деятельности. В связи с этим данная категория людей находится в вынужденных условиях дефицита двигательной активности. Поэтому инвалиды в значительной степени подвержены негативному воздействию гипокинезии. Выделяют общую гипокинезию, когда ограничена двигательная активность всего организма, и локальную — при ограничении активности определенной группы мышц. Отрицательные кумулятивные воздействия гипокинезии приводят к снижению функциональной активности органов и систем и нарушению регуляторных механизмов, которые проявляются в очень многих процессах: нарушениях обмена веществ, трофических и дегенеративных изменениях в ОДА и нервно-мышечной системе, ухудшении деятельности всех систем организма и прежде всего общей работоспособности, иммунитета и др.
«Неэкономичность» функционирования различных систем организма приводит в конечном итоге к истощению компенсаторных возможностей организма, снижению его функциональных резервов. Гипокинезии являются причиной не только снижения функциональных возможностей и сокращения сроков профессиональной пригодности % но имеют высокую корреляционную связь с сокращением продолжительности жизни. Вместе с тем результаты множественных исследований свидетельствуют о том, что наиболее физиологичными и адекватными факторами профилактики отрицательных воздействий гипокинезии являются средства и методы физической культуры. Очевидная целесообразность и необходимость профилактики негативного влияния этих факторов у инвалидов подчеркивает особую актуальность проблемы разработки и внедрения специальных комплексов адекватцых средств, форм и методов оздоровительной физической культуры. Специфика данной проблемы связана в основном с ограничением возможностей реализации широкого спектра средств физической культуры и спорта инвалидов. Основными причинами недостаточного развития физической культуры и спорта инвалидов являются: незрелость общественного мнения о необходимости создания для инвалидов условий «равной личности»; практическое отсутствие специализированных спортивных сооружений, оборудования и инвентаря; нерешенность проблем инвалидов в архитектурно-строительном комплексе, в том числе перемещений на дорогах и транспорте; отсутствие профессиональных организаторов и тренеров со специальной подготовкой; отсутствие целевого финансирования на проведение физкультурно-оздоровительной работы; низкая мотивация самих инвалидов к самосовершенствованию, к воспитанию характера и самодисциплины.
Физическая культура и спорт для этой группы населения могут выступать как эффективное средство реабилитации и социальной адаптации. Занятия физической культуры и спорта являются для инвалидов факторами улучшения самочувствия, повышения уровня здоровья и уровня физической подготовленности, удовлетворения потребности в общении, расширения круга знакомств, самореализации при занятии спортом.
Реализация физкультурно-оздоровительных программ приводит к расширению возможности двигательной деятельности инвалидов, позволяет им, повысив свои физические кондиции, включиться в общеполезный труд.
Помимо этого, занятия физической культурой и спортом имеют большое социально-психологическое значение. В настоящее время среди инвалидов высок процент людей, склонных к депрессии и суициду, что вызвано изолированностью этой группы людей от социальной жизни. Путем привлечения наибольшего количества инвалидов в физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность можно существенно снизить количество суицидов в этой социальной группе. Продолжительность жизни инвалидов в нашей стране значительно ниже продолжительности жизни инвалидов в других странах мира. Вовлечение инвалидов в физкультурно-оздоровительные занятия будет способствовать улучшению показателей и по этому признаку.
Большое положительное влияние занятия физической культурой и спортом оказывают на родителей, имеющих детей-инвалидов. Родители, у которых дети-инвалиды занимаются физической культурой и спортом, получают возможность гордиться ими и активнее участвовать в процессе социальной адаптации своих детей. К составным частям физической культуры инвалидов относятся: физическое воспитание, спорт и физическую рекреацию.
Физическое воспитание отражает необходимость общества в планомерной, систематической и целенаправленной физической подготовке подрастающего поколения — инвалидов с детства к практической жизнедеятельности. Оно является необходимой предпосылкой для занятий массовым спортом и непременным условием формирования физической культуры личности, которая включает в себя ценностную реабилитацию, организованность, целенаправленность в деятельности инвалидов.
Другим компонентом физической культуры является массовый спорт. Если физическое воспитание создает начальную базу для разностороннего развития физических способностей и двигательных навыков, формирует предпосылки для значительного развития их, то массовый спорт способствует полному раскрытию этих возможностей и позволяет испытывать огромное чувство радости, полноты жизни и владение своим телом, преодоление трудностей. Спорт содействует интеграции инвалида в общественной жизни, позволяя включаться в социальные контакты с другими людьми. В спорте инвалид получает возможность самореализации, самосовершенствования, самоутверждения. Кроме этих психологических аспектов, участие в спортивном движении способствует активизации всех систем организма, моторной коррекции и формированию ряда необходимых двигательных компенсаций, что в свою очередь является существенным фактором социальной реабилитации инвалидов.
Физическая рекреация, т. е. использование физических упражнений для развлечения, досуга, находит все большее распространение как форма оздоровительной физической культуры инвалидов. Новой формой этой деятельности стали СпАр-тианские игры, предложенные и разработанные В.И. Столяровым в 1990 г. Программа игр включает в себя разнообразные соревнования и конкурсы, которые связаны с миром спорта, искусства и другими видами творческой деятельности. Сам спорт выступает в его необычной, нетрадиционной форме и, кроме того, всемерно поощряет поведение участников в соот*-ветствии с критериями духовности, нравственности и красоты.
Главной особенностью СпАртианских игр являются:
1. Гармоничное объединение спорта с искусством и другими видами духовно-творческой деятельности в соревновательной программе игр инвалидов.
2. Уникальная соревновательная программа, включающая в себя «СпАртианские огоны» (от гр. огон.— «борьба, состязание, турнир») — новые комплексные формы соревнований (личные или командные), требующие от инвалидов физической подготовленности, спортивного и художественного мастерства, знаний, интеллекта, творчества, юмора.
3. Новая гуманистически ориентированная система оценки и поощрения участников игр, определение победителей (учитывается выступление участников как в спортивных соревнованиях, так и в художественных, творческих конкурсах, и не только результат, но и поведение; для этих целей используется большое число качественных оценок и т. д.).
4. Сочетание соревнований с несоревновательными играми.
5. Равноправное участие инвалидов вместе с другими лицами.
Такая программа создает условия для совместного и равноправного участия в играх людей разного возраста, пола, физического состояния, различных ийтересов и т. д., в том числе родителей совместно с детьми и, что особенно важно, лиц с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями (инвалидов).
На СпАртианских играх инвалиды получают возможность проявления не только самостоятельной физической, интеллектуальной, творческой активности, общения с другими лицами, но и (что и самое главное) равноправное участие вместе с ними в соревнованиях, при котором они не чувствуют себя ущербными, больными, инвалидами. Разнообразие спортивных соревнований, адаптация их к физическому и психическому состоянию инвалидов позволяет им активно участвовать и побеждать в этих соревнованиях. В число победителей на играх включаются не только те, кто показал лучший результат, но и те, кто продемонстрировал мужество, волю и т. д.
СпАртианские игры — прекрасное средство отдыха и развлечений (рекреации). Вместе с тем они приобщают участников к увлекательному миру физической культуры, спорта, искусства, дают им возможность попробовать свои силы и способности в различных видах творческой деятельности, определить программу совершенствования, а также ту сферу деятельности, которая им больше всего нравится и в которой они мо-1 гут с наибольшей отдачей проявить свои способности.
Таковы основные особенности СпАртианских игр как но- 1 вой модели игр для инвалидов, имеющей ярко выраженную гуманистическую направленность.
Большую популярность получили СпАртианские игры, основными участниками которых являются родители со своими детьми-инвалидами. Для этих игр характерны такие особенности:
1. Проведение игр на базе санаторных домов отдыха, постоянно действующих, круглогодичных (или летних) спАртианских лагерей, центров и т. д., где участникам игр может оказьюаться систематическая и квалифицированная медицинская помощь и тем самым обеспечивается комплексная, а не только социально-педагогическая реабилитация.
2. Организация проведения в основном командных, а не личных соревнований, хотя и поощряются те или иные достижения отдельных участников.
3. Значительно большее (по сравнению с другими СпАртианскими играми) использование «кооперативных» игр — спортивных соревнований, при проведении которых учитываются достижения не отдельных участников или команд, соревнующихся друг с другом, а всех участников, объединенных в единую команду, а также «новых игр», в которых вообще нет победителей и побежденных, поощряются сотрудничество, юмор и т. д.
Основной проблемой для развития оздоровительных физической культуры и спорта инвалидов является отсутствие научно обоснованных программ. Для создания таких программ методически конструктивным подходом может быть отнесение всех категорий инвалидов к 3 группам: 1-я группа — социально и физически адаптированные; 2-я — преимущественно социально неадаптированные; 3-я — преимущественно физически неадаптированные инвалиды.
Вся система физической культуры и спорта инвалидов разбивается на 4 подсистемы:
— лечебно-физкультурной реабилитации инвалидов;
— физкультурно-оздоровительной работы с инвалидами;
— массового спорта инвалидов;
— спорта высших достижений, включая международные соревнования.
Цели и задачи физической культуры и спорта инвалидов. Коррекционно-компенсаторная направленность пронизывает весь педагогический процесс, определяет задачи и методики физического воспитания и спорта инвалидов. Поэтому в работе с инвалидами специфичны уже общие задачи физического воспитания. Оздоровительные задачи предполагают организацию работы таким образом, чтобы оказывать влияние не только на общее состояние, но и восстанавливать те или иные нарушенные болезнью функции организма. Эти задачи включают в себя физическое оздоровление, создание условий для правильного физического развития, закаливания, коррекцию, особенности соматического состояния (коррекцию акта дыхания, походки, осанки и т. д.).
Воспитательные задачи предполагают выработку определенных характерологических черт (воля, настойчивость, чувство коллективизма, организованность, активность, смелость и т. д.), обеспечивают стимуляцию психического развития. Развивается внимание, память, находчивость, улучшается ориентация, осуществляется развитие интеллекта. Воспитание основных физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости) инвалидов до недавнего времени считалось нецелесообразным в связи с комплексным поражением организма, мнением о невозможности полноценного приспособления к самостоятельной жизни. В настоящее время вопросу воспитания физических качеств уделяется должное внимание и этот процесс может осуществляться максимально эффективно, имея не последнее значение в коррекционно-воспитательной работе.
Решение образовательных задач по формированию двигательных умений и навыков в работе с инвалидами предполагает прежде всего помощь естественного процесса формирования возрастных моторных функций. Кроме того, необходимо формировать те двигательные умения- и навыки, которые инвалид не может освоить самостоятельно из-за патологических изменений двигательной сферы, часто встречающихся у всех категорий инвалидов.
В физическом воспитании инвалидов выявляется ряд специальных коррекционных задач, имеющих самостоятельное значение, но тесно взаимосвязанных. Это прежде всего задача включения в кбмпенсацию основного дефекта и в коррекцию вторичных нарушений, обусловленных основным заболеванием, выполнение таких двигательных заданий, которые развивают мышечно-суставное чувство, ориентировку в пространстве и времени, степень напряжения и расслабления мышц, последовательность движений, внимание к своим движениям и действиям, умение выполнять движения по словесной инструкции, анализ движений по качеству их выполнения.
С учетом особенностей инвалидов становится ясным, какое большое значение имеют педагогический и медицинский контроль в процессе их занятий физическими упражнениями и спортом. Методы врачебно-педагогического контроля остаются теми же, что и при занятиях здоровых лиц, но частота и систематичность их применения должна быть выражена значительно больше, чем при работе со здоровыми.
- Оглавление
- Предисловие
- I. Организационно-методические основы реабилитации
- 1 Понятие о реабилитации. Ее задачи, принципы и средства
- 1.1. Задачи медицинской реабилитации
- Понятие о физической реабилитации
- 1.2. Принципы медицинской и физической реабилитации
- 1.3. Средства медицинской и физической реабилитации
- 1.4 Составление реабилитационных программ
- 2. Общая характеристика средств физической реабилитации
- 2.1. Общие основы лечебной физической культуры '
- 2.2. Основы физиотерапии
- 2.3. Основы лечебного массажа
- Сегментарная иннервация внутренних органов
- II. Физическая реабилитация в травматологии и ортопедии
- 1. Понятие о травме и травматической болезни
- 2. Физическая реабилитация при переломах длинных трубчатых костей и костей плечевого пояса
- 2.1. Переломы
- 2.2. Переломы костей верхнего плечевого пояса
- 2.3. Переломы костей нижних конечностей
- 2.4. Массаж и физиотерапия при переломах длинных трубчатых костей и костей плечевого пояса
- 3. Физическая реабилитация при повреждениях суставов
- 3.1. Реабилитация при повреждениях плечевого сустава
- 3.2. Вывихи в плечевом суставе
- 3.3. Физическая реабилитация при привычном вывихе плеча (пвп)
- 3.4. Травмы локтевого сустава
- 3.5. Повреждения коленного сустава
- Примерный комплекс лг в зале лфк
- Примерный комплекс физических упражнений в бассейне
- 3.6. Повреждения голеностопного сустава
- 4. Физическая реабилитация при переломах позвоночника и таза
- 4.1. Переломы позвоночника
- 4.2. Переломы таза
- Длительность отдельных периодов лфк (дни) в зависимости от характера переломов таза
- 5. Физическая реабилитация при травмах кисти и стоп
- 5.1. Переломы пястных костей
- 5.2. Повреждения стопы
- 5.3. Повреждения ахиллова сухожилия
- 6. Физическая реабилитация при челюстно-лицевых травмах, повреждениях лор-органов и глаз
- 6.1. Челюстно-лицевые травмы
- 6.2. Повреждения лор-органов
- 6.3. Травмы глаз
- 7. Физическая реабилитация больных при ожогах и отморожениях
- 7.1. Ожоги
- 7.2. Отморожения
- 8. Основные принципы реабилитации спортсменов при повреждениях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата
- 9. Физическая реабилитация при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии
- 9.1. Реабилитация при нарушениях осанки
- Тестовая карта для выявления нарушений осанки
- 9.2. Реабилитация при сколиозах
- 9.3. Реабилитация при плоскостопии
- 9.4. Игры при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии
- III физическая реабилитация при заболеваниях сердечнососудистой системы
- 1. Общие данные о заболеваниях сердечно-сосудистой системы
- 1.1. Механизмы лечебного и реабилитационного действия физических упражнений
- 1.2. Основы методики занятий физическими упражнениями при лечении и реабилитации больных сердечно-сосудистыми заболеваниями
- 2. Физическая реабилитация при атеросклерозе
- 3. Физическая реабилитация при ишемической болезни сердца
- 3.1. Определение толерантности к физической нагрузке (тфн) и функционального класса больного ибс
- 3.2. Методика физической реабилитации больных ибс на санаторном этапе
- 3.3. Физическая реабилитация больных ибс IV функционального класса
- 4. Физическая реабилитация при инфаркте миокарда
- 4.1. Этапы реабилитации больных инфарктом миокарда
- 4.2. Стационарный этап реабилитации больных
- Классы тяжести больных инфарктом миокарда
- Сроки назначения больным инфарктом миокарда различных степеней активности в зависимости от класса тяжести заболевания
- 4.3. Санаторный этап реабилитации больных
- Программа физической реабилитации больных, перенесенных инфаркт миокарда, на санаторном этапе (л.Ф. Николаева, д.К. Аронов, н.А. Белая, 1998)
- 4.4. Диспансерно-поликлинический этап реабилитации больных
- 5. Физическая реабилитация при гипертонической болезни (гб)
- 5.1. Этиология и патогенез гб
- 5.2. Степени и формы гб, клиническое течение
- 5.3. Механизмы лечебного действия физических упражнений
- 5.4. Основные принципы лечения и реабилитации больных гб
- 6. Физическая реабилитация при гипотонической болезни и нейроциркулярной дистонии
- 6.1. Понятие о гипотонической болезни
- 6.2. Понятие о нейроциркулярной дистонии (нцд)
- 6.3. Методика физической реабилитации
- 7. Физическая реабилитация при приобретенных пороках сердца
- 8. Физическая реабилитация при облитерирующем эндартериите и варикозном расширении вен
- 8.1. Облитерирующий эндартериит
- 8.2. Варикозное расширение вен нижних конечностей
- IV физическая реабилитация при заболеваниях органов дыхания
- 1. Физическая реабилитация при бронхиальной астме
- 1.1. Клинико-физиологическое обоснование применения средств физической реабилитации
- 1.2. Средства физической реабилитации
- 2. Физическая реабилитация при эмфиземе легких
- 3. Физическая реабилитация при бронхите и бронхоэктатической болезни
- 4. Физическая реабилитация при пневмонии
- 5. Физическая реабилитация при плевритах
- 6. Физическая реабилитация при пневмосклерозе
- V физическая реабилитация при заболеваниях органов пищеварения, обмена веществ, суставов и органов мочевыделения
- 1. Физическая реабилитация при гастритах и язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки
- 1.1. Физическая реабилитация при гастритах
- Патогенез хронического гастрита
- 1.2. Физическая реабилитация при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки
- 2. Физическая реабилитация при дисфункциях кишечника и желчевыводящих путей, энтероколитах и опущениях органов брюшной полости
- 2.1. Воспалительные заболевания
- 2.2. Дискинезии кишечника
- 2.3. Дискинезии желчевыводящих путей
- 2.4. Физическая реабилитация при опущении органов брюшной полости
- 3. Физическая реабилитация при расстройствах обмена веществ
- 3.1. Физическая реабилитация при ожирении
- 3.2. Физическая реабилитация при подагре и сахарном диабете
- 4. Физическая реабилитация при заболеваниях суставов
- 5. Физическая реабилитация при заболеваниях органов мочевыделения
- 6. Игры при заболеваниях внутренних органов (дыхательной, сердечнососудистой, пищеварительной систем)
- VI физическая реабилитация при оперативных вмешательствах на органах грудной клетки и брюшной полости
- 1. Физическая реабилитация при оперативных вмешательствах на сердце, крупных сосудах и легких
- 1.1. Лфк при хирургических вмешательствах по поводу пороков сердца
- 1.2. Лфк при аорто-коронарном шунтировании и резекции постинфарктной аневризмы левого желудочка
- 1.3. Лфк при оперативных вмешательствах на крупных сосудах
- 1.4. Физическая реабилитация при оперативных вмешательствах на легких.
- 2. Физическая реабилитация при оперативных вмешательствах на органах брюшной полости
- 2.1. Клинико-физиологическое обоснование применения лфк
- VII. Физичесш реабилитация при заболеваниях и повреждениях нервной системы
- 1. Характеристика изменений при заболеваниях и повреждениях нервной системы
- 2. Физическая реабилитация при церебро-васкулярной патологии
- 2.1. Система поэтапной реабилитации больных с церебро-васкулярной патологией
- 3. Физическая реабилитация при травматической болезни спинного мозга (тбсм)
- 3.1. Клиника травматической болезни спинного мозга (тбсм)
- 3.2. Механизмы реабилитационного действия физических упражнений и особенности методики их применения
- 3.3. Физическая реабилитация до 12 месяцев
- 3.4. Принципы реабилитации в позднем периоде тбсм
- 3.5. Методика физической реабилитации в позднем периоде тбсм
- 3.6. Особенности физической реабилитации лиц с травмой шейного отдела в позднем периоде тбсм
- 4. Физическая реабилитация при остеохондрозе позвоночника
- 4.1. Клиническая картина остеохондрозов
- 4.2. Лечение и реабилитация больных при остеохондрозах
- 5. Физическая реабилитация при заболеваниях и травмах периферической нервной системы
- 5.1. Реабилитация больных при невритах
- 5.2. Неврит лицевого нерва
- 5.3. Поражение плечевого сплетения
- 5.4. Неврит локтевого нерва
- 5.5. Неврит большеберцового и малоберцового нервов
- 6. Физическая реабилитация при черепно-мозговой травме
- 7. Физическая реабилитация при неврозах
- 8. Игры для больных при заболеваниях и повреждениях нервной системы
- VIII физическая реабилитация при заболеваниях и повреждениях у детей и подростков
- 1. Анатомо-физиологическая характеристика детского организма в разные возрастные периоды
- 2. Реабилитация детей с врожденной аномалией развития
- 2.1. Врожденный вывих бедра
- 2.2. Врожденная мышечная кривошея (вмк)
- 2.3. Врожденная косолапость
- 2.4. Пупочная грыжа
- 3. Реабилитация детей при возрастных инфекционных заболеваниях и их профилактика
- 4. Реабилитация при заболеваниях сердечно-сосудистой системы у детей _
- 4.1. Ревматизм
- 4.2. Миокардит
- 43. Функциональные нарушения (изменений) в работе сердца у детей
- Нормы чсс в покое для детей разного возраста
- 5. Реабилитация детей с заболеваниями органов дыхания
- 5.1. Лфк при бронхите у детей
- 5.2. Хронический (рецидивирующий) бронхит
- 6. Реабилитация детей при заболеваниях и повреждениях нервной системы
- 6.1. Детский церебральный паралич (дцп)
- 6.2. Лечебная физкультура при миопатии
- 7. Подвижные игры в системе реабилитации детей
- IX особенности занятий физическими упражнениями в период беременности, в родах и послеродовой период. Лечебная физкультура при гинекологических заболеваниях
- 1. Основные изменения в организме женщины в период беременности
- 2. Гимнастика в период беременности
- Противопоказания к занятиям физическими упражнениями в период беременности
- Критерии распределения беременных на группы для занятий гимнасткой (по а.К. Поплавскому)
- Особенности методик физических упражнений в трех группах беременных женщин (по а.К. Поплавскому)
- 3. Гимнастика в родах
- 4. Гимнастика в послеродовой период
- Примерный комплекс специальных упражнений при неправильном положении матки (загиб кзади)
- X реабилитация инвалидов
- 1. Понятие инвалидности. Различные категории инвалидов
- 2. Психолого-педагогические особенности работы по реабилитации инвалидов
- 3. Реабилитация инвалидов с повреждениями и дефектами опорно - двигательного аппарата
- 3.1. Ампутация
- Примерный комплекс специальных упражнений после ампутации голени (3—4-я неделя)
- 3.2. Полиомиелит
- 5. Реабилитация инвалидов с сенсорноречевыми нарушениями
- 5.1. Нарушения слуха
- 5.2. Нарушения зрения
- XI физическая культура и оздоровительный спорт для инвалидов
- 1. Структура и содержание физической культуры и спорта для инвалидов
- 2. Средства, методы и формы физического воспитания инвалидов
- 3. Особенности развития физических качеств у различных групп инвалидов
- 4. Организация проведения занятий оздоровительным спортом для инвалидов
- 5. Организация и проведение соревнований по видам спорта для инвалидов